конспект урока по СБО на тему: Первая помощь утопающему(8 класс)

класс СБО Тема: «Первая помощь утопающему». Дата ____________
Цели урока: Формировать знания о правилах поведения на воде и оказания первой медицинской помощи утопающему.
Задачи.
Образовательная (дидактическая): формировать знания учащихся о способахоказания первой помощи утопающему. Расширить знания и практические умения проводить искусственное дыхание. Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Коррекционно-развивающая: развивать познавательную деятельность и логическое мышление. Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формировать коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя.
Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
Развитие логического мышления при работе с загадками.

Воспитательная: практическая подготовка учащихся к жизни в социуме. Воспитывать мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, следить за осанкой
Активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
9. Воспитывать готовность самостоятельно решать поставленные задачи.


Оборудование: презентация «Первая помощь утопающему», компьютер, кукла, карточки.
Ход урока:

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы будете активны на уроке.
–Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи на улице, на работе, во время купания с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время отведенное для сохранения жизни пострадавшего неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны знать о оказании первой помощи при несчастных случаях. 2. Повторение пройденной темы.
Работа по карточкам
1. Определить по указанным симптомам вид несчастного случая (тепловой удар и солнечный удар, ожог и обморожение)

Вид несчастного случая
Укажи соответствующие цифры
Причина возникновения

1. - Ожог

Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры

2. - Солнечный удар

Воздействие на организм прямого солнечного излучения

3. - Обморожение

Болезненное состояние, возникшее в результате воздействия высокой температуры внешней среды

4. - Тепловой удар

Повреждение тканей, возникшее от теплового или химического воздействия


2. Указать последовательность оказания первой помощи при ожоге и обморожении.

Оказание первой помощи при ожоге.

Одежду обрезать в месте раны,
Доставить в больницу.
Обеспечить обильное питьё.
Наложить асептическую (обезболивающую)
повязку.
Оказание первой помощи при обморожении.
Согреть тело (тёплое помещение, горячее питьё).
Не растирать снегом, шерстью.
Повязка и тепло.
При сильном обморожении доставить в больницу.
Обмыть мылом повреждённые части.



3. Изучение новой темы.
- Ребята, посмотрите на это изображение.
1. Показ изображения утопающего человека (слад № 1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Что же произошло?
Ответы детей.
- Приходилось ли вам спасать утопающего?
- Умеете ли вы это делать?
Сегодня нам необходимо научиться оказывать помощь утопающему. Итак, сегодняшняя тема урока: 
Первая помощь утопающему (тема урока на слайде №2)
- Когда чаще всего бывают случаи утопления?
Ответ: «Во время купания».
- Почему, как вы думаете?
Ответ: «Не соблюдают правила купания».
- Давайте вспомним эти правила ( правила записаны на слайде 3)

Во избежание несчастных случаев на воде запрещается:
Прыгать с обрывов и случайных вышек.
Заплывать за буйки и знаки ограждения мест купания.
Устраивать в воде опасные игры.
Долго купаться в холодной воде.
Далеко отплывать от берега на надувных матрацах и кругах, если вы не умеете хорошо плавать.
Резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема пищи, в состоянии утомления.
Купаться в темное время суток.
8. Купаться в состоянии алкогольного опьянения.
Не купайся в неизвестном месте!




Доставь пострадавшего на берег, удерживая его голову над водой.





4. Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс.
Один, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

- Итак, как оказать помощь утопающему на воде?
- Как помочь пострадавшему на берегу?


Первая помощь утопающему на берегу: ( слайд 4)
1. Уложить пострадавшего животом на свое бедро так, чтобы его голова свисала вниз, энергично нажимая на грудь и спину, вода вытечет; 2. Положи пострадавшего на спину и быстро очисти ему рот от ила и песка (30 – 40 секунд).

3. Если тонувший не дышит, немедленно начинай выполнять искусственное дыхание методом "изо рта в рот": (слайд 5)
- запрокинь его голову (рис. 1),
- зажми нос пострадавшего двумя пальцами,
- сделай глубокий вдох,
- плотно прижми свой рот к его открытому рту, вдувай воздух (рис. 2). Можно использовать носовой платок или бинт.

Рис. 1. Рис. 2

- Вдувать воздух следует резко и до тех пор, пока грудная клетка пострадавшего не расправится, то есть станет заметно подниматься.
- Сделай подряд 3 вдувания.

4. Когда пострадавший начнёт дышать: ( слайд 6)
- переверни его на грудь, голову поверни набок,
- разотри пострадавшего, чтобы согреть его;
- укрой его чем-нибудь тёплым, вызови скорую помощь.

5. Практическая часть. «Первая помощь при утоплении».
Учитель показывает порядок оказания помощи на кукле. Не забыть сказать, что такое реанимация.
Реанимация - совокупность мероприятий по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти.
Предлагаю разбиться на две группы: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа. Каждая группа на фантомах будет тренироваться в соответствии с алгоритмом, который на экране.

Спасение утопленника на берегу
(на слайде 7)
1. Вызов «03».
2. Искусственное дыхание «изо рта в рот».
3. Продолжить реанимацию до прибытия «скорой помощи».
4. При появлении дыхания стабильное боковое положение.
5. наблюдение до приезда «скорой помощи».

=- Кто желает показать на кукле всю последовательность реанимации?
Остальные будут оценивать каждое действие, а за правильное действие давать в один балл. Максимальное количество баллов – 10.
Один из желающих ребят выходит и выполняет реанимацию.
- Спасибо, садитесь на места.
- Какое максимальное количество баллов набрал (имя ученика)?
6. Закрепление. Цифровое задание на доске
Учащимся нужно:
Выразить запись времени с помощью именованных чисел.
Отгадать зашифрованное слово.
В соответствии с номерами букв записать определения в тетрадь.

15.45
1 ч 30 мин
20.30
12.00
19.00

Переверни на
спину, сделай
искусственное
дыхание
Очисти рот, нос от песка, ила
Вызови «скорую помощь»
Положи вниз лицом
так, чтоб голова и грудь свисали. Вода вытечет из легких.
Согреть

П
И
Г
С
У

Примеры для решения на доске:
Буква № 1 Буква № 4
Половина второго ночи Семь часов вечера
Буква № 2 Буква № 5
Полдень Половина девятого вечера
Буква № 3
Без четверти 4 дня

7. Итог урока.
Давайте подведем итоги урока
Мне приятно было с вами работать. Что нового узнали на уроке? Ребята, помните! Необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Многим людям они спасают жизнь. 


Список используемой литературы:
1. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М., 2002.
2. Журналы: Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008, 2009 гг.
3. Это должен знать каждый. – М., 1996.
4. С. А. Львова «Практический материал социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида». – М., 2005 г.


Картинка 4 из 7745Рисунок 1Картинка 4 из 7745Рисунок 26Рисунок 35Рисунок 415