Формирование рефлексивных умений на уроках в начальной школе


С.В.  Лобанова
МАОУСОШ № 7, г. Калининграда

Формирование рефлексивных умений на уроках в начальной школе
Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно-ориентированном обучении. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.
Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды, чтобы существенным моментом современного урока становится рефлексия, причем не только рефлексия учащихся, но и рефлексия учителя перед которым стоит задача формирования у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. Для учителя в данной ситуации радикально меняется смысл учебного процесса, его цели, содержание и средства деятельности учителя. Поэтому он сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности . Создать условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел. На своих уроках я стараюсь формировать у учащихся следующие рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности; определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности; определять наличие ошибок в собственном поведении; описывать прожитую ситуацию.
Организуя условия и создавая ситуации провоцирующие детское действие , я стараюсь помнить о требованиях к процессу формирования рефлексивных умений:
- рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
- рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
- рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
-рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.
Рефлексию я стараюсь проводить не только в конце урока, но и на любом его этапе т.к. она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Очень важно для меня, чтобы каждый ребёнок не просто ушёл с урока с зафиксированным результатом, а выстроил смысловую цепочку, сравнил способы и методы, применяемые другими учениками со своими. Для этого использую разные виды рефлексии.
Рефлексия интеллектуальная
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяю карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Практика показала ,что детям больше всего нравятся следующие задания:
- на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты). Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).( Образная рефлексия)
- Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название: 1) Крайне скверно 2) Плохо, 3) Хорошо, 4) Уверен в своих силах 5) Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души (Состояние моей души.)
- «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:    Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня. (Роза настроения.)
  - Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок ( Цветик – многоцветик.) 
Интеллектуальная рефлексия. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. Чаще всего на уроках применяю такие приёмы:
1.Выбери верное утверждение:
- Я сам не смог справиться с затруднением;
- У меня не было затруднений;
- Я только слушал предложения других;
- Я выдвигал идеи...
2.Моделирование или схематизация  своего понимания, действий в виде рисунка ,схемы.
3.Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.
4.Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
5.Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
6.Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:  «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать.
7. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
8.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
 9.Синквейн – составление четверостишия по схеме. 
Рефлексия  деятельности. Данная рефлексия даёт возможность моим ученикам осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности я применяю на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, что даёт возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах .Для этого использую приёмы: «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;   «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Считаю главным в этом виде рефлексии осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценки ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности. Для этого на уроках учащиеся: уточняют алгоритм исправления ошибок; называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Рефлексия содержания учебного материала. Этот вид рефлексии использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Особенно эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём сикнвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Обычно в конце урока подвожу его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Так, например: в конце учебного занятия школьникам предлагаю на карточках несколько незаконченных предложений:
«Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
«Если бы люди не знали о…, так как…»
«Мне показалось, что на занятии…, так как…»
Для оценивания учащимися  своей активности и качества своей работы уроке предлагаю листочке условно отмечать свои ответы:
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«-» -  ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«0» - не ответил
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика, где учитель организует рефлексивную ситуацию ни только в случае проблематизации («тупика») учащегося, но и в случае успеха. Ребенок с помощью учителя анализирует действия, приемы, техники, которые использовал в ситуации (успеха или неудачи). И совместно с учителем находит возможные действия по выходу из сложившейся ситуации или пониманию какие его качества и действия позволили ему быть успешным.
                                Литература:
1.Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1981.
2.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск, 1997.
3.Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии. Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
4.Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения. М., 1999.
5.Современный образовательный процесс: содержание, технологии и организационные формы. Ростов-на-Дону, 1996.
6.Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М., 1998.
7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.