«Использование элементов проектной деятельности в эстетическом оформлении швейных изделий»

Управление образования
Муниципального образования город Новый Уренгой
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
(МАОУ СОШ № 3)




Доклад на городской семинар учителей технологии.


«Использование элементов проектной деятельности в эстетическом оформлении швейных изделий»






Выполнила: Зятева Людмила Васильевна
Учитель технологии

















г. Новый Уренгой 2016г.
Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.
Известно, что на развитие эстетического вкуса влияют не только природа и искусство, но и окружающие вещи, предметы быта, если они выполнены с должным эстетическим вкусом.
Что касается обработки ткани, то нужно сказать, что на первый план сегодня выдвигается не политехническая подготовка, а формирование у младшего поколения творческих качеств личности, конструктивности и гибкости мышления. Поэтому уроки практического труда, которые нацелены только на ремесленно – технологическую подготовку, не соответствуют духу времени и огромным образовательным и развивающим возможностям данной учебной дисциплины. Невозможно выполнить ценное, с точки зрения эстетики, швейное изделие, не получив элементарные знания по композиции костюма, цвете в одежде, материалах и отделках. Поэтому часто изделия, выполненные школьниками, невзрачны, не пропорциональны в деталях, безвкусны и поэтому им самим не нравится. А ведь это в дальнейшем сказывается на желании что – нибудь шить на уроках технологии. А успешно выполненное изделие вдохновляет на создание новых моделей одежды.
В качестве содержательной специфической и методической базы курса технологии предлагается формирование у школьников основ дизайнерского образования, однако это не обозначает нового вида специализации или профориентации учащихся.
Программа технологии предусматривает формирование нравственных представлений о смысле и красоте вещей и о самих правилах и требованиях, которые мы к ним предъявляем, и которые следует учитывать при их производстве и использовании.
Приобщаясь к разработке красивых вещей, школьники учатся думать о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о том, что мир вещей неразрывно связан с человеком, а потому вещи несут информацию о нем.
Методической основой организации деятельности детей является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно конструкторский аспект, так и художественно-эстетический.
        Таким образом, с учетом новой концепции по-новому выглядят и основные задачи курса технологии:
-формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;        
-формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
-развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
          Нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не урок кройки и шитья! Работа учителя должна быть направлена на развитие личности, формирование эстетических вкусовых и нравственных ценностей, трудового образа жизни.
В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус, коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс.
Уроки технологии предоставляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, надо посоветовать учащимся не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины и бабушкины блузки и платья, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру.
При изготовлении вещей надо ориентироваться на эстетический вкус. Вещь должна быть красивой и сочетаться с другими вещами из вашего гардероба. Нужно предостеречь учениц от пошива экстравагантных платьев на вечера. Это слишком не практично. Поэтому, начиная уже с пятого класса,  на уроках технологии учащихся следует ознакомить с такими темами как «Системный подход в изготовлении одежды», целью которых  является ознакомить учащихся с системным подходом в изготовлении одежды от эскиза до готового изделия, с основными законами композициями костюма.
В 5 классе при конструировании и моделировании фартука детей, согласно программе, следует ознакомить с особенностями моделирования рабочей одежды, понятием  композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм), видами отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, теория, сочетание тканей по цвету и др.)
На наш взгляд, если о требованиях к материалам и цвету для домашнего фартука говорить будет необходимо и уместно, то темы «Силуэт в одежде», «Пропорции в одежде», «Ритм в одежде» наиболее целесообразно рассмотреть в 7 классе при конструировании и моделировании плечевой одежды, так как фартук не имеет силуэта. О пропорциях в фартуке можно судить только по величине карманов и нагрудника, а элементы создающие ритм в фартуке весьма ограничены.
В 6 классе при проектировании и пошиве юбок по программе следует рассмотреть эстетические требования к легкому женскому платью, тканям и отделкам, применяемым для изготовления юбок; виды юбок.
Изучая в 7 классе, изготовление плечевого изделия, виды легкого женского платья следует рассмотреть темы «Пропорции в одежде», «Ритм в одежде», «Цвет в одежде». Особое внимание, обращая на соответствие выбранной модели, возрасту, телосложению и цветовому типу человека. Тема беседы «Мода и стиль» поможет учащимся выбрать модель, соответствующую требованиям моды, возрасту.
Овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими умениями в области дизайна одежды будет способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и умению красиво одеваться. На основе изученных источников специальной и методической литературы было выяснено, что на уроках технологии по обработке ткани необходимо уделять особое внимание вопросам художественного оформления одежды, что, несомненно, будет способствовать воспитанию художественного вкуса учащихся.
Эстетическое начало присутствует не только в самом творческом процессе создания новой веши, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует от дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и обладания творческим воображением, эстетическим чувством, фантазией, которые характерны именно для художника. Тем более, что современная промышленность становится областью, где могут взаимодействовать наука и искусство.
В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы: спрос планирование программирование (прогнозирование) проектирование производство потребление
Предпроектный анализ проводимое на начальном этапе проектирования исследование и сопоставление данных о желаемых функциях веши или комплекса вещей либо среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий.
Кроме предпроектного анализа при проектировании нового изделия прибегают к социально-экономическому анализу. функциональному анализу (исследование способов использования изделия), функционально-стоимостному анализу (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения), технологическому анализу (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), ансигизу формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).
«Основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера... В дизайнерском проектировании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчет, наука и искусство, талант и мастерство»**. Проектирование связано с психологией творчества, поэтому дизайнеру необходимо для интенсификации проектирования учитывать и применять методы эвристики, способствующие развитию фантазии и воображения и поиску новых нетривиальных путей решения проектной задачи. В процессе проектирования необходимо применять данные науки (социологии, прогнозирования), а также использовать образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.
Проектирование одежды создание нового образца одежды с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. Проектирование одежды, подобно проектированию вообще, включает в себя те же этапы и использует те же методы.
В группу эстетических показателей входят: стилевая выразительность модели, т.е. соответствие изделия моде по форме, покрою, конструктивным и декоративным линиям, цветовому решению, материалам, отделке и др.; цельность композиционного решения (архитектоника модели); рациональность выражения свойств материалов в форме конструкции модели (тектоника модели); новизна, выразительность и оригинальность модели; совершенство и изящество отделки всех открытых элементов изделия; выразительность фирменных знаков и обозначений; художественно-техническое оформление.
Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль»: стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера,
Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, несущие определенное содержание. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления,
В модных стилях отражаются изменения образа жизни и образа человека каждого времени, представления о его месте и роли в современном мире. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.
Эстетические свойства это способность изделий через раз¬личные признаки выражать свою общественную ценность и по¬лезность, которые могут быть установлены только посредством эстетических чувств и восприяти й  Важными показателями эстетических свойств одежды яв¬ляются:
· соответствие формы назначению;
· колорит (соотношение всех цветов в оформлении изделия);
· организация объемно-пространственной структуры (со-размерность, соподчиненность всех элементов формы);
· соответствие конструкции современному направлению моды. Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных ценностей. Выделяют первичные (внутренние) ценности моды: современность, универсальность (мода не признает никаких границ, кроме временных), демонстративность (мода является способом коммуникации и позволяет демонстрировать социальный статус и сообщать информацию о себе), игра (мода связана с эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового)
 Модное поведение участников моды поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.
Моде свойственны следующие функции:
1. Инновационная мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими, культурные образцы.
2. Регулятивная мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему.
3. Психологическая мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом масштабе.
4. Социальная мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кроме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное неравенство.
5. Престижная мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности.
6. Коммуникативная мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.
7. Экономическая мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вешей.
8. Эстетическая мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе.

С годами ширится информация о новых видах материалов, идет процесс заимствования, растет производство, движется вперед мастерство пошива одежды. Исторические, географи¬ческие, социальные условия жизни народов находят отражение в одежде. Постепенно осознается, что «не одежда делает челове¬ка, а она сама его создание, результат многовековых усилий человеческого гения».









                                           





Используемая литература
        1.Амирова Э.К.,аккулин О.В. Изготовление специальной и спортивной одежды. – М.: Легпромбытиздат, 2000.
2.Бабина Н.Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда: «Школа и производство» 200 №1 Издательство – « Школа-Пресс»
3.Бобунова И.В. Технология 6 класс (для девочек) Поурочные планы по учебнику «Технология 6 класс для девочек» под редакцией В.Д. Симоненко 2004г.
4.Бобунова И.В. Технология 5класс Поурочные планы по учебнику Ю.В Крупской, Н.И. Кузевой, Л.В. Сазоновой, В.Д. Симоненко, (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер).
5.Воронин М.Л. Конструирование и изготовление мужской верхней одежды беспримерочным методом. – Киев: Техника, 2001
6.Единый метод конструирования женской одежды изготовляемой по индивидуальным заказам населения. – М.: ЦБНТИ, 2000
7. Екшурская Т.Н, Юдина Е.Н.,. Белова И.А. Модное платье, конструирование, технология пошива, отделка.– М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
8. Ерзенкова Н.В. 200 моделей юбок. – Мн.: «Современ. Слово», 2003.
9. Жолобчук В.В. Одежда для полных. Учебник для студ.учреждений среднего проф.образования / Э.К. Амирова, О.В. аккулин, Д.С. аккулин, А.Т. Труханова, - М.: Мастерство: высшая школа, 2001.
10. Жолобчук В.В Модные костюмы. Деловые и праздничные – М.: ООО «ТД» Издательство Мир Книги», - 2005
11. Миргородская Е.А. Секреты шитья. Сложные операции. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
12.Основы конструирования одежды / Е.Б. Коблякова, А.В. Савоститский, Г.С. Ивлева и др. – М., 2002
        13. Солнцева А.В. Азбука шитья. От простого к сложному. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
14. Куликова А.Г. Школа шитья. Уроки мастерства. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
15. Калинина Е. Шитье. От юбки до жакета – М.: Лабиринт Пресс, 2003 (серия «Золотая коллекция»).
16. Топоровская Н.А. Повседневная одежда. Моделирование. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
17. Топоровская Н.А. Женская одежда. Моделирование. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
18. Технология 5 класса. Тетрадь творческих работ (вариант для девочек) Под Редакцией И.А. Сасовой М.: Издательство центр «Весна – Граф», 2003
19. Шудрук О.В. Брюки. Лучшие модели. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
20.Шершнева Л.П. Конструирование женской одежды на типовые и не типовые фигуры. – М.: Легкая индустрия, 2000.
  21.Программа по технологии

15