Статья Технология обучения в сотрудничестве как способ формирования коммуникативных и рефлексивных умений и навыков

2
Миронова С.В., учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 23» г. Троицка Челябинской области

Технология обучения в сотрудничестве как способ формирования коммуникативных и рефлексивных умений и навыков
Технология обучения в сотрудничестве одна из современных образовательных технологий, использование которой призвано решить целый комплекс задач: формирование коммуникативных и рефлексивных навыков, развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.
Использование приемов технологии обучения в сотрудничестве проявляется в следующих составляющих:
Внедрение в учебный процесс групповой работы.
Использование учебного материала – как средства развития познавательных процессов.
Использование диагностики, при помощи которой будет фиксироваться исходный уровень развития мыслительных операций и контроль за их развитием.
Формирование рефлексивных способностей учащихся.
Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Любые ли вопросы заставляют нас задуматься? Надо ли, например, глубоко погружаться в мысли, чтобы ответить, какого цвета снег? Нет.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия.
Важно, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развить.
Развивать мышление – значит, развивать умение думать.
Мы начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.
Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.
Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?
Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен сориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.
По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.
Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе.
С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы.
В учебной деятельности целеполагание опирается на понимание задания, его условий. Иными словами, целью групповой работы является нахождение (построение) способа решения поставленной задачи.
Таким образом, цель – не столько решать и решать, сколько создать способ решения. Именно такое целеполагание делается осмысленным.
Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.
Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.
Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.
Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.
Четыре – восемь человек распределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы.
Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе.
Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.
У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.
При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.
Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.
В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться:
- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;
- по теме работы;
- по уровню сложности задания.
Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-7 человек, не более.
Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

В зависимости от целее урока работа может быть организована в группах постоянного состава, группах сменного состава, работа в паре сменного состава.
Основными средствами работы организатора являются:
Определение направления движения работы группы;
Контроль за процедурой работы;
Оппонирование;
Рефлексия.
Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.
Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т.е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора. Учитель реагирует на малейшее отклонение и останавливает работу.
Учитель должен попросить вспомнить норму, правила и убедиться, что всем стала очевидна ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа может быть продолжена.
Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.
Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.
Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.
Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого.
Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.
Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что ” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.
Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:
- вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;
- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества;
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевать коммуникативными умениями.
7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Все выше изложенное показывает развитие таких свойств мышления, как:
- систематизация
- обобщение
- классификация
- аналогии
- анализ
- абстрагирование
Как возможно проявление рефлексивных способностей? Рождение рефлексии – это чудо. Ей невозможно научить: взрослый не может показать как он рефлексирует. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная вспышка в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.
В период формирования рефлексии, когда действия ребенка еще далеки от самостоятельности, несовершенный, невзрослый партнер по рефлексивному взаимодействию приносит гораздо больше пользы, чем партнер взрослый, совершенный.
Наиболее эффективной является групповая работа, в которую учитель вмешивается лишь по запросу группы.









Фрагмент урока «Имя прилагательное. Закрепление»
 Работа в группах.
Теперь, я думаю,  вы готовы показать все, что вы знаете об имени прилагательном.   Для этого вы сейчас поработаете в группах. Составите сводную таблицу об имени прилагательном. На столах у вас листы-подсказки. Заполните их.
I р.
Обозначает __________
вопросы ____________
II р.
Изменяется ________ ч.
                    ________ ч.
___________ род
___________ род
___________ род
III р.
Связано_____________
член предложения
____________________


Давайте проверим, правильно ли вы составили сводную таблицу. Посмотрите на слайд.
Слайд.     П         Признак предмета
                Р         Отвечает на вопросы
                И         Какой?
                Л         Какая?
                А         Какое?
                Г         Какие?
                А        Изменяется    по родам     
Т                                   Ж (ая, яя)
                Е                                   М  (ий, ый, ой)
                Л                                 Ср  (ое, ее)
                Ь                                    числам 
                Н                                  ед. ч.
                О                                 мн. Ч.
                Е          В предложении является определением







Фрагмент урока «Глаголы I и II спряжения»

Работа в группах.
- Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их целых 6! В каждом письме задание по теме сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все эти письма и выполнить задания, предлагаю разделиться на группы. - Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль! Написали – обменялись тетрадями, проверили записи у соседа. Проверка работы у доски. (На доске заранее записаны задания из писем. Группа выходит к доске, объясняет выполнение задания.) - Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы.
1 группа. Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело. Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.
2 группа. В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения. Пропущенный час годом не (нагнать). Поменьше говори – побольше (услышать).
3 группа. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием. Синичка начинат с утра пищать – ожидай лёкого мороца. Снег скоро тат – к мокрму лету.
4 группа. Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы. Клешь, вертт, думам, выступате, лечте, замечате.
5 группа. Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж существительных. Дремлшь у окна, пишшь письмо, относшь на почту, проходм по мосту.
6 группа. Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть – зеленеет. Таять - , обидеть - , стелить - , брить - , видеть -



Фрагмент урока «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании имен существительных и прилагательных». (4 класс)

1. Актуализация знаний.
2. Определение темы урока.
3. Мотивация на основе рефлексии.
- Сегодня мы будем работать по группам:
Первая группа – «Безударные гласные в приставке;
Вторая группа – «Безударные гласные в корне слова
Третья группа – «Безударные гласные в окончании существительных и прилагательных».
- Сейчас вам самим нужно будет сделать выбор, в какой группе работать. Предлагаю выбрать для себя ту группу, тема которой у вас вызывала на протяжении обучения сложности в усвоении.
4. Деление на группы.
- Выберите для себя нужную карточку, такую, которая нужна, чтобы потренироваться в правописании гласной в приставке; корне; окончании.
- Определите группу, в которой вы будете работать.
 - Займите места в группах.
5. Работа в группах.
- Возьмите листки для работы. / Дети работают по карточкам, где написаны тексты./
- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке.
- Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, и , главное, результативно ? /На доске – плакат./
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листке: «Сегодня на уроке я...» Запишите его.
- Кто поделится своими размышлениями вслух?
- Спасибо за работу.






















Математика. 4 класс.
Тема: «Скорость. Время. Расстояние»
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы закрепим знания нахождения скорости, времени, расстояния. Будем учиться решать задачи с помощью формул.
- А работать мы будем в форме соревнований трех команд:
1 ряд - автомобилисты
2 ряд - летчики
3 ряд - мотоциклисты
- Баллы будем выставлять на доске

3. Соотнести записи с картинкой.
- Как вы думаете, что написано на доске? (Скорости)
- Соотнесите их с нужной картинкой.
(12 км/ч, 60 км/ч, 5 км/ч, 70 км/ч, 120 км/ч, 800 км/ч, 8 км/с, 50 км/ч,250 км/ч.
Автобус, самолет, ракета, пешеход, поезд, велосипедист , автомобиль, пароход, мотоциклист) Каждая команда выставляет по 3 ученика.
- Как вы понимаете км/сек, км/ч, м/мин.

Решение задач.
а) В тетрадь записываете ответ с наименованием.
Таблица на интерактивной доске.
Скорость V
Время t
Расстояние S

5 м/с
15 сек.
? м.


Муха летела со скоростью 5 м/сек. 15 сек. Какое расстояние она пролетела?
- Что известно?
- Повторите вопрос задачи.
- Как найти расстояние?
- Кто может записать буквами это правило?
- Запишите эту формулу в тетрадь s=v * t.

Скорость V
Время t
Расстояние S

? м/с
3 сек.
78 м.


За 3 сек. Сокол пролетел 78 метров. Какова скорость сокола?
- Что известно?
- Повторите вопрос задачи.
- Как найти скорость?
- Кто может записать буквами это правило?
- Запишите эту формулу в тетрадь v=s:t.

Скорость V
Время t
Расстояние S

10 м./сек
? сек.
100 м.


Грач пролетел 100 метров со скоростью 10 м/сек. Сколько времени он был в пути?
- Что известно?
- Повторите вопрос задачи.
- Как найти время?
- Кто может записать буквами это правило?
- Запишите эту формулу в тетрадь t=s:v.
Баллы. Молодцы!

б) Составление задач.
1 ряд - нахождение V
2 ряд - нахождение t
3 ряд - нахождение S
Баллы. Отлично.

в) Заполнить таблицу.
Скорость V
Время t
Расстояние S

90 км/ч
6 ч.
? км.

? км/ч
30 ч.
1500 км

70 м/мин.
? мин.
840 м

Решение записываете в тетрадь с наименованием, рядом записываете формулу.
Самостоятельная работа.
Проверка.
90 * 6 = 540 (км)
s=v*t
1500:30=50 (км/ч) v=s:t
840:70=12 (ч) t=s:v
Замечательно!

4. Работа с учебником.
Коллективное решение задачи стр. 60 №4
Две бабы-яги поспорили, что быстроходнее ступа или помело? Одну и ту же дистанцию в 228 км баба-яга в ступе пролетела за 4 ч, а баба яга на помеле за 3 ч. Что больше, скорость ступы или помела?
а) составление таблицы.

 
Скорость V
Время t
Расстояние S

ступа
 
 
 

помело
 
 
 


б) решение у доски и в тетрадях.
1) 288:4=72 (км/ч) - скорость ступы
2) 288:3=96 (км/ч) - скорость помела
3) 96-72=24 (км/ч) - больше скорость помела, чем скорость ступы.
Ответ запишите самостоятельно.
Баллы.

5. Физминутка.

6. Задача повышенной сложности.
Это очень интересно (на доске написана задача)
- Кто видел счетчик в автомобиле, который ведет отчет километров, которые проехал автомобиль?
- Как он называется (спидометр).
Счетчик автомобиля показал 12921 км. Через 2 час на счетчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
Решение.
1) 13031 - 12921=110 (км) - проехал за 2 ч.
2) 110 :2 = 55 (км/ч) - скорость автомобиля.
Ответ.

7. Итоги урока.
- Как найти расстояние, скорость, время (формула).
- Баллы. Итог.
Молодцы! Всем огромное спасибо!

Дополнительная задача.
Туристы ехали в первый день 5 ч. На лодке со скоростью 12 км/ч. Во второй день они были в пути столько же времени, увеличив скорость на 3 км/ч. Сколько километров проехали туристы на лодке во второй день?
Самостоятельно заполнить таблицу и решить задачу.





Заголовок 215