Педсовет Взаимодействие семьи и школы


Слайд 1. Тема сегодняшнего педсовета - «Взаимодействие семьи и школы». Он является главным звеном в цепи всех мероприятий по реализации воспитательных задач, обозначенных в воспитательном плане УВК.
Тема очень непростая, имеющая массу вытекающих проблем и вопросов.
Слайд 2. Поэтому сегодня поставим целью педсовета - выявление проблем и поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в современных условиях.
Слайд 3. В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы;
Обобщить и систематизировать практические и теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы;
Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.
Слайд 4. Замечательный писатель Лев Кассиль говорил: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Чтобы активизировать наше внимание к проблеме предлагаю посмотреть небольшой отрывок из ералаша.
Видео
Итак, нам предстоит выяснить, кто же на самом деле учителя и родители – единомышленники или конкуренты, враги или друзья? Работу свою мы начнем с Мозгового штурма, попытаемся определить:
Мозговой штурм Слайд 5
Чего ждёт учитель от родителей своих учеников?
Чего родители ждут от учителей?
Слайд 6, 7
Вопрос о личностно-ориентированном обучении ранее нами уже рассматривался. В этом учебном году мы перешли на качественно новый уровень обучения в связи с введением
Слайд 8 в образование нового стандарта – ВГОС, который представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.
Первое отличие ВГОС от его предшественников — опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования, их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. О том, каким должен быть выпускник школы, вы уже рассмотрели на предыдущем педсовете.
Особенность нового стандарта заключается том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить учащимся качественное образование.
Положения стандарта служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый ВГОС, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору республики, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство людей, уверенно отвечают – семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже со школы, что тоже вполне понятно: как эффективно спрашивать с родителей за воспитание детей, не придумали даже в просвещенной Европе, а школа – она учету и контролю поддается гораздо в большей степени.
О современных семьях сегодня много говорят. По данным многочисленных опросов, большинство педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у учителей низкий профессиональный уровень, страдают моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. Во многих семьях считается, например, дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Но, тем не менее, когда становится невмоготу, родители приходят за помощью к учителю.
Слайд 9. Нельзя не сказать и о том, что авторитет учителя за последние десятилетия резко упал в силу тех или иных обстоятельств.
Следует отметить, что и современные семьи развиваются в условиях очень сложной экономической и социальной обстановки в республике. Обостряются семейные проблемы, что, в свою очередь, приводит к конфликтам внутри семей и часто к их распаду.  Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Поэтому все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями  в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Именно от грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребенка. Но в тоже е время, по эффективности своего воздействия на личность, ни один из институтов не может сравниться с семьей.
Слайд 10. Семья – основа воспитания. Все начинается с семьи, она фундамент для развития личности, её стартовая площадка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Именно в семье складываются первые представления человека о добре и зле, о порядочности, долге, справедливости. Со своей семьей ребенок переживает чувство любви и дружбы, ответственности и привязанности. Семья – это трудовой коллектив, и пространство для отдыха, место для совместных увлечений, дел. Именно в семье закладываются основы мировоззрения, идеалы, убеждения, привычки. Семья – это важнейший институт общества.
Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, с которыми познакомит вас психолог Черников Артем Владимирович
Слайд 11 «Современная семья – поле проблем»
Слайд 12. Большую значимость взаимодействие семьи и школы имеет в самом начале образовательного процесса. Началом взаимодействия, конечно, является момент, когда ребенок приходит в первый класс учебного заведения. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудач в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, она принадлежит семье, которая становится координатором в воспитании. Наш учебно-воспитательный процесс наполнен бесконечным множеством конкретных ситуаций взаимодействия, в ходе которых идет вечный диалог учителя, учащихся и их родителей, который должен заканчиваться согласием или компромиссом всех сторон по поводу решения той или иной учебной ситуации.
К поступлению в школу ребенок чаще всего уже более чем наполовину сформировался как личность. В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к его организации в различных формах.О том, как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу расскажет молодой учитель, педагогическая система работы с родителями которого только формируется Ефимова Наталья Юрьевна
Слайд 13
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Слайд 14 Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Он сказывается на всех участниках образовательного процесса:  учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, психологах. Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». А многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Перед детьми, родителями и учителями стоит задача – построить взаимоотношения, справиться с новыми требованиями и преодолеть множество трудностей.
Важно, чтобы будущий классный руководитель 5 класса заранее, ещё в 4 классе познакомился с детьми (посмотрел их работу на уроках, поведение на переменах, их участие во внеклассных мероприятиях и т.д.), пообщался с классным руководителем по поводу успехов и трудностей, возникающих при работе с учащимися. Необходимо в конце 4 класса посетить родительское собрание с целью знакомства с будущими родителями, на котором  целесообразно будет рассказать не только о себе, но и познакомить родителей с тем, что их ожидает в следующем году. К сожалению, в силу тех или иных обстоятельств, это не всегда удается реализовать на практике.
Скажу о себе Вовк
Слайд 15 О том, как продолжить традиции, заложенные в начальной школе, поделится Решетняк Б.В.
Слайд 16 Итак, проблема состоит в поиске механизмов взаимодействия семьи и школы для совместного воспитания личности ребёнка на основе партнёрских взаимоотношений.
Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество.
В этих условиях школа должна быть открытой для родителей. Это значит: родители по своему желанию могут присутствовать на уроках и на различных занятиях с детьми; могут участвовать в образовательном процессе в качестве руководителя кружка, в проведении бесед с детьми и экскурсий. Для родителей должны проводиться концерты, выставки работ детей, им посылаются письма об успехах их детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса; в классных комнатах вывешиваются молнии с выражением благодарности родителям, которые оказали какую-либо поддержку.
 Главная цель открытой школы в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло его ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе). В свою очередь школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми и в семье таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, самым любимым и самым необходимым.Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка.,Слайд 17. Работа с родителями в воспитании детей будет успешной, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
У нас в школе работает ряд педагогов, система работы которых с родителями прошла многолетнюю проверку, дает ощутимые результаты. Это Симакова Л.И., Гавриленко Л.Ю., Стрельникова В.А., Мареева Е.В., Харьковская Н.А., Краковецкая Н.И., Безымянова Р.А., Уколова Г.А. Работает целый ряд молодых педагогов, которые только формируют свой стиль работы с родителями.
Слайд 18 О своей системе работы с родителями поделится Симакова Л.И.
Элементы взаимодействия с родителями, которые прозвучали в выступлении, есть в работе всех учителей. Например, все проводят классные часы, родительские собрания, привлекают родителей на различные мероприятия, но, как показывает АНКЕТА, есть и множество проблем.
Всего было опрошено 22 родителя, несколько родителей – наши с вами коллеги. На вопрос:
Интересно ли вам посещать родительские собрания?
«Да - 10», «Нет - 4 » «Не всегда - 8»
Какие вопросы, на ваш взгляд, должны обсуждаться на родительском собрании»,
А) Успеваемость и поведение ребенка - 20
Б) Актуальные вопросы психолого-педагогического просвещения - 12
В) Вопросы, касающиеся взаимоотношений в классном коллективе - 12
Как вы считаете, насколько активно Вы участвуете в жизни класса?
«Когда просят - 6» «Иногда - 4» «Всегда - 12»
Как часто за учебный год вы бываете на внеклассных мероприятиях в школе, классе?
«Никогда – 0 » «1-2 раза - 0» «3-4 раза - 6» «Чаще 4-х- - 16»
Нравится ли вам посещать праздники, концерты, участвовать в походах и т.д.?
«Да - 22» «нет- 0» «Не всегда - 0»
Участвуете ли Вы в организации классных и школьных мероприятий?
«Когда просят - 6» «Нет - 0» «Да - 16»
Мой ребенок с удовольствием идет в школу?
«Да - 20» «Нет - 2» «Не уверен - 0»
 В школе он чувствует себя в безопасности? Ему комфортно?
«Нет - 2» « Да - 20» «Не уверен - 0»
Мой ребенок может открыто высказывать свое мнение? «Нет - 0»    «Да - 12»    «Не уверен - 10»
Мне нравятся взаимоотношения учителей и учащихся в школе?
«Нет - 2» « Да - 16»   «Не уверен - 4»
Классный руководитель учитывает интересы и потребности моего ребенка?
«Нет - 2» «Да - 16»  «Не уверен - 4»
В классе хорошие отношения между одноклассниками?
«Нет - 0»   «Да - 22» «Не уверен - 0»
Ваши пожелания Администрации школы: проводить побольше походов, расформировать 3 класс, держать жестко дисциплину (отмечено, что школа преобразилась в лучшую сторону, пед коллектив отличный)
Еще раз повторюсь, что взаимодействие с семьёй – одна из актуальных, и сложных проблем в работе школы и каждого из нас.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Да, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Слайд 29 Своим опытом работы с «трудными родителями» поделится Безымянова Р.А.
Итак, одна из самых главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.Партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники. Они не должны непременно любить друг друга, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это понимание, что друг без друга, невозможно реализовать общие интересы.
Слайд 30 Давайте рассмотрим главные функции взаимодействия школы и семьи:
воспитательная;
оздоровительная;
духовно-нравственная;
образовательная;
бытовая;
трудовая;
культурно-просветительная;
досугово-творческая;
стимулирующая самостоятельный опыт личности ребенка;
охранно-защитная.  
Процесс взаимодействия школы с родителями обеспечит положительный результат в воспитании и обучении детей, если не будет осуществляться эпизодически, от случая к случаю, а будет глубоко продуманным процессом и носить системный характер.
Слайд 31 Основными направлениями работы образовательного учреждения с родителями являются следующие:
Формирование активной педагогической позиции родителей
Изучение семьи, оказание необходимой помощи
Взаимодействие социальных служб с семьями
Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков
Совместная деятельность
Привлечение родителей к работе в органе управления в УВК.
Для эффективного использования воспитательного потенциала семьи необходимо всестороннее изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания (поэтому в каждой школе разрабатывается социальный паспорт учреждения). Но в изучении условий семейного воспитания необходимо соблюдать принцип разумной достаточности.
Слайд 32 Изучение семей учащихся сводится к таким знаниям:
Общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
Жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе;
Уровень педагогической культуры родителей;
Авторитетность семьи в глазах ребенка;
Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
Семейные традиции, обычаи;
Характер взаимоотношений в семье;
Психологическая атмосфера в семье (благоприятнае, неблагоприятнае);
Воспитательные возможности семьи.
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования их детей.
Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного воспитательного фактора. НО! Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны происходят процессы, приводящие к обострению проблем семьи: падение жизненного уровня большинства семей, безработица, рост разводов, рождение детей вне брака, чрезмерная занятость родителей и прочее.
Меняющиеся жизненные условия, расслоение семей на различные социальные группы - заметно обострили взаимоотношения семьи и школы. Критический настрой родителей передается детям, а это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса в целом.
Как мы уже говорили ранее, важнейшей задачей школы является формирование активной педагогической позиции родителей. Для этого необходимо установить доверительные отношения с родителями, заинтересовать их процессом воспитания, вселять оптимизм, желание добиваться успехов. Воспитательные усилия родителей будут эффективны, если школа целенаправленно займется педагогическим просвещением семьи, вооружит родителей педагогическими знаниями и умениями.
Слайд 33 К психолого-педагогическому просвещению родителей можно отнести:
Проведение педагогического лектория
Организация информационных стендов для родителей
Привлечение специалистов различных направлений
Психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить опережающий характер
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Участие родителей класса в работе совета школы
Участие родителей в работе родительского комитета класса и школы
В современной школе меняется многое: содержание учебно-воспитательного процесса, микроклимат отношений учащихся и педагогов, подходы к изучению многих предметов, внешкольной и внеклассной работе. Более демократичными становятся отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель, ученик, родители
Слайд 34 Хочу привлечь ваше внимание на формы взаимодействия семьи и школы:
формы познавательной деятельности: творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний, предметные недели и другое;
формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, создание классной библиотеки и другое;
формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и другое.
Также следует не забывать о таких формах, как
Родительское собрание;
Родительский лекторий;
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации;
Диспут, дискуссия;
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями.
Письменное общение посредством дневника, телефонные разговоры.
Тут хочу обратить ваше внимание на этику письменного общения. Очень часто педагоги делают свои замечания в тетрадях и дневниках. И часто формулировки этих замечаний заставляют реагировать как учеников, так и их родителей. И не всегда эта реакция положительна. В этом учебном году были случаи, когда родители в тетради ученика реагировали, например, на замечания учителя. А некоторые замечания в дневниках учащихся могут привести к тому, что родители вовсе откажутся от общения с учителем.
Давайте посмотрим, какие же примерные записи в дневниках и тетрадях могут оставлять наши с вами коллеги.
Презентация.
Слайд 35 Каковы же в итоге принципы взаимодействия учителей и педагогов:
Принцип согласия – взаимная договорённость о поддержании благоприятных для развития ребёнка условий.
Принцип сопряжения – последовательное соотнесение единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности.
Принцип сопереживания – взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков внимания.
Принцип сопричастности – взаимная практическая забота об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка.
Принцип содеянности – реальные совместные практические действия, содействующие счастливому развитию ребёнка.
Слайд 36 Давно доказано, когда родители приобщаются к жизнедеятельности своих детей в школе, только тогда создается единое воспитательное поле. А педагогу легче выстраивать отношения с родителями с помощью простой, но единой ведущей идеи - «заботы о развитии ребенка». Любая проблема взаимоотношений с родителями решится, когда родители будут открыты для общения, когда учитель исключит в работе с родителями дидактизм, научиться не поучать, а советовать, размышлять, договариваться с родителями. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Подводя итог вышесказанному, послушайте восточную притчу
Жили были три брата. Каждый из них был мастером в своем деле. Но чем бы они вместе не занимались - постоянно спорили и ссорились. Старший считал, что он дольше всех прожил, поэтому его надо слушать. Средний считал, что раз он всю страну объехал - то больше видел. Младший же с людьми больше всех общался и считал, что он прав, потому что больше других слышал. Так они и спорили всегда, ни одно дело не могли вместе сделать. Однажды их отец устал от этого и выгнал их из дома, приказав вернуться только, когда они смогут друг с другом договориться.Послушались братья отца и решили идти к мудрецу - может он рассудит, кто прав. Но даже этого не смогли они вместе сделать - дойдя до первого перекрестка, стали спорить, в какую сторону пойти. Так и спорили, что вся деревня услышала. До поздней ночи спорили, а потом и до утра.Утром к перекрестку подошел седой старик с клюкой.Услышав спор, старик спросил, почему братья спорят.Те, перебивая друг друга, начали объяснять, что не могут решить, кто среди них должен решать в общих делах. Тогда старик взял три мешочка, положил в мешочки камни и раздал братьям.
- Эти мешочки - это ваше знание о мире. Загляните в них и скажите, что вы знаете.
У старшего было двадцать белых камней и всего три черных:- Существуют белые и черные камни и черные попадаются очень редко, - сказал он.
У среднего было двадцать черных камней и три белы:- Это неправда! Существуют белые и черные камни, но черные встречаются гораздо чаще, - сказал средний брат.
У младшего было двадцать три красных камня:- Нет! Существуют только красные камни, - не согласился он.- Видите, эти знания противоречивы, потому что вы не можете объясниться друг с другом.
После чего старик велел высыпать содержимое мешочков на землю и смешать.
-Что вы теперь можете сказать об этих камнях?Старший ответил:
- Существуют черные, белые и красные камни и встречаются они одинаково часто.
Два других брата согласно закивали.
- Подобно этим камням - ваши знания есть лишь в ваших умах. Только обменявшись знаниями друг с другом, вы сможете принять правильное решение.Для этого нужно уметь слушать и принимать знания друг друга.Стыдно стало братьям. Поблагодарили они старика и домой пошли. И с тех пор все дела они делали вместе, еще лучше чем раньше.Слайд 37 Рефлексия Радуга успеха
Видео ералаша
О выполнении решения педсовета
В соответствии с годовым планом УВК на 2015-2016 учебный год 28 февраля 2016 года было проведено заседание педагогического совета «Взаимодействие семьи и школы» (протокол № от ...02.2016). На основании решения педагогического совета
ПРИКАЗЫВАЮ:
Педагогическому коллективу продолжить работу по использованию разнообразных форм и методов в совместной работе школы и семьи,
обеспечению благоприятного психологического комфорта во время учебно-воспитательной деятельности.
Учителям придерживаться педагогического такта при общении с учащимися и их родителями.
Классным руководителям активно привлекать родителей в различные классные и внеклассные мероприятия.
Обобщить передовой опыт работы с родителями классных руководителей Симаковой Л.И., Безымяновой Р.А.
Классным руководителям 5 классов изучить систему работы учителей начальных классов.
Психологу Черникову А.В. обеспечить психологическую поддержку учащихся и родителей УВК.
Заместителю директора по воспитательной работе Вовк Л.И. предоставить методическую и практическую помощь классным руководителям по вопросу взаимодействия учителя и родителей.
Рассмотреть на методическом совете классных руководителей вопрос оказания методической и практической помощи молодым педагогам.
Довести на ближайших собраниях содержание данного приказа к сведению родителей.
Контроль над выполнением данного приказа возложить на Вовк Л.И.. заместителя директора по УВР.