«Инновационные подходы к подготовке профессиональных кадров» Тема: «Формирование профессиональных и общих компетенций будущих программистов»


Министерство образования, науки и молодежной политики
ГБПОУ КК
«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Научно – практическая конференция
«Инновационные подходы к подготовке профессиональных кадров»
Секция «Формирование профессиональных и общих компетенций будущих специалистов»
Тема «Формирование профессиональных и общих компетенций будущих программистов»
преподаватель специальных дисциплин Акимова Н.Ю.
В современных социально-экономических условиях, в системе подготовки специалистов в области программирования, информатики и вычислительной техники, конкурентоспособных на рынке труда, возникает необходимость в построении состава профессиональных компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей, и формируемых на всех этапах получения специальности. Система знаний, навыков, умений, отвечающая будущей специальности студента, — необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. Внешне эта система проявляется в безошибочных действиях специалиста, в творческом исполнении заданий.
Вместе с тем профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества специалиста, поэтому формирование знаний, навыков, умений должно сочетаться с формированием личности студента в целом.
При подготовке студентов к работе в системе профобразования исходят из ее особенностей, так как именно они заставляют преподавателя решать такие вопросы, которые не решала общеобразовательная школа. К их числу следует, прежде всего, отнести обеспечение дидактической взаимосвязи профессионального и общего образования, оптимизацию учебной работы, привитие любви к избранной профессии, проведение воспитательной работы в процессе производительного труда.
Профессиональные знания — это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.
Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык — это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.
Студенту нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности.
Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы. Навыки коллективной деятельности — результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения.
В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности.
Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий.
Преподавателю следует исходить из того, что студент лучше овладевает знаниями на основе активности познавательных процессов, если его действия побуждаются чувством ответственности за свою профессиональную подготовку, чувством долга и другими положительными мотивами. Овладение знаниями требует четкого и точного их восприятия, осмысливания, запоминания, применения на практике.
В области воспитания целью является формирование личностных качеств: нравственности, общекультурных навыков, способности к социальной адаптации, реализации творческого потенциала личности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданской позиции, так же задачей является выработать у студентов ряд профессиональных и личностных качеств:
умение правильно понимать государственно-правовые явления;
выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности;
развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности.
в подготовке в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных, а так же профессиональных знаний в области менеджмента;
получение среднего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в сфере государственного и муниципального управления, обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, которые предусмотрены ФГОС СПО.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
общие:
стремлением работать на благо общества (ОК-1);
знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);
знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; (ОК-4);
пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
профессиональные:
способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
умением правильно применять нормы права (ПК-10);
Основным критерием сформированной профессиональной компетенции специалиста является качество оперативности его действий и принятия решений, обусловленного временной динамикой производственного процесса.
В иноязычную компоненту профессиональной компетенции включены известные компетенции (лингво-коммуникативная и лингвострановедческая) и новые, введенные нами: учебно-речевая и две ситуационно-коммуникативные:
– предметно-речевая компетенция – владеть профессионально-речевыми алгоритмами; извлекать из иноязычного информационного поля оперативную информацию о технологическом процессе, оперировать предметными характеристиками объектов этого процесса;
– контекстно-речевая компетенция – воспринимать иноязычную информацию о динамично меняющихся профессиональных ситуациях и их компонентах; на этой основе принимать решения и ставить задачи перед собой и командой, на иностранном языке вести мониторинг процесса их решения.
Принятие решений специалистом – это не только выбор альтернатив, но и разрешение противоречий, способность самостоятельно проектировать сопряженную деятельность (профессионально-технологическую и иноязычную речевую) и выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы на оптимальном уровне активности. Здесь требуется психическая устойчивость по отношению к постоянно возникающим трудностям при оперативном решении социально-профессиональных задач, инициативность и настойчивость, уверенность, владение собой в профессиональном иноязычном общении.
Программист - специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для компьютерных систем.
техник-программист – работник отдела информационных технологий, ответственный за бесперебойное функционирование компьютерной техники и локальных вычислительных сетей компании.