Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе Познай себя


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы по формированию психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, программы психологического развития «Уроки психологического развития» Н.П. Локаловой, программы Панфиловой М. А. «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников». Данные программы входят в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Формируясь и развиваясь в обществе, человек включается во множество социальных связей, взаимодействует с самыми разными людьми по самым разным поводам.
Весь спектр многогранных, многосторонних связей охватывается понятием “общение”. По определению Петровского, “общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”.
Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу”).
Умение организовать общение (“Я умею), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”).
Итак, трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а, главное, весьма деликатную, порой трудноуловимую, чем общение.
Исследования свидетельствуют о том, что многочисленные конфликты в семьях, на производстве, в воспитании детей возникают именно из-за отсутствия культуры общения.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.
Уже в младшем подростковом возрасте развивается потребность разобраться в своих поступках, оценить сложные жизненные ситуации, высказать свои суждения о жизни, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. А, главное, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Именно интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
Л.И. Божович отмечает, что если в “младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков”, наоборот, “привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками”. [1]
Для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Это стремление является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.
Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, отклонениям в психическом развитии, возникновению аффективных переживаний, может стать причиной недисциплинированности, снижения успеваемости и даже правонарушений подростка.
Все это вызывает необходимость проведения систематических факультативных занятий – научно-обоснованных, помогающих школьнику изучать наряду с многообразием мира и самого себя, увидеть себя в центре человеческих взаимоотношений.
Мы считаем, что наряду с этим, очень важно показать подростку, что целостный процесс общения наряду с информативно-коммуникативной функцией, функцией познания людьми друг друга, включает и функцию самопознания.
Цель курса – развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации личности в обществе.
Основные задачи курса:
Расширить у учащихся понятие “общение”.
Вызвать у подростков интерес к проблемам общения.
Познакомить с различными видами и формами человеческого общения.
Показать многообразие общения человека с окружающим миром и людьми
Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Программа курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 5 классов.
Учебный курс включает в себя 2 основных раздела:
Общение – это путешествие в самих себя.
Общение – это искусство понимать и принимать других
Как видно из названий разделов, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и, вместе с тем, на формирование социальных навыков. В тематике занятий прослеживается линия, направленная от осознания себя как личности к осознанию себя в социуме.
По своей структуре занятия состоят из следующих частей: 1. Вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части применяются такие психологические упражнения, как “мозговой штурм” и специальные” разогревающие” упражнения). 2. Основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов психодрамы и т.д.)
3.Заключительная часть (включает осмысление полученного опыта, рефлексию).
В процессе групповой работы используются различные приемы, они, как правило, полифункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач, это:
ролевые игры. В ролевых ситуациях учащиеся ставятся в положения, ролевантные их реальной деятельности, и оказываются перед необходимостью изменить свои установки на окружающий мир;
психогимнастические игры;
дискуссионные игры;
эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);
релаксационные методы;
когнитивные методы, помогающие “освобождению” мышления от иррациональных убеждений, т. е. “умственного мусора”
Основными критериями усвоения материала являются:
анализ продуктов познавательной деятельности;
целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;
умение учащихся давать самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.
В результате изучения курсе учащихся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
овладеть психологической лексикой;
овладеть «эмоциональной грамотностью»;
осознать свои достоинства и достоинства других людей;
осознать свое место в социуме.
сформировать стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.
В качестве измерителей оценки развития коммуникативных способностей, перцептивных и рефлексивных способностей могут быть использованы следующие методики:
Социометрия.
Тестовая карта № 2. Психологический климат школьного коллектива.
Ценностные ориентации.
Тест школьной тревожности Филлипса.
Анкета “Умеешь ли ты общаться”
Тематическое планирование 5 класс.
Тема раздела № урока в теме Тема урока Ожидаемый результат
Общение - это путешествие самих в себя.
Цель: Осознание учащимся неповторимости свой индивидуальности и зависимости успехов человека в обществе от его личных качеств. 1-2 Введение в мир психологии.
Я и моё имя. Расширение у учащихся понятия имени, фамилии.
3 Общение в жизни человека. Осознание учащимися многообразия общения человека с окружающим миром.
4 Я и Я (психологический автопортрет). Развитие интереса к собственному внутреннему миру.
5 Я глазами других людей. Формирование навыков критического отношения к себе, конструктивного отношения к критике в свой адрес.
6 Мои проблемы. Умение прогнозировать негативные последствия поступков и чувства ответственности за них.
7 Все мы разные, все мы одинаковые. Развитие толерантности.
8 Слагаемые общения. Умение руководствоваться в своем поведении общепринятыми человеческими ценностями.
9 Основные средства общения. Умение грамотно использовать разнообразные средства общения.
10-11 Я и мой язык: враг или друг. Развитие интереса к вербальным средствам общения.
12-14 Как можно общаться без слов. Умение правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям.
15-16 Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. Пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение.
17-18 Учимся управлять собой. Умение использовать способы регуляции настроения.
19-20 Барьеры общения. Формирование психологической готовности к адекватным действиям в сложных ситуациях.
21-22 Как предотвратить конфликт. Умение позитивно разрешать конфликты.
23-24 Учимся слушать друг друга. Развитие умения понимать других людей.
25 Комплименты или лесть. Формирование эстетического вкуса.
Общение – это искусство понимать и принимать других.
Цель: Формирование бесконфликтного общения, развитие толерантности. 26 Что такое сотрудничество. Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
27-28 Семь «Я» (Я в кругу семьи). Осознание семьи как самой главной человеческой ценности.
29-30 «И в дружбе есть свои законы» (Я в кругу сверстников). Формирование конструктивного взаимодействия с членами классного коллектива.
31-32 Учимся работать в парах. Формирование умения работать в паре, понимать и принимать своего напарника.
33 Я и моя школа. Развитие позитивного интереса к школьной жизни.
34 Итоговое занятие. Список литературы
Жариков Е. , Крушельницкий. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – НМЦ, Пенза. – 1994. – 344 с.
Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М. : Просвещение, 1978. – 159 с.
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995 с. – 529 с.