Программа курса по психологии Познай себя (9-11 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Психологический практикум «Познай себя», рассчитана на 2 года обучения для учащихся в возрасте от 14 до17 лет.
Актуальность и новизна данной программы в том, что она способствует формированию у подростков осознанного, внимательного отношения к своему психологическому здоровью, воспитанию творческой личности, ее эстетических чувств и т.д.
Цель программы: познакомить учащихся с основными психологическими знаниями и культурой.
Основные задачи программы:
содействовать развитию самостоятельности учащихся в обучении, умственной деятельности и сознательному усвоению знания психологии;
стимулировать учащихся использовать теоретические знания психологии на практике, использовать активные методы и современные технологии при изучении и закреплении содержания программного материала,
придать учебному процессу развивающий характер;
создать оптимальные условия для проявления личности в разных сферах творческой деятельности;
формировать гражданское и патриотическое самосознание учащихся.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что во время организации учебно-воспитательного процесса используются оптимальные методы, приёмы и формы обучения: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, демонстрация таблиц, рисунков; игры, загадки, викторины, анкеты, психологические методики, тесты, диагностики. Для реализации цели кружка проводятся разные массовые мероприятия, тематические вечера, организационно-деловые и интеллектуальные игры, направленные на формирование личности молодого человека, создаются возможности строить отношения с другими членами общества в соответствии с общечеловеческими нормами и правилами поведения.
После окончания изучения курса кружковцы должны оперировать такими понятиями: психология, методы исследования, сознание, бессознательное, познавательные процессы, ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, личность, способности, темперамент, характер, воля, эмоции, общение, коллектив, наркомания, барбитураты, транквилизаторы, венерические заболевания, противозачаточные средства и т.д.
Воспитанники должны:
- иметь представление о связи психологии с такими науками, как педагогика, социология, философия, история, физиология;
- знать основные этапы развития общей психологии, психологию деятельности и познавательных процессов, психологию личности, а также психологию человеческих взаимоотношений;
- уметь использовать свои знания на практике, управлять своими эмоциями, самостоятельно анализировать и решать некоторые проблемы личности.
Программа должна содействовать:
- усвоению учащимися знаний о психологической науке;
- воспитанию эстетически развитой личности;
- развитию у подростков коммуникативных навыков, умений;
- регулированию самооценки личности;
- стимулированию развития интеллектуальных способностей учащихся;
- формированию у учащихся интереса и уважения к общепризнанным ценностям;
- помощи молодежи в выборе будущего жизненного пути, познанию себя и окружающих людей; умению разобраться в личных проблемах.

Учебная программа психологического практикума «Познай себя» рассчитана на 2 учебных года:
1-й год – 144 часа;
2-й год – 144 часа.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество обучающихся в группе 12-15 человек.


Учебно-тематический план
I год обучения


Т е м а
Количество часов



теория
практика
всего

1
Вступление
2
-
2

2
Введение в психологию
4
2
6

3
Психология деятельности и познавательных процессов
16
20
36

4
Психология личности
10
16
26

5
Психология человеческих взаимоотношений
6
10
16

6
Профессиональная ориентация
6
12
18

7
Современный этикет
4
6
10

8
Проблемы современной молодежи
10
6
16

9
Организационно-деловые, интеллектуальные и познавательно-развлекательные игры
4
10
14


Всего
62
82
144



II год обучения


Т е м а
Количество часов



теория
практика
всего

1
Вступление
2
-
2

2
Ораторское мастерство
4
6
10

3
Психология и культура
16
20
36

4
Психогигиена и здоровый образ жизни
10
16
26

5
Психодиагностика
6
10
16

6
Арт-терапия и проективные методы психодиагностики
6
12
18

7
Аутотренинг
4
2
6

8
Ведущие психологи и их вклад в развитие психологии
10
6
16

9
Психологический тренинг
4
10
14


Всего
62
82
144



Проверка и оценка знаний и умений учеников: итоговые работы, конкурсы, семинары, зачеты.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Введение (2 часа)
Знакомство с кружковцами. Организационные вопросы. Цели и задачи курса «Психологический практикум «Познай себя». Техника безопасности.

Введение в психологию (6 часов)
Психология как наука. Основные области психологии. Методы исследования в психологии.
Психология и науки о человеке.
Сознание человека. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.
Практическая работа
Игры на знакомство.
Методика “Q – сортировки”.

3. Психология деятельности и познавательных процессов (36 часов)
Деятельность. Виды и развитие человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы. Умения, навыки и привычки.
Ощущения и восприятие. Понятие об ощущении. Восприятие, его виды и особенности.
Внимание. Функции и виды внимания. Развитие внимания.
Память. Виды памяти и их особенности. Формирование и развитие памяти.
Воображение. Виды воображения. Развитие воображения. Воображение и творчество.
Мышление. Виды мышления. Особенности творческого мышления. Развитие мышления.
Речь и ее функции. Речь как способ общения. Речь как инструмент мышления.
Практическая работа
Диагностика роли ощущений в познавательной деятельности человека.
Исследование зрительных ощущений.
Исследование мышечно-суставных ощущений.
Диагностика внимательности.
Исследование познавательного контроля при восприятии.
Исследование избирательности внимания.
Исследование концентрации внимания
Исследование переключения внимания.
Методика изучения особенностей внимания.
Методика исследования распределения внимания.
Исследование объема кратковременной памяти.
Исследование опосредованного запоминания.
Методика исследования здоровой памяти.
Исследование индивидуальных особенностей воображения.
Исследование творческого воображения.
Методика исследования логики и гибкости мышления.
Методика исследования сравнения.
Методика исследования особенностей обобщения.
Методика исследования быстроты и широты мышления.
Исследование ригидности говорения.
Исследование темпа устной речевой деятельности.

4. Психология личности (26 часов)
Общее представление о личности.
Способности. Природа человеческих способностей. Развитие способностей.
Темперамент. Типы темперамента. Темперамент и личность.
Характер. Типы характера. Формирование характера. Личность и характер человека.
Воля. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека.
Эмоции. Виды эмоций. Роль эмоций в жизни человека. Эмоции и личность.
Понятие об интеллекте.
Практическая работа
Исследование самооценки личности.
Исследование уровня притязаний.
Исследование умственных способностей.
Исследование коммуникативных и организационных способностей.
Методика определения характера К.Г. Юнга.
Методика выявления акцентуаций характера К. Леонгарда.
Исследование склонности к риску.
Исследование волевой саморегуляции.
Исследование характерологических тенденций.
Исследование силы нервной системы.
Исследование типа темперамента.
Исследование особенностей темперамента.
Исследование уровня субъективного контроля.
14.Исследование настойчивости.
15.Исследование импульсивности.
16. Исследование настроений.
17. Исследование тревожности.
18. Исследование эмоционального отзыва.
19. Исследование коэффициента интеллекта.

5. Психология человеческих взаимоотношений (16 часов)
Общение. Виды общения. Коммуникативные приёмы. Развитие общения.
Отдельная группа и коллектив. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах.
Интимные межличностные взаимоотношения. Дружба. Любовь. Вражда. Одиночество.
Практическая работа
Коммуникативный тренинг для старшеклассников.
Диагностика межличностных взаимоотношений Т. Лири.
Методика диагностики склонности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной).
Исследование эгоцентризма

Профессиональная ориентация (18 часов)
Понятие профессиональной ориентации как фактора формирования личности и удовлетворения потребностей человека. Цели и задачи профессиональной ориентации на современном этапе развития. Принципы профессиональной ориентации. Функции профессиональной ориентации. Основные компоненты системы профессиональной ориентации.
Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий.
Профессиональная консультация в системе профессиональной ориентации.
Практическая работа
Методика диагностики личности при помощи психогеометрического теста С. Делингер ( адаптация Л.А. Громовой).
Методика диагностики направленности личности Б. Баса (ориентационная анкета).
Методика ДДО Е.А.Климова.
Методика “Карта интересов”.
Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Т.В. Матолина.

7. Современный этикет (10 часов)
Этикет за столом. Посуда, столовые приборы и их использование. Основные правила поведения за столом.
Этикет повседневной жизни. Встречи. Кино. Городской общественный транспорт. Домашний этикет.
Этикет особых случаев. Подарки. Цветы. Гости. Свадьба. Торжественные мероприятия.
Практическая работа
Сервировка стола (использование столовых приборов).
Экскурсия в кафе.
Поход в кинотеатр.

8. Проблемы современной молодежи (16 часов)
Курение. Действие никотина на организм человека.
Алкоголизм. Влияние алкоголя на организм подростка.
Наркомания. Классификация наркотиков. Этапы наркозависимости.
Венерические заболевания. СПИД.
Нежелательная беременность. Противозачаточные средства.
Практическая работа
Диспуты на темы: “Курение”, “Алкоголизм”, “Наркомания”, “Нежелательная беременность”, “Венерические заболевания”.
Встреча с врачами: наркологом и дерматологом.

9. Организационно-деловые, интеллектуальные и познавательно-развлекательные игры (14 часов)
Понятие об игре как способе общения. Разновидности игр.
Понятие об организационно деловых играх.
Понятие об интеллектуальных играх.
Понятие о познавательно-развлекательных играх.
Практическая работа
Организационно-деловые игры: “Шоу – Треугольник удачи”, “Житейские ситуации”, “Волк и семеро козлят”, “Вид конфликта”, “Чемодан пожеланий” и другие.
Интеллектуальные игры: “Что в посылке?”, “Угадай голоса”, “Числа”, “Считаем вместе”, “Два дела одновременно”, “Составление предложений”, “Вещи”, “Слова” и т.д.
Познавательные игры: “Формы”, “Пары картинок”, “Где сидит попугай?”, “Один лишний”, “Психологический портрет”, “Разное отношение”, “Школа детективов” и другие.
Развлекательные игры: “Ромашка”, “От носа к носу”, “Животные во дворе”, “Окно”, “Поздравление с днем рождения”, “Зеркало” и т.д.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Введение (2 часа)
Приветствие. Знакомство с новыми кружковцами. Организационные вопросы. Ознакомление со сводом правил группы. Цели и задачи курса «Психологический практикум «Познай себя». Техника безопасности.

2. Ораторское мастерство (10 часов)
Основные правила риторики.
Подготовка речи: выбор темы, постановка целей речи, подбор материала. План выступления.
Ораторские приемы. Плюсы и минусы заученной, записанной и импровизированной речи.
Работа с аудиторией. Преодоление боязни публичных выступлений. Красноречие и косноязычность. Слова "паразиты" и борьба с ними. Вводные фразы, метафоры, поговорки и другие способы сделать речь яркой и интересной.

Практическая работа
1. Фонетические упражнения.
2. Ораторские этюды.
3. Подготовка выступлений.
4. Доклады учащихся.

3. Психология и культура (36 часов)
Тесная связь культуры и психологии. Сущность и предназначение культуры.
Русская и мировая художественная литература - кладезь психологических знаний. Поэзия, как способ эмоционального отражения действительности.
Религия. Мировые религии. Религия и психология.
Музыка и ее влияние на наше настроение.
Кинематограф. Положительное и отрицательное влияние кино на нашу жизнь. Фильмы, которые стоит посмотреть.
Практическая работа
1. Чтение и обсуждение произведений русских и зарубежных классиков.
2. Занятие "Поэтическая гостиная".
3. Подготовка докладов по теме: религии мира.
4. Занятие "Музыкальная пауза".
5. Просмотр кинофильмов.

4. Психогигиена и здоровый образ жизни (26 часов)
Понятие о здоровом образе жизни. Закладывание здоровых привычек. Главные меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья.
Эмоциональное выгорание. Предупреждение и борьба с эмоциональным выгоранием.
Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса. Профилактика стрессовых состояний. 
Практическая работа
1. Тренинг "Ярмарка здоровья".
2. Познавательная игра-инсценировка "Кабинет психологического консультирования".
3. Круглый стол "Здоровье нации".
4. Семинар по теме "Психогигиена и здоровый образ жизни".

5. Психодиагностика (16 часов)
Понятие о психодиагностике. Психодиагностика и смежные направления исследований. Основные методы и методики психодиагностики.
Тест как основной инструмент психодиагностики. Виды тестов.
Личностные опросники. Измерение интеллекта. Проективная техника.
Практическая работа
1. Измерение мотивации достижения Мехрабиана
2. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)
3. Методика Будасси (Самооценка)
4. Метод "Незаконченные предложения"
5. Методика исследования ригидности
6. Методика диагностики социально-психологической адаптации
7. Методика "Индекс жизненного стиля"
8. Определение уровня интеллекта
9. Тест Кеттелла
10. Тест Шмишека
11. Тест Стреляу

6. Арт-терапия и проективные методы психодиагностики (18 часов)
Предыстория проективной диагностики. Проекция как психологический феномен. Роль стимула в проективных методиках. Основные проективные методики и их особенности.
Многообразие форм арт-терапевтической работы. Коррекционные возможности арт-терапии. Системное описание арт-терапевтического процесса. Роль метафоры и художественного образа в арт-терапии.
Практическая работа
1. Изотерапия.
2. Музыкотерапия.
3. Танцедвигательная терапия.
4. Артсинтезтерапия.
5. Подготовка докладов по темам: сказкотерапия, библиотерапия, песочная терапия, игротерапия.

7. Аутотренинг (6 часов)
Понятие об аутотренинге. Принципы действия аутогенной тренировки. Классификация формул аутотренинга. Основные этапы аутотренинга: контроль дыхания, релаксация, визуализация и т.д. Ключевые упражнения аутотренинга.
Практическая работа
1. Исполнение ключевых упражнений аутогенной тренировки.
2. Практика основных формул аутотренинга.
3. Аутотренинг с творческим заданием.

8. Ведущие психологи и их вклад в развитие психологии (16 часов)
Вклад отечественных психологов в развитие психологии. Знакомство с работами Алексея Леонтьева, Бориса Ломова, Льва Выготского, Ивана Павлова, Петра Гальперина и других.
Научные идеи известных западных психологов. Зигмунд Фрейд. Карл Густав Юнг. Абрахам Маслоу. Альфред Адлер. Беррес Скиннер. Вильгельм Райх. Ганс Айзенк. Карл Роджерс. Курт Левин.
Практическая работа
Подготовка докладов по теме.

9. Психологический тренинг (14 часов)
Понятие о психологическом тренинге. Основные функции и задачи. Виды тренинговых групп. Принципы работы. Методы и формы работы. Групповая динамика. Подготовка и проведение тренинга.
Практическая работа
1. Командообразующий тренинг.
2. Тренинг невербального общения.
3. Коммуникативный тренинг.
4. Тренинг достижения целей.
5. Тренинг преодоления неуверенности в себе.
6. Самостоятельная подготовка тренинга учащимися.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе организации учебно-воспитательного процесса желательно использовать оптимальные методы, приёмы и формы: беседу, дискуссию, рассказ, объяснения, демонстрацию таблиц, рисунков; игры, загадки, тесты, методики, исследования.
Для лучшего восприятия и усвоения членами клуба новых терминов их желательно записывать на доске, проговаривать вслух, объяснять их этимологию и семантику.
Актуализацию чувственного опыта, опорных знаний членов клуба можно проводить в форме тестов, заданий и т.д.
Подводя итоги занятий, руководитель клуба может проводить оценку старательности и прилежания учеников, предлагаю дополнительные вопросы, темы для самостоятельной работы.

Прогнозирование результатов и методы их диагностики в конце реализации программы
После окончания курса члены клуба должны:
- иметь представление о психологии как науке; о психологии деятельности и познавательных процессов; о личности человека; о психологии человеческих взаимоотношений; о профессиональной ориентации, ее целях, задачах и функциях; об этикете; о вредных привычках; о разновидности игр;
- знать основные сферы и методы исследования в психологии; основные виды познавательных процессов; индивидуально-психологические особенности личности и эмоционально-волевые процессы; приёмы общения; основные принципы профессиональной деятельности; основные правила поведения; последствия вредных привычек; предназначение игр;
- уметь использовать теоретические знания на практике;
- усвоить такие понятия и термины: психология, методы исследования, сознание, бессознательное, познавательные процессы, деятельность, ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, личность, способности, темперамент, характер, воля, эмоции, интеллект, общение, коллектив, малая и большая группа, профессиональная ориентация, профессия, специальность, наркомания, опиаты, барбитураты, транквилизаторы, СПИД, противозачаточные средства.











Библиография
1. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / пер. с нем. М., 1924.
5. Вайшберг Д., Шумекер Д. Статистика /Пер. с англ. Л.А. Клименко и Б.И. Клименко; под ред. и с предисл. И.Ш. Амирова. – М.: Статистика, 1979.
6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982.
7. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения // Автореферат. – М., 1987.
8. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.,1990.
9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
10. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – М: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. – 448 с.
11. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. – М.: Статистика, 1973.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
13. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании школьника. –М.: Сфера, 2002, - 96 с.
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1992.
15. Земская М. Семья и личность. – М., 1986.
16. Кляйн М., Айзекс С., Хайманн П. Развитие в психоанализе / пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
17. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья школьников: Занятия, игры, упражнения. – М.: Сфера, 2002. – 64 с.
18. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М.: Флинта, 2002. – 128 с.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
20. Лангмейер И., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
21. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования Личности ребенка // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
22. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944. № 8-9.
23. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. Изд. 2-е. М., 1965.
24. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.
25. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / Докт. дис. М., 1974.
26. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1978.
27. Макаренко А.С. Книга для родителей. Свердловское Областное государственное издательство, 1950.
28. Мальханова И. Школа для трудных родителей. – М.: Аиф Принт, 2004. 248
29. Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. М.: Наука, 1988.
30. Мустакас К. Игровая терапия / пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.
31. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство института психотерапии, 2003. – 319 с.
32. Осорина М.В. Секретный мир детей. СПб.: Питер, 1999. Проективная психология / пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с.
33. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Энити-Дема, 2001, - 277 с.
34. Сатир В. Как строить себя и свою семью / пер. с англ. М.: Педагогика- Пресс, 1992.
35. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. 1981.
36. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.,1986.
37. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности.- М.,1981.
38. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991.
39. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.
40. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999.
41. Фрейд З. Три очерка по теории детской сексуальности / В кн. Психоанализ детской сексуальности / пер. с нем. Под ред. В.А. Лукова, СПб.: Союз, 1997.
42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
43. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / пер. с нем. Пг., 1922.
44. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996.
45. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
47. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
48. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, Городской психолого- физиологический центр «Детство», выпуск 1, 1993.
49. Adorno T., Frankel-Brunswik E., Levinson D., Sanford N. The authoritarian personality. – NY, 1973
50. Axline V. Play Therapy. Houghton Mifflin Co. N. Y., 1974.
51. Klein M. That Psycho-analysis of Children. L., 1923.
52. Millar Susanna The Psychology of Play., 1999.
53. O’Connor, K., & Schaefer, C. The handbook of play therapy. New York: Wiley.
54. Patterson, G. Families: Applications of social learning theory to family life. Champaign, IL: Research Press.
55. Rogers, C. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin.
56. Sandier, J., Kennedy, H., & Tyson, R. (1980). The technique of child analysis. Cambridge, MA: Harvard University Press.
57. Sweeney, D. (1997). Counseling children through the world of play. Wheaton, IL: Tyndale House.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15