ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Исаева М.В.
ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯМБОУ ОШ 7
На сегодняшний день сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из главных направлений реформирования системы образования. Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности. Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Наша школа является экспериментальной площадкой УрО РАО по теме «Сетевое взаимодействие с целью сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса». Эта тема является приоритетной в процессе составления планирования воспитательной деятельности на учебный год.
Как классный руководитель в системе провожу работу по формированию здорового образа жизни у обучающихся. Второй год ставлю перед собой одну из педагогических задач: использование валеологических приемов во внеклассной работе для мотивации детей к здоровому образу   жизни. Цель валеологии – вооружение человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями об оздоровлении организма. Исходя из этого, в план воспитательной работы ежегодно включаю мероприятия, направленные на валеологическое просвещение учащихся и их родителей, профилактику здорового и безопасного образа жизни.
Одной из приоритетных форм работы считаю следующую: необходимость осуществления просветительской работы среди родителей. Формирование из их числа не молчаливых статистов, а активных помощников. С этой целью организую для родителей встречи с медицинскими специалистами, которые позволяют квалифицированно отвечать на вопросы, возникающие у родителей и знакомить их с элементарными способами саморегуляции физического и психического здоровья, как самих родителей, так и детей. На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.
Опираясь на родительскую общественность, провожу походы выходного дня, спортивные игры, праздники. Так, вместе с обучающимися и родителями ходили в поход с ночевой на Аликаев камень, туристическую базу в Верх-Никитино, провели весёлые старты «Мама, папа, я – спортивная семья». Ежегодно вместе с родителями и обучающимися являемся участниками «Лыжни России» и «Кросса наций». Каждую весну ездим в бассейн, чтобы поплавать: в 2015 году – аквапарк «Бегемот» в г. Екатеринбурге, а в 2016 году – поездка в санаторий «Ключи».Эффективной формой работы по формированию ценностей здорового образа жизни в классе является и проектная деятельность. Так в пятом классе мы создали проект на тему «Питание от А до Я» (книга полезных для здоровья блюд). Целью данного проекта является формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного питания.
Мною разработана и серия классных часов, среди которых «Азбука питания», «Твоя жизнь – в твоих руках», «Осторожно: один дома», «Моя жизнь – моё здоровье» и другие. Во время таких встреч практикую беседы о здоровом образе жизни. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.
Итогом наших разговоров становятся буклеты, памятки, сценарии мероприятий для обучающихся младших классов по здоровому и безопасному образу жизни. Так в январе целую неделю в рамках месячника «Здоровый образ жизни» мы с ребятами на переменах для первоклассников готовили и проводили различные мастер-классы, игры, станции с занимательными заданиями. В понедельник мы начали с линейки «Мы за ЗОЖ!», сценарий к которой написали шестиклассники. Затем каждый день во время третьей и четвёртой перемены был посвящён какой-то определённой теме. Так: понедельник – «Внимание – здоровое питание!», вторник – «Знает каждый гражданин: пожарный номер 01!», среда – «Детям знать положено правила дорожные!», четверг – «Выше, быстрее и смелее!» (день активных игр). Закончили мы всё в пятницу, организовав для детишек танцевальный флеш-моб.
Валеологическую работу среди обучающихся продолжаю и во время проведения кружка «Юный журналист» для 5 – 9 классов. Вместе с ребятами мы внимательно следим за тем, как ведётся эта работа в нашей школе. Участвуем практически во всех мероприятиях: ведём фото и видеосъёмку, берём интервью, пишем статьи. Весь собранный материал и свои наблюдения всегда освещаем в школьной газете «Великолепная семёрка». На страницах нашего периодического издания есть несколько постоянных рубрик. Первая из них - «Будь здоров!». В ней совместно с медицинским работником школы мы освещаем способы и приёмы укрепления здоровья, даём советы по предупреждению и профилактике различных сезонных заболеваний. Обязательно в каждом выпуске напоминаем ребятам о необходимости беречь своё здоровье. Ещё одной постоянной рубрикой являются «Уроки безопасности». Здесь мы работаем вместе с учителем КБЖ. Обучающимся предлагаются различные памятки по безопасному образу жизни: «Осторожно: гололёд!», «Как вести себя при пожаре дома, в школе», «Что делать, если ты остался дома один», «Правила дорожного движения», «Памятки поведения во время каникул», «Памятка по антитеррористической безопасности» и многие другие.
Каждый год с юными журналистами участвуем в муниципальном конкурсе «В гармонии с природой и с собой». Мы подбираем материал и выпускаем специальный выпуск «Великолепной семёрки», посвящённый какой-то экологической проблеме. Так в 2015 году «Вода и Великая Отечественная война», в 2016 году – «Устойчивое развитие городов и ТБО». Помимо освещения данных проблем, мы обязательно помещаем в номер статьи, в которых рассуждаем о том, как это влияет на наше здоровье. В данном конкурсе в номинации «Экологическая газета» мы уже два года занимаем первые места. В 2015 году мы заняли 1 место в конкурсе экожурналистики, номинация «Статья» по итогам ХIII областного экологического форума «Выставка ЮНЭКО – 2015». Отсюда следует отметить, что издательская деятельность - это один из эффективных путей формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Вопрос о сохранении и укреплении здоровья обучающихся является главным и при планировании работы школьного оздоровительного лагеря, где я работаю уже третий год. Одной из форм организации отдыха в школьном лагере являются занятия на свежем воздухе, организация туристических слетов и походов. Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка, все это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.
Таким образом, системная внеклассная и внеурочная деятельность способствует валеологическому просвещению обучающихся, формированию у них ценности здоровья. Для воспитания валеологически грамотного человека, способного найти правильное решение проблемы следовать образу жизни, направленному на сохранение и укрепление здоровья, необходимо проводить целенаправленную, планомерную работу, чтобы обеспечить усвоение необходимых знаний и умений, являющихся основой для формирования валеологических убеждений. Для обеспечения эффективного валеологического образования необходимы совместные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса в школе.