Практико-значимая работа Укрепление здоровья детей как основа безопасности образовательного процесса

Практико-значимая работа на тему:
Укрепление здоровья детей как основа безопасности образовательного процесса
Заместителя директора по безопасности МБОУ Дубневская СОШ Ступинского муниципального района Гайворонского С.Е.

  Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным  и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Общеобразовательная школа находится еще только на подходе к становлению курса «Основы здорового образа жизни», который не имея самостоятельного статуса, реализуется в содержании отдельных учебных дисциплин, таких как: ОБЖ, биология, физическая культура. Однако тема профилактики здорового образа жизни и формирования у обучающихся знаний и представлений об отдельных составляющих здоровья присутствует и раскрывается и на других уроках, в частности, на таком, на первый взгляд далёком от темы здоровья предмете, как История. Актуальность данной темы объясняется  снижением здоровья  современных детей. Имеется ввиду их психическое и физическое здоровье. Об этом свидетельствует статистика. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в школьный возраст.      Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой, и - это залог здоровья нации.                                                      
 Кроме использования на уроках истории различных здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамические паузы, элементы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз влияние на отношение обучающихся к своему здоровью можно включить и в содержание учебного предмета «История Отечества».
Например, в начале изучения истории в 5 классе как предмета, наряду  с общими вопросами, что изучает история и т.д. можно отметить, что важной частью истории является изучение народного фольклора: пословиц, поговорок, сказок. Обучающимся следует напомнить, что одной из тем русского народного творчества было здоровье человека. Для этого можно привести конкретные примеры. Пословицы: здоровье дороже богатства; не рад больной и золотой кровати; тот здоровья не знает, кто болен не бывает; самого себя лечить, только портить; здоровому все здорово. Поговорки: болен –  лечись, а здоров – берегись; будь не красен, да здоров; горьким лечат, а сладким калечат; здоров будешь - все добудешь.    Следующий большой раздел касается жизни наших предков – восточных славян. Из текста учебника дети узнают, что славяне были сильными, красивыми, выносливыми, трудоспособными людьми. Эту тему так же можно развить. Почему же у славян было крепкое здоровье? Они, говоря современным языком, соблюдали режим дня. Вставали «с петухами», ложились спать «когда солнышко садилось», в период «полуденного пекла» делали перерыв в работе. Употребляли в пищу продукты, богатые полезными веществами, которые выращивали в поле, на огороде, собирали в лесу и ловили в реках: рожь, пшеницу, грибы, ягоды, орехи, мёд диких пчёл, рыбу, овощи (свёкла, морковь, лук, горох), фрукты (яблоки, груши, сливы). Обязательно каждый день ели горячую пищу (супы, каши), пили чистую воду. О пользе употребления этих продуктов также есть упоминания в творчестве: хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят; лук – от семи недуг. Обязательному упоминанию подлежат также полезные привычки наших предков: долгое нахождение на свежем воздухе, умывание «ключевой водой», походы в баню. Эти привычки, переросшие в национальные традиции, сохранялись на всём протяжении существования государства «Древняя Русь». Именно любовь к чистоте, соблюдение правил гигиены уберегли славян от страшных бедствий, постигших Западную Европу: эпидемий чумы и холеры. Правила повседневной жизни людей настолько отличались, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, выйдя замуж за французского короля, в ужасе писала своему отцу: «Куда ты прислал меня? Улицы здесь грязны, храмы уродливы, а нравы дики! А что за пища! Вместо каш, пирогов, блинов – кислое вино и мясо с кровью. Вместо бани, которую мы посещали каждую неделю –  обтирания водой. Король моется не чаще одного раза в год!».        Отдельной темой следует выделить отношение конкретной исторической личностей к своему здоровью. Например, яркий человек и выдающийся полководец А.В. Суворов. В детстве был слабым, болезненным ничем не примечательным ребёнком, но у него была цель – стать военным. Долго и упорно шёл будущий генералиссимус к своей мечте: занимался спортом, много гулял, занимался верховой ездой и фехтованием, закалялся. Итог – известен всем. Этот полководец не проиграл ни одного сражения в своей жизни, один из немногих в мире получил высшее воинское звание и золотыми буквами вписал своё имя в мировую военную историю.Период истории современной России это – с одной стороны, высокий уровень развития медицины, активная пропаганда здорового образа жизни, повышение цен на алкоголь и табачные изделия, а с другой стремительное ухудшение здоровья нации вследствие злоупотребления вредными привычками и безответственного отношения к собственному здоровью.     Таким образом, мы убедились, что на уроках истории России, можно наглядно проследить с учащимися, как менялось отношение людей к здоровью, какие вредные и полезные привычки были и есть в нашей стране, какие позитивные и негативные примеры может найти лично для себя каждый.