Разработка урока по Истокам на тему: Ткачихи — рукодельницы


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Гилазутдинова Ольга Николаевна

Район
Дивеевский

Место работы
МБОУ Сатисская СОШ

Должность



Общая информация

Модуль


УМК


Тема урока
Ткачихи-рукодельницы.

Тип урока
Ознакомления с новым материалом.

Цель, задачи
Цель – сформировать знания учащихся по теме «Ткачихи - рукодельницы».
Задачи:
Обучающая: знакомство со значением слов «ткачиха», «рукодельница», «прялка», «веретено», «лён», «полотно», «беседы и посиделки», «сноровка», «терпение».
Развивающая:
содействие к развитию у школьников умений использовать методы познания – эксперимент;
развитие умения работать с информацией;
развитие умений общаться;
развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
умение работать в четвёрке;
овладение навыками прядения.
Воспитывающая: воспитание положительного отношения к труду.

Необходимое оборудование
УМК, иллюстративный материал, мультимедийное оборудование.

Дидактическое обеспечение



Планируемые результаты урока

личностные
положительное отношение к учению, к уроку «Истоки»; уважительное отношение к собеседнику.

предметные
понимать роль и значение женщины в семье, умение объяснять смысл текста.

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место; оценивание правильности выполнения заданий; высказываний собеседника; постановка учебной задачи; устанавливать и соблюдать очередность действий, работая в четвёрке; в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд; понимать цель выполняемых действий.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; понимать информацию; выделение необходимой информации из текста, иллюстраций, овладение навыками прядения.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли; слушать собеседника; развивать внимание учащихся.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*



Литература и Интернет-ресурсы

Основная
УМК

Дополнительная


Интернет-ресурсы


ЭОРы





План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Здравствуйте, дорогие ребята!
Как замечательно, что мы снова вместе. На ваших лицах я вижу улыбки. Вы в хорошем настроении, это чувствуется по вашим голосам. Значит, встреча будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу.

Дети дарят улыбку друг другу.
Соблюдение норм дисциплины.
Организация рабочего места (регулятивные УУД)
Личностные УУД.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
- Посмотрите на иллюстрацию (слайд 2)
Кого мы на ней видим?
- Что она делает?
- А для чего она это делает?
Переход к теме урока.
Постановка цели:
Что мы сегодня можем узнать на уроке?
- «Труд, мастерство ткачих – рукодельниц» - тема нашего занятия (слайд 3). Вы вырастите большими и, тоже, выберите для себя какую – то профессию. Вы будете трудиться, а ваш труд – приносить пользу, радость другим людям. Сегодня на занятии мы всей душой и сердцем, с глубокой благодарностью обратимся к их труду, таланту и мысленно побудем на месте ткачих – рукодельниц.

Пытаются ответить на вопрос ы.



Пытаются самостоятельно вывести тему урока и определить цели урока.
Слушать и развивать монологическую речь.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
(коммуникативные УУД)
Постановка учебной задачи,
понимать цель выполняемых действий, определять последовательность изучения материала (регулятивные УУД)
Личностные УУД


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.




4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
- Чтобы была рубашка, да и другая одежда нужно было вырастить в поле это растение. Угадайте загадку: Загадка . (слайд 4)
Синий цветочек,
Мал-малышочек.
В землю малый вошел,
В синей шапке пришел.
(лён) (слайд 5)

- Посмотрите на лен, послушайте, о чем могли переговариваться между собой его головки?
-Какие руки его вырастили?
- А вы знаете, ребята, как рубашка в поле выросла? Послушайте рассказ
- К.Д.Ушинского. «Как рубашка в поле выросла».
Крохотное блестящее льняное зернышко сеяли в землю добрые руки крестьянина – земледельца.
- Взгляните на эти семена. (Показ семян льна).(слайд 6)
Через 2-3недели покрылось полюшко нежной зеленой травкой. Бережно ухаживала семья крестьянина за этими молодцами, и вот уже через несколько недель, засинели голубые головки льна. (слайд 7) Переговариваются друг с другом, веселятся на родных просторах. Быстро промелькнуло время, опали голубые глазки льна, и на их месте образовались нежно-зеленые головки, которые были очень рады теплым лучам солнышка, по- прежнему им было весело пересмеиваться друг с другом.
Подошло время и тоненькие стебельки выдергали, завязали в снопы и снова оставили стоять в поле. (сл 8) Зашумит ветерок, приласкает их и просушит.
Легкий готовый ленок принимались трепать, расчесывать жестким гребешком, и делался он мягким и шелковистым. (слайд 9)

-Вы внимательно смотрели и слушали, скажите, кто выполнял всю эту работу?
-Можно ли сказать, что труд этот легкий?

Активное занятие: «как рубашка в поле выросла» работа в четверке.
Р/т: с.13.
Проверьте задание с экрана. Оцените свою работу, прокомментируйте, как вы выполнили задание.
(слайд 10)
Рассказ учителя:
А вот долгими зимними вечерами собирались женщины, девушки на посиделки в одной избе, приносили с собой рукоделие: одни шили, вышивали, другие пряли.
- А что значит «прясть»? Ответ найдите в учебнике на с. 60-61
-А какие инструменты нужны для этого? Найдите их на рисунке. Р/т: с.11
А чтобы за работой не скучать, рассказывали новости, сказки, пели песни. Недаром говориться в пословице «Весело поется, весело прядется».
Прочитаем в тетради на стр.11 одну из песен, которую пели пряхи за работой.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и исполнить танец – игру «Уж, я сеяла, сеяла ленок»
Физминутка (звучит песня)
Игра-хоровод:
Уж я сеяла, я сеяла ленок
Уж я сеяв приговаривала.
Припев:
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я полола, полола ленок,
Я половши приговаривала.
Припев:
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я дергав приговаривала.
Припев
Уж я мяла , я мяла ленок.
Уж я мевши приговаривала.
Припев.
Я препала, препала ленок,
Я трепавши приговаривала.
Припев.
Я чесала, чесала ленок,
Я чесавши приговаривала.
Припев.
Слушают.



Отгадывают загадку.




Пытаются ответить на вопросы.
Слушают.



























Работают самостоятельно тетради, потом в четверке.

Оценивают работу. Комментируют результат.


Слушают.



Работают с учебником.


Работают в тетради.



Работают в тетради.



Водят хоровод.









Умение слушать (метапредметные коммуникативные)
Получать нужную информацию (познавательные)



Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.




Познавательные УУД: понимать информацию





















Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий; устанавливать и соблюдать очередность действий, работая в четверке;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, адекватно оценивать свои достижения
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника.
Познавательные УУД: получение нужной информации из текста, сравнение, анализ.


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Рассказ учителя:
Раньше лён в народе называли северным шёлком. Костромская земля славились своими льнами. Лён выращивали, обрабатывали, а потом использовали в каждой семье. Он обеспечивал потребность в одежде, из отходов делали верёвки. К льну крестьяне, особенно женщины, относились очень уважительно. Называли его ласково «Ленок», «Леночек». Выращивание льна, прядение и ткачество были исключительно женской работой. Была такая поговорка «Лён мять, да трепать, чесать, да прясть – бабья работа». Сажали лён на день святой Елены – 3 июня. При этом говорили «Посеешь лён на Алёну, будут длинные льны». Сеяли лён путём разбрасывания семян, беря их рукой из лукошка, слева направо, идя по полосе. Всё делали вручную.
Прясть и ткать на Руси умела каждая женщина. Зимними вечерами в избе появлялась прялка (показ прялки). (сл 11)
К прялке прикрепляли клубок мягкого льна или шерсти и начинали скручивать тонкую длинную нить, накручивая ее на веретено. (слайд 12)
(Показ веретена).
Получив их, в дом заносили ткацкий станок. (слайд 13) Посмотрите, как он выглядел. Может быть, у ваших бабушек сохранилась эта реликвия. В этом удивительном станке тонкие длинные нити превращались в холст, побелив его, заботливая мама принималась шить деткам белые, как снег, рубашки.
Слушают.
Познавательные УУД: понимать информацию.























6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Практическая работа.
Сейчас и мы с вами попробуем сделать тоже ниточку, только из ваты.
(У детей кусочек ваты им нужно вытянуть ниточку, скрутив ее пальчиками.)
-Трудно вам было?
-Какими качествами должна обладать пряха?
(слайд14)
1.Трудолюбивая.
2.Ленивая.
3. Добросовестная.
4.Аккуратная.
5. Терпеливая.
6. Неряшливая.
7. Ловкая.



Пробуют вытянуть нить.
Оценивают результат. Комментируют.




Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД: овладение навыками прядения.
Регулятивные УУД:
умение контролировать результаты свое деятельности, вносить коррективы. Отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении, выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.




8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Ресурсный круг:
- Долгими зимними вечерами при святцах с лучиной или керосиновой лампой девушки и женщины пряли, а потом ткали полотно (новину, пестрядь, серо – сукно, холст), (фотографии). (слайд15,16,17). На посиделки собиралось много народа, молодёжь со всей деревни. Совмещалась нелёгкая работа с отдыхом и пением песен и частушек, плясками. Пойдемте, встанем рядком, да поговорим ладком!
Если бы мы очутились в такой беседе, что бы мы увидели?
- А что бы мы услышали?
- А что мы могли почувствовать?









Выходят и становятся в круг.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий; устанавливать и соблюдать очередность действий,
отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, адекватно оценивать свои достижения
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника.
Познавательные УУД: обобщение.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Вывод:
Мне было очень приятно общаться с вами и хотелось бы, что бы у каждого из вас волшебный сундучок знаний стал чуть-чуть богаче, а сердце – а сердце теплее и добрее.
Д/з:.Уч: с 60-63, Р/т: с 11,с.12. (Слайд 18)


Записывают домашнее задание в дневник.
Познавательные УУД: обобщение.










КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Лђ Заголовок 5 Заголовок 715