КТП внеурочной деятельности Школьная газета


Календарно-тематическое планирование
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы) Количество часов Даты
проведения
план
факт

Профессия журналиста
5 1 Вводное занятие. Знакомство с программой внеурочной деятельности, решение организационных вопросов. 1 01.09 2 Что такое журналистика? Взгляд изнутри. 1 02.09 3 Каким должен быть журналист? 1 05.09 4 Формирование представлений о профессии журналиста. Правила поведения юного журналиста. 1 06.09 5 Разделы школьной газеты. 1 07.09 Функции журналистики 5 6 Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. 1 08.09 7 Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. 1 09.09 8 Журналист как представитель определенного слоя общества. 1 12.09 9 Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. 1 13.09 10 Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. 1 Требования к журналисту 2 11 Требования к журналисту: компетентность; объективность;
соблюдение профессиональных и этических норм; глубокие знания в области литературы, философии;
владение литературным языком. 1 14.09 12 Требования к журналисту: компетентность; объективность;
соблюдение профессиональных и этических норм; глубокие знания в области литературы, философии;
литературным языком. 1 15.09 История российской журналистики 5 13 Из истории развития газетного дела. 1 16.09 14 Журналистика XVIII века. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке. 1 19.09 15 Журналистика XIX века.
А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки». 1 20.09 16 ЖурналистикаXX века. Истоки нравственных основ журналистской этики. 1 21.09 17 Практическая работа. Написать репортаж « Моя школа». 1 22.09 Жанры журналистики 11 18 Жанры журналистики и их особенности. 1 23.09 19 Жанры журналистики и их особенности. 1 20 Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.1 26.09 21 Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. 1 27.09 22 Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного
характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции. 1 28.09 23 Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. 1 29.09 24 Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. 1 30.09 25 Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. 1 03.10 26 Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. 1 04.10 27 Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. 1 05.10 28 Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. 1 06.10 Язык журналистики 9 29 Слово и понятие. 1 07.10 30 Многозначность слова. 1 31 Сущность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. 1 08.10 32 Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. 1 17.10 33 Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. 1 18.10 34 Стилистические пласты лексики. 1 19.10 35 Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, современный сленг. 1 20.10 36 Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. 1 21.10 37 Практическая работа. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове …». 1 24.10 Стилистические фигуры речи 8 38 Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. 1 28.10 39 Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. 1 31.10 40 Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза,
градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. 1 01.11 41 Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза,
градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. 1 02.11 42 Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза,
градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. 1 43 Практическая работа. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. 1 03.11 44 Практическая работа. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры. 1 07.11 45 Анализ практической работы. 1 08.11 Анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявления тропов и стилистических фигур, определения их роли в тексте 3 46 Анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявления тропов и стилистических фигур, определения их роли в тексте. 1 09.11 47 Анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявления тропов и стилистических фигур, определения их роли в тексте. 1 10.11 48 Анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявления тропов и стилистических фигур, определения их роли в тексте. 1 Композиция журналистского материала 4 49 Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. 1 11.11 50 Основные структурные связи в рассуждении. 1 14.11 51 Практическая работа. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. 1 15.11 52 Практическая работа. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения. 1 16.11 Публицистический стиль 3 53 Выразительные средства языка публицистических произведений. 1 17.11 54 Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков. 1 18.11 55 Практическая работа. Рассмотреть заголовки газеты, попробуйте заменить их, что из этого получится? 1 19.11 Информационные жанры 10 56 Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление. 1 28.11 57 Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление. 1 29.11 58 Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление. 1 59 Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность. 1 30.11 60 Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность. 1 01.12 61 Ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств. 1 02.12 62 Ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств. 1 05.15 63 Цитирование. Назначение цитат, их применение, способы передачи чужого высказывания в письменной речи. 1 06.12 64 Практическая работа. Создание текста определенного жанра. 1 07.12 65 Практическая работа. Создание текста определенного жанра. 1 08.12 Аналитические жанры 5 66 Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. 1 09.12 67 Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. 1 12.12 68 Специфика аналитической журналистики. 1 13.12 69 Виды журналистики и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). 1 14.12 70 Виды журналистики и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). 1 15.12 Художественные жанры 5 71 Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. 1 16.12 72 Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. 1 19.12 73 Практическая работа. Знакомство списьмами Лихачева.
Выразительное чтение писем. 1 20.12 74 Практическая работа. Наблюдения над особенностями очерка,
анализ текстов-образцов 1 21.12 75 Практическая работа. Создание эссе или фельетона. 1 22.12 Практическая работа «Написание статьи» 2 76 Написание статьи о проблемах нашего класса. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. 1 23.12 77 Написание статьи о проблемах нашего класса. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. 1 26.12 Знакомство с оформительским делом 10 78 Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). 1 27.12 79 Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). 1 28.12 80 Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. 1 29.12 81 Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». 1 30.12 82 Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». 1 83 Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. 1 09.01 84 Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. 1 10.01 85 Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. 1 11.01 86 Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ). 1 12.01 87 Практическая работа. «Фоторепортаж». 1 13.01 Особенности газетного языка 2 88 Особенности газетного языка 1 16.01 89 Особенности газетного языка 1 Речевая культура 6 90 Культура устной и письменной речи. 1 17.01 91 Понятие о культуре письменной речи. 1 18.01 92 Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. 1 19.01
93 Изменение норм. 1 94 Практическая работа. Юмористический рассказ. 1 20.01 95 Практическая работа. Юмористический рассказ. 1 23.01 Эстетика и дизайн. 7 96 Эстетика как философская категория. 1 24.01 97 Дизайн газеты. 1 25.01 98 Классический дизайн газеты. 1 26.01 99 Современный дизайн газет. 1 27.01 100 Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. 1 30.01 101 Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. 1 31.01 102 Дизайн школьной газеты. 1 01.02 Школьная газета 4 103 Печатные издания и их роль. 1 02.02 104 Просмотр материалов школьной газеты. 1 03.02 105 Просмотр материалов школьной газеты. 1 06.02 106 Техническое обеспечение. 1 07.02 Роль школьной газеты. 2 107 Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? 1 08.02 108 Выбор названия классной газеты. Как планировать номер. 1 09.02 Читатель и его интересы. 2 109 Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? 1 10.02 110 Методы выявления читательских запросов и предпочтений. 1 13.02 Как написать статью в школьную газету? 4 111 Жанровые формы. 1 14.02 112 Заметка. Структура заметки. 1 113 «Новость одной строкой». 1 15.02 114 Практическая работа. Статья в школьную газету «Помни о прошлом». 1 16.02 Темы газетных публикаций. 4 115 Словарь газетного дела. 1 17.02 116 Правила расположение новостей. 1 18.02 117 Рубрики. Полосы. 1 27.02 118 Практическая работа. Составить эскиз газеты. 1 28.02 Заметка-благодарность 3 119 Заметка-благодарность. 1 01.03 120 Правила: честность и достоверность; краткость и ясность 1 02.03 121 Способы предупреждения фактические ошибок:
проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии. 1 06.03 Требования к информации. 4 122 Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. 1 07.03 123 Достоверность. Краткость, ясность. 1 09.03 124 Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий. 1 10.03 125 Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. 1 13.03 Источники информации. 3 126 Очевидцы событий. Литературные источники. 1 14.03 127 Интернет-источники. Собственное мнение журналиста. 1 15.03 128 Правила оформления. 1 16.03 Заголовки и иллюстрации. 3 129 Объем заголовков, их стилистика. 1 17.03 130 Иллюстрации. 1 20.03 131 Практическая работа. Придумать 5заголовков на тему «Школьная страна». 1 21.03 Интервью 3 132 Основные правила ведения интервью. 1 22.03 133 Основные правила ведения интервью. 1 23.03 134 Практическая работа. Взять интервью у участника Великой Отечественной войны. 1 24.03 Выпуск газеты. 6 135 Этапы выпуска номера газеты. 1 27.03 136 Планирование номера газеты, сбор информации. 1 28.03 137 Подготовка материалов, рубрик, полос, подбор иллюстраций. 1 29.03 138 Макетирование и верстка номера, редактирование и вычитка, подписание номера. 1 30.03 139 Обсуждение номера. 1 31.03 140 Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты. 1 03.04 Школьная редакция. 2 141 Обозреватель. Репортер. 1 05.04 142 Корректор. Верстальщик (дизайнер). 1 06.04 Практическая работа по выпуску школьной газеты. 6 143 Практикум по выпуску газеты. 1 07.04 144 Практикум по выпуску газеты. 1 17.04 145 Определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана. 1 18.04 146 Определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана. 19.04 147 Написание черновика. 1 20.04 148 Написание черновика. 1 21.04 149 Корректирование плана. 1 24.04 Путевые заметки. 4 150 Понятиео путевыхзаметках,ихосновныхформах. 1 25.04 151 Композиционныеособенностипутевыхзаметок. 1 26.04 152 Субъективныйвзгляд автора. Привлечение наглядного материала. 1 27.04 153 Место путевых заметок в устной и письменной речи. 1 28.04 Интернет-журналистика 2 154 Интернет-журналистика. 1 02.05 155 Интернет-журналистика. 1 03.05 «Журналистский опрос» 3 156 Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. 1 04.05 157 Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. 1 05.05 158 Практическая работа. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа». 1 10.05 «На охоту за новостями» 2 159 «На охоту за новостями». 1 11.05 160 Главные и второстепенные факты. 1 12.05 Реклама и ее роль в деятельности информационной службы 5 161 Реклама и ее роль в деятельности информационной службы. 1 15.05 162 Цели и задачи рекламы. 1 16.05 163 Реклама и психология. 1 17.05 164 Основные рекламные термины. Основные виды рекламы. 1 18.05 165 Практическая работа. Создание рекламы. 1 19.05 Как основать свою газету 2 166 Практическая работа. Создание мини-проекта. 1 22.05 167 Практическая работа. Создание мини-проекта. 1 23.05 Итоговые занятия. 3 168 Презентация «Портфеля творческих достижений» 1 24.05 169 Презентация «Портфеля творческих достижений» 1 25.05 170 Презентация «Портфеля творческих достижений» 1 26.05 Итого: 170 часов 170 часов