Поисково – исследовательская деятельность


Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами встает задача формирования основ культуры.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Маленькие дети очень любят экспериментировать с песком и водой. В исследовательской деятельности ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. Ознакомление со свойствами воды и песка через экспериментирование в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность .Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Дети проявляют любознательность, часто задают вопросы, касающихся окружающих предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как?, зачем?. почему?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пытаются искать на них ответы, склонны наблюдать, экспериментировать. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах. В детском саду мы создали такие условия в виде мини - лаборатории.
Ребенок дошкольник сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все больше интерес к исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Этот вид детской деятельности очень важен для развития интеллектуальных способностей ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности - прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. Оборудование и материалы для опытов потребуются самые простые. В ход могут пойти старые пластиковые бутылки, баночки, пуговицы, камешки, ненужные цветные бумага и прочий.
Я хочу привести несколько примеров опытов, которые мы, делали вместе с детьми.
« Песок »
Мы проводили различные опыты с песком на занятии по ознакомлению с окружающим «День рождения куклы Кати » дети пробовали лепить «угощение» » из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Чьи следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Так же при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня.
« Тонет не тонет »
Для этого нам нужен был таз с водой.
- У меня на столе лежали разные предметы. ( Ложка, мяч, кирпичик, салфетка, платочек, карандаш).
- Мы хотели узнать, какие из них плавают, а какие тонут?
Дети выбирают предмет по желанию и бросают в таз с водой наблюдали затем какой предмет плавает, а какой тонет.
Огромный интерес вызвал у детей  «Солнечный зайчик»
Мы узнали, что с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде.
Для этого нам потребовалось зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре)
Игра проводится в солнечный день, мы проводили её на улице. Я предложила малышам посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице, как играет в прятки. Игра разворачивается ситуативно по желанию детей: они могут просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самим поиграть с зеркальцем; могут ловить солнечного зайчика и пытаться взять его в руки
Ещё один эксперимент «Волшебные краски»
Целью было: Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и черного - коричневый и т. п.Для того нам потребовались: Гуашь, кисти, 4 прозрачных стакана.
Ребенок выбирал тот цвет краски, которым хотел рисовать; мыл кисточку в стакане, таким образом, возникала цветная водичка. «Затем малыш рисовал другой краской и промывал кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появлялась водичка другого цвета. Ребенок рисовал всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращался к какой-либо краске, то мыл кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Затем я собрала все стаканчики на один поднос и предложила малышам показать «фокус», налила в чистый стакан, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «И у нас получился? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично получаются зеленый, коричневый цвета и так далее.