Методическая разработка «Виды инновационных технологий, основанных на эффективности управления и организации учебного процесса. Концептуальные основы

Министерство образования и науки РФ



Министерство образования МО







ФПК и ПП



Реферат




«Виды инновационных технологий, основанных на эффективности управления и организации учебного процесса. Авторы. Концептуальные основы.»






Выполнила: слушатель
группы И в О 02-12
Садофьева Я. Е.

Проверил: к. пед. н.
доцент Яковлева Т. В.



Коломна


2013


Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc343508955" 14Введение 13 PAGEREF _Toc343508955 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc343508956" 141. Инновации в образовании 13 PAGEREF _Toc343508956 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc343508957" 142. Инновационное развитие образовательного учреждения как способ повышения качества образования 13 PAGEREF _Toc343508957 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc343508958" 143. Современные инновационные технологии в школьном образовании 13 PAGEREF _Toc343508958 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc343508959" 144. Взаимосвязь основных компонентов инновационной культуры учителя 13 PAGEREF _Toc343508959 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc343508960" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc343508960 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc343508961" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc343508961 \h 14211515
15 Введение

Инновации – один из важнейших факторов развития современного мира, что в свою очередь предъявляет требования к подготовке кадров с гибким продуктивным мышлением, активным воображением, способным к проектной деятельности и к самообразованию. Формируется новый тип личности – «инновационная личность». Какой должна быть среда университета, в которой должны развиваться такие личности? Проблема формирования «инновационной личности» является сегодня одной из основополагающих в решении вопросов проектирования и практической реализации образовательного процесса в вузе.
Необходимо изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения и повышения мотивации. Проблема инноваций в образовании является одной из ключевых тем, вызывающих общественный резонанс. Существуют сложности в нахождении компромиссов между зарекомендовавшими формами и методами обучения и новаторскими подходами. Всё новое необходимо проверять на практике и, внедряя, не разрушать отечественное образование с его традициями.
Инновационная активность, прежде всего, выражается в деятельности профессиональной, поэтому развитие «инновационной личности» необходимо на этапе обучения в высшей школе, поскольку именно погружение в профессию позволяет увидеть пути профессионального творчества и развития.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей инновационных технологий образовательного процесса.
1. Инновации в образовании
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [2].
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций [1].
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств [6].
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения [1].
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

2. Инновационное развитие образовательного учреждения как способ повышения качества образования
Инновационный поиск в образовании должен начинаться с создания или принятия фундаментальной научной концепции, изменения парадигмы воспитания. Введение инноваций в процесс обучения должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной образовательной политике.
Так как оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Таким образом, инновационные процессы в образовании рассматриваются в качестве «основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности». Задача повышения конкурентоспособности страны требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит – об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования. К числу основных тенденций, влияющих на развитие образования в современном мире, правомерно отнести: переход к информационному обществу; демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, а также к способности выходить из ситуации выбора без стресса; динамичные структурные изменения в сфере занятости [4].
Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает качественно новые концепции содержания и форм образования. По мере нормативного оформления и создания поддерживающих структур, отдельные инновационные процессы могут постепенно угасать и институализироваться. Данные новообразования в настоящее время активно внедряются во многие образовательные учреждения с целью формирования творческого нешаблонного мышления обучающегося, развития потребностей в нравственном самосовершенствовании, развития умений мотивировать действия, развития способности самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, а также развития детей за счет максимального раскрытия их природных способностей и т. д. [1]
Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения – это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций. Под инновациями мы понимаем успешно реализованные новшества (пригодные для внедрения или внедренные). Выделяются следующие виды инноваций в системе образования: внутрипредметные, общепредметные и идеологические. Под первыми мы понимаем инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания: переход на новые УМК, освоение авторских методических технологий. Общепредметные инновации – внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе: использование основных современных образовательных технологий.
Идеологические инновации – инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени: педагогические чтения, деятельность научно-методического совета [3].
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, чем больше в нашей стране будут внедряться и использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут обучающиеся, тем быстрее наступит момент для прорывного инновационного развития страны, что повысит её конкурентоспособность.

3. Современные инновационные технологии в школьном образовании
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет [2].
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику. Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ [2].
- Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
- Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
- Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
- Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
- Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
- Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) ин формационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы.
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. П роявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4 . Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, и гра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
4. Взаимосвязь основных компонентов инновационной культуры учителя
Требование высокой личной культуры является обязательным для педагога любой специальности. Согласно концепции И. Ф. Исаева профессионально-педагогическая культура – это важная часть общей культуры педагога, включающая три основных компонента: аксиологический, технологический и личностно-творческий. Таким образом, профессионально-педагогическая культура охватывает аспекты педагогических ценностей, технологий профессиональной деятельности и творческой интерпретации педагогических идей и технологий в индивидуальной деятельности учителя [1].
Очевидно, что эти аспекты значимы в работе любого педагога в любых условиях. Вместе с тем инновационно-педагогическая деятельность обладает рядом особенностей. Современный инновационный процесс отличает большая свобода выбора и разнообразие видов инновационной деятельности.
Инновационная свобода учителя приводит, с одной стороны, к углублению профессионально необходимых знаний и опыта, к усилению педагогического творчества, с другой – к избирательности инновационной деятельности. В этих условиях особое значение приобретают профессионально-личностные качества, совокупность которых образует инновационную культуру педагога.
Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии. В социологических словарях под инновационной культурой обычно понимается «устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности» (О. В. Кобяк). В этом контексте инновационная культура является механизмом инновационного поведения как особого типа индивидуального или группового поведения, для которого характерны инициативность и систематическое освоение новых способов деятельности [5].
Инновационная культура личности отражает целостную ориентацию человека на инновационную деятельность, эта ориентация проявляется «в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения» [2, с. 60].
Рассматривая инновационную культуру как фактор эффективности инновационной деятельности, логично предположить, что дефицит инновационной культуры является одной из причин ряда проблем, существующих сегодня в школьной инновационной практике. Проведённый нами анализ сущности понятия и структуры инновационной культуры учителя [3] позволяет рассматривать инновационную культуру учителя как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: аксиологического, инновационно-технологического, кооперативно-деятельностного, коммуникативного, личностно-творческого.
Поясним содержательное наполнение каждого из выделенных компонентов.
Аксиологический компонент инновационной культуры учителя – это совокупность педагогических ценностей: обновляющихся профессионально значимых знаний, представлений, убеждений педагога. Обновление педагогических ценностей является условием и результатом инновационно- педагогической деятельности. И. Ф. Исаев указывает, что педагогические ценности могут существовать (следовательно, и обновляться) на трёх основных уровнях: социально-педагогическом, профессионально-групповом и индивидуально-личностном.
Ценности социально-педагогического уровня (социально-педагогические ценности) представляют собой совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность в сфере образования с учётом современных требований общества. Ценности профессионально-группового уровня (групповые педагогические ценности) – это «совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определённых образовательных институтов» [4, с. 37].
Ценности индивидуально-личностного уровня (личностно-педагогические ценности) отражают систему ценностных ориентаций личности учителя (цели и мотивы его деятельности, его идеалы, установки, взгляды на жизнь т.д.).
Инновационно-технологический компонент объединяет способы инновационно-педагогической деятельности, обеспечивающие решение задач управления инновациями и самоуправления инновационно-педагогической деятельностью, к которым относятся:
- аналитико-рефлексивные – задачи, связанные с осмыслением учителем педагогического процесса, его элементов, своей инновационной деятельности;
- конструктивно-прогностические – задачи построения (конструирования) инновационного педагогического процесса и прогнозирования его результатов;
- организационно-деятельностные – задачи непосредственного осуществления инновации и создания оптимальных условий для её реализации;
- оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации, необходимой для осуществления педагогических инноваций, а также задачи объективной оценки хода и результатов инновационной деятельности;
- коррекционно-регулирующие – задачи коррекции и регулирования инновации для улучшения её результатов, оптимизации хода инновационных преобразований.
Кооперативно-деятельностный компонент отражает культуру сотрудничества учителей в совместной инновационной деятельности. Необходимость этого компонента обусловлена коллективным характером педагогической деятельности и обязательным наличием в ней взаимодействия учителя с учениками. Кооперативно-деятельностный компонент инновационной культуры учителя обеспечивает необходимый уровень взаимодействия учителя с учащимися, коллегами, родителями, без него развитие инновационной деятельности не представляется возможным. К данному компоненту относятся:
- умение реально оценить свои возможности и распределить свои силы, работая в группе;
- ответственность перед участниками коллективной инновационной деятельности;
- умение взять на себя ответственность за результаты групповой инновационной деятельности;
- тактичность в разрешении спорных вопросов;
- умение договориться с партнёрами о своей миссии в группе и т. д.
Коммуникативный компонент определяет культуру участия учителя и информационном обмене. В инновационном процессе объём информации многократно увеличивается, возрастает плотность информационного потока и разнообразие данных. Учитель-инноватор вынужден изучать большее количество психолого-педагогических и методических публикаций, отслеживать и сопоставлять результаты инновационной и традиционной работы, нередко используя для этого новые для него диагностические методики. В поступающей информации важно выделить главное и второстепенное, достоверные и сомнительные сведения. Кроме того, в инновационном процессе, как правило, усиливается роль участия педагога в обмене опытом, в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
Коммуникативный компонент включает в себя:
- понимание роли информации в инновационном процессе;
- позитивное отношение к новым источникам информации, в том числе к ИКТ-технологиям;
- стремление объективно оценить значение поступающей информации;
- умение систематизировать информацию по критериям актуальности, достоверности, действенности;
- умение сопоставлять, анализировать данные из разных источников;
- внимание к важным деталям, содержащимся в источниках инноваций;
- умения выстраивать и реализовывать межличностные коммуникации и т. д.
Личностно-творческий компонент обеспечивает интерпретацию педагогических новшеств в индивидуальной педагогической деятельности учителя: создание собственного инновационного опыта, адаптацию заимствованного опыта к конкретным условиям, профессионально-личностную самореализацию учителя в инновационной деятельности, учёт потребностей и возможностей учащихся и т. д.
В содержании личностно-творческого компонента инновационной культуры учителя мы выделяем:
- умение адаптировать заимствуемый инновационный опыт к условиям конкретной школы, к особенностям учащихся;
- умение видеть перспективы развития инновационных идей в конкретных условиях их реализации;
- умение объективно оценить свои возможности по внедрению педагогического новшества;
- способность повышать свою квалификацию в соответствии с новыми требованиями;
- умение интегрировать в своей работе традиционный и инновационный опыт, избегать «шоковых» обновлений;
- целостность творческой интерпретации педагогического новшества в своей деятельности.
Выделенные компоненты инновационной культуры учителя охватывают аспекты овладения специалистом новыми педагогическими ценностями, новыми для него технологиями педагогической деятельности, способами профессионального взаимодействия в новых условиях, новым уровнем участия в информационном обмене и новыми возможностями профессионально-творческой самореализации. Совокупность этих аспектов отражает современную систему требований к учителю-инноватору. Недооценивание или недостаточная сформированность любого из компонентов инновационной культуры неизбежно сказывается на других компонентах и в конечном итоге снижает эффективность инновационно-педагогической деятельности.


Заключение
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Эффективность педагогических инноваций в значительной степени определяется наличием и уровнем развития у педагога инновационной культуры, представляющей собой отражение целостной ориентации личности учителя на инновационно-педагогическую деятельность в его мотивах, знаниях, умениях и навыках, в образах и нормах поведения.
Целостность ориентации личности учителя на инновационную деятельность обеспечивается благодаря взаимосвязи основных компонентов его инновационной культуры: аксиологического, инновационно-технологического, кооперативно-деятельностного, коммуникативного и личностно-творческого.
Современную технологию характеризуют следующие позиции:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Список литературы

Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2012. - № 3. - с. 28. .
Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2010. - № 6. - с. 33.
Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 2010. - с. 8.
Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. - 2012. - № 2. - с. 9.
Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2011. - № 1. - с.4.
Лазарев, В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2011. - № 1. -с.16.
Под ред.. Поташника М. М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. - М.: Новая школа. - 2004. - с. 64.
Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. - 2005. - № 3. - с.29.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с









13PAGE 15


13PAGE 142215




Заголовок 115