Программа дополнительного образования Мультстудия для детей дошкольного возраста


В современных условиях перехода на ФГОС перед нами педагогами стоит задача поиска наиболее оптимальных форм работы, призванных решать задачи, поставленные ФГОС:1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Именно поэтому в настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса в нашем ДОУ – это кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям. : кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр..Кружки ( дополнительная часть )в детском саду выполняют несколько функций:- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.При этом основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым, основанное на принципе игры как ведущего вида деятельности и выстраивании содержания дополнительного образования детей именно на ее основе.
Пояснительная записка
Все дети любят и смотрят мультфильмы. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления.               
 «Анима» – в переводе означает «душа». Первоначальное значение слова «анимация» всегда была связно с одушевлением, оживлением.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.
Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.
Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, также анимация включает в себя огромное количество возможностей для социализации детей.
- мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей, что позитивным образом сказывается на их социализации.
- важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде.
- это процесс освоения новых технологий.
Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как дома родителями, так и в детском саду, что безусловно нельзя не оценить.
Организация кружков и совместных просмотров мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.
Цель программы: Создать условия для социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации.
Задачи программы:
Образовательные:
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Принципы и подходы к реализации программы
1.Наглядность: у детей формируются представления в процессе наблюдений, рассматривания картин, наглядных пособий и просмотра видеоматериала.
2.Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.
3.Последовательность: поэтапное формирование мультипликационных умений детей.
4.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей.
Значимые характеристики для реализации программы
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю с сентября по май. Количество занятий в год - 38. Продолжительность занятий - 30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
Материально-техническое обеспечение программы:
- центр творчества в экологической студии;
- ноутбук с установленным ПО для монтажа мультфильмов;
- музыкальный зал (для просмотра видео);
-фотоаппарат;
- материалы для творчества.
Место программы в режиме дня
Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Мультстудия».
Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
В группе организовано место для выставок детских работ; оформлен центр в экологической студии для организации деятельности детей по созданию и монтажу мультфильма.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
 - Каждый участник группы создаёт свой персонаж и участвует в совместной анимации  определённой сцены.       
 - Над фонами и декорациями работает вся группа, каждый отвечает за свой участок работы.  
 - Звук: каждый озвучивает свой отрывок стиха или песни к общему видеоряду.                                                                                                                  
- Монтаж. Дети узнают, как записывается звук и делается компьютерный монтаж.
- Размещение готового мультфильма, как результата коллективного труда.
- у детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации.
- повышается мотивационная активность дошкольников.
- у дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).
- развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной).
- ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.
- дети приобретают навыки мультипликации и анимации.
Содержательный раздел
План занятий кружка мультстудии
1. Беседа с детьми, просмотр мультипликационных фильмов, обсуждение, высказывания своих мыслей, своего мнения.
2. Игры и упражнения по теме занятия.
3. Обсуждение (сюжета, героев, используемых материалов).
4. Деятельность по созданию мультфильма
5. Релаксация
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Месяц Тема Формы и виды детской деятельности Предполагаемый результат
Октябрь Такие разные мультфильмы:
1. Разные виды анимации в мультфильмах.
2. Интересная работа (профессии в мультипликации)
3. Как снимают мультфильмы. -Просмотр разных видов анимационных фильмов;
-беседы по содержанию мультфильмов;
-деятельность по поиску информации. -Создание альбома рисунков «Мой любимый мультфильм»;
-дети владеют понятийным аппаратом мультипликации.
Ноябрь Предметная анимация:
1.Интересная история
2.Герои сюжета
3.Мульт – команда: приемы работы с фотоаппаратом.
4.Первый результат - Подготовка материалов для деятельности;
- придумывание сюжета;
-определение героев и их действий;
-работа с фотоаппаратом
-просмотр готового мультфильма. - Мультфильм в технике предметной анимации.
-фотоотчет о съемке мультфильма.
Декабрь Перекладка
1. Конкурс сюжетов.
2.Декораторы - оформители
3.Мульт – команда: работа с освещением
4.Экспертная оценка - Обсуждение сюжетов;
-беседа о мульт – профессиях;
-экспериментирование с освещением;
-изготовление декораций и персонажей. - Мультфильм в технике «перекладка»
Январь Сыпучая анимация
1.Сыпучие материалы: что это такое,
2.Сыпучий сюжет – командная работа.
4.Рождение мультфильма. - Исследовательская деятельность;
- чтение худ.произведений о зиме;
-фотосъемка. - Мультфильм в технике «сыпучая анимация»
Февраль Пластилиновая анимация
1. «Я леплю из пластилина»
2.Любимые сказки своими руками: творческая мастерская
3.Экранизация: работа с ПК.
4.Видеосалон «Наши чудеса». - Лепка героев мультфильма;
- беседы о пластике персонажей;
- экспериментирование;
- работа с ПО;
- просмотр мультфильма. Мультфильм в технике «Пластилиновая анимация»
Март Монтаж мультфильма:
1. Приемы монтажа
2.Работа с фотографиями
-Работа с ПК;
-гимнастика для глаз;
-коммуникативные игры;
-групповая работа. У детей формируются представления о монтаже мультфильма. Навыки работы с ПК.
Апрель Озвучка мультфильмов
1.Музыка в мультфильмах
2.Речь в мультфильмах
3.Работа с ПК
4.Мы - звукорежиссеры - Работа с ПК;
- совместная деятельность с музыкальным руководителем;
- запись звуков;
- экспериментирование. Видеосалон для детей не посещающих кружок.
Май Галерея успеха
1.Создание своего диска мультфильмов.
2. «Аллея звезд» - Работа с ПК;
-просмотр видеоматериала;
- награждение детей. -Фотовыставка;
- запись диска с мультфильмами;
- выступление на итоговом родительском собрании.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
-персональные выставки детского творчества;
-совместная творческая деятельность родителей с детьми;
- совместная командная деятельность по созданию мультфильма.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
-наглядная информация для родителей по мульттерапии;
-выступления на собраниях, мероприятиях для родителей.
Мероприятие для родителей
Консультативная беседа для родителей о влиянии мультфильмов на психику детей дошкольного возраста.
Каждый взрослый до сих пор помнит свое нетерпение в ожидании маленького чуда — времени просмотра мультфильмов, где любимые герои жили в каком-то сказочном и увлекательном мире. Но сегодняшний мир мультфильмов почти не имеет границ, что ставит много вопросов перед взрослыми.
Мнения психологов и специалистов о пользе и вреде мультфильмов на развитие детей многообразны, но все убеждены, что эта роль огромна. Многие специалисты убеждены, что до трех лет вообще нежелательно смотреть телевизор и влияние на зрение играет далеко не главную роль. Другие предлагают целый комплекс развивающих и обучающих программ для детей с 1-1,5 лет. Врачи настаивают, что детям до двух лет смотреть мультфильмы крайне не желательно. Только после двух лет можно предлагать к просмотру самые простые и понятные мультики с логичным сюжетом. Ребенок должен не просто смотреть, а концентрировать свое внимание на картинке и пытаться понимать ее. Как раз с трех лет у детей развивается способность копировать и повторять действия других людей и даже животных, поэтому герои мультфильмов могут стать для ребенка авторитетом, объектом для подражания, могут в какой-то мере научить сопереживать другим, быть справедливым. С этой точки зрения мультфильм может стать мощным средством в воспитании и развитии. Конечно, не все мультфильмы нужно показывать маленьким детям, лучше всего начать просмотр с «советских» мультфильмов, в которых создана добрая картина мира. Мораль этих мультфильмов в том, что добро всегда победит зло, а главные добродетели это дружба и любовь.
Мультфильмы оказывают влияние на развитие речи, развитие мышления, внимания, воображения, памяти и фантазии. Ведь самое важное — воспитать в наших детках нравственность и привить любовь к красоте. А мультипликационные фильмы учат малышей ценить и понимать добро и красоту, отличать фантазию от реальной жизни, осуждать зло. Но главная задача родителей – не допустить того, чтобы мультики заменили ребенку общение с людьми и настоящую жизнь.
Врачи настаивают, что детям до двух лет смотреть мультфильмы крайне не желательно. Только после двух лет можно предлагать к просмотру самые простые и понятные мультики с логичным сюжетом. Ребенок должен не просто смотреть, а концентрировать свое внимание на картинке и пытаться понимать ее.
Подборка зарубежных мультфильмов коллекции «Уолта Диснея» таких как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несущие в себе доброе начало. Наши старые мультфильмы учат видеть, любить и беречь красоту окружающего мира. Можно порекомендовать такие мультфильмы как «Мама для мамонтенка», «Дружба — великая сила», «Один за всех и все за одного», «Побеждай зло добром».
Подобрав для своего малыша подходящую картотеку интересных мультиков обязательно смотрите их вместе, ведь бывают моменты, когда ему понадобится ваша помощь или подсказка. Наиболее благоприятное время для просмотра – это первая половина дня. Старайтесь не допускать легковозбудимого и активного ребенка к телевизору за два часа перед сном. Ну и конечно обязательно контролируйте время просмотра – для 4-х летнего малыша 30-40 минут в день, в 5- 6 лет можно разрешить два раза в день по 30-40 минут.
Не позволяйте малышу часто и много смотреть телевизор, иначе у него разовьется синдром дефицита внимания. И обязательно наблюдайте за реакцией на происходящее на экране. Вы увидите, что при просмотре добрых мультфильмов дети переживают положительные эмоции – улыбаются, радуются, смеются. А вот агрессивные и страшные - провоцируют агрессию и словесную и физическую

Литература и источники:
1. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.
2. Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html.