Рабочая программа по математике ФГОС Внеурочные занятия Заниматика, 6 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальноеКурс «Заниматика»
для 6 классов
основного общего образования
на 2016-2017 учебный год

Составитель: Гайдукова Н.Н,
учитель математики

2016
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Заниматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года № 74; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов); примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5, на основе учебно-методического пособия по математике «Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления» для обучающихся 5-6 классов / [автор-составитель Н.А. Козловская], М: Издательство ЭНАС, 2007 год –176 с. ;
«Внеурочная деятельность», Криволапова Н.А.,М.:Просвещение,2013год-221с.
Математика.5-6 классы. «Организация познавательной деятельности» / [автор-составитель Г.М. Киселева], Волгоград: Издательство «Учитель»2012г.- 132с.
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Математика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Особенность математики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические способности. Практическая полезность дисциплины математика обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Заниматика», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• выявление и развитие математических способностей учащихся;
• повышение активности учащихся;
• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание интереса к математике;
• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
Задачи курса:
развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
обогащать математический язык школьников;
расширить кругозора учащихся;
повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
Основные педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-ориентированный подход к организации занятий;
подбор методов проведения занятий согласно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
доступность.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6 классов в возрасте 12-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (всего 34 часа в год).
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением 1 раз в неделю. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности; соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика занятий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностные ориентиры курса
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставления данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости и ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в тематическом планировании в разделе Универсальные учебные действия.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, групповая, работа в парах с последующим коллективным обсуждением результатов.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Технологии, используемые во внеурочной деятельности: совместной деятельности; здоровье сберегающие; дифференцированные (разноуровневые); игровые; обучение в сотрудничестве; информационные; проблемного обучения, деятельностный подход.Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения:
укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
решение классических и нетрадиционных задач
дидактические игры.
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа.
Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.
Ожидаемые результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Ученик получит возможность для формирования следующих УУД:
Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные – формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.
Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация(общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
различные системы мер;
приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость; сплавы,растворы,смеси;
приёмы решения логических задач.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
Тема №1. Из истории математики. Счет у первобытных людей.(2 ч.)
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Задачи из арифметики Магницкого. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Тема № 2. Приемы устного счета. Признаки делимости (3 ч.)
Приёмы рациональных вычислений. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Решение математических задач с использованием признаков делимости. Логические и традиционные головоломки. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить рассуждения.
Тема №3. Числа. Четность и нечетность.(2ч.)
Классификация натуральных чисел. Изучение свойств четных чисел. Решение задач практического характера на применение этих свойств.
Тема № 4. Переливание.(2ч.)
Показ практической значимости этой темы. Алгоритм. Решение задач на переливание. Решение логических задач с помощью таблиц.
Тема № 5. Взвешивание.(2ч.)
Показ практической значимости этой темы. Алгоритм. Решение задач на взвешивание. Решение логических задач.
Тема № 6. Составление выражений. (2ч.)
Выполнение различных заданий на отработку навыков решения примеров в несколько действий. Конструирование выражений. Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений. Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания.
Тема № 7. Задачи, решаемые с помощью уравнений (6 ч.)
Рассмотреть задачи, решаемые с помощью составления уравнений.Составить алгоритм решения задач. Установить преимущества и недостатки решения задач уравнением. Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений.
Тема № 8.Задачи на части. (6ч.)
Овладеть приемами решения этих задач. Практическая значимость и межпредметные связи задач на части, сплавы, смеси, растворы. Логическая мозаика.
Тема № 9. Задачи на движение. (6ч.)
Рассмотреть основные типы задач на движение. Алгоритмы решения задач на движение. Решение задач на движение составлением уравнений. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить рассуждения.
Тема № 10. Принцип Дирихле. (2ч.)
Историческая справка о П.Г. Дирихле. Принцип решения задач. Разобрать логические связи в задачах. Задачи на маневрирование. Решение логических задач с помощью таблиц. Диаграммы.
Тема № 11. Итоговое занятие. Урок-игра «И в шутку и всерьез» (1ч.)
На заключительном занятии учащимся предлагается конкурс по решению задач.
Методические рекомендации
Основная методическая установка учебного курса «Заниматика» — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по решению задач различных видов.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, предлагаемых учителем. Кроме индивидуальной, применяется и групповая форма работы.
Учителю необходимо создать условия для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в практических работах.
Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие. Занятия проводятся в кабинете математики.
Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, викторина, игра, мини-олимпиада, индивидуальное домашнее задание. Каждое занятие включает в себя: беседу по данной теме, стихи о математике, занимательные задачи и дидактические игры.
Форма проведения итогового занятия по курсу: игра.
Техническое сопровождение. Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование.
Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы.
Тематическое планирование

п\пНаименование
разделов и тем Количество часов Оборудование,
дидактич.
обеспеч. Дата проведения
Теоретическая часть Практическая часть План Факт.
Тема №1. Из истории математики. Счет у первобытных людей.(2 ч.)
1-2 Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. 0,5 0,5 Раздаточный материал Почему нашу запись называют десятичной. Действия над натуральными числами. Математические игры. 0,5 0,5 Тема № 2. Приемы устного счета. Признаки делимости (3 ч.)
3-4 Приёмы рациональных вычислений. 0,5 0,5 Задачи из книг Признаки делимости
Логические и традиционные головоломки. 1 5 Решение логических
Задач. 1
Тема №3. Числа. Четность и нечетность.(2ч.)
6-7 Числа. Решение логических задач 0,5 0,5 Задачи из книг Четность и нечетность. Решение логических задач 0,5 0,5 Тема № 4. Переливание.(2ч.)
8-9 Переливание
Решение логических задач. 0,5 0,5 Задачи из книг Переливание
Решение логических задач. 0,5 0,5 Тема № 5. Взвешивание.(2ч.)
10-11 Взвешивание. Решение логических задач 0,5 0,5 Задачи из книг Взвешивание.
Решение логических задач 0,5 0,5 Тема № 6. Составление выражений. (2ч.) 12-13 Поиск закономерностей: числовые выражения.
Математические игры. 0,5 0,5 Задачи из книг Поиск закономерностей: буквенное выражение.
Математические фокусы. 0,5 0,5 Тема № 7. Задачи, решаемые с помощью уравнений (6 ч.)
14-15- Задачи, решаемые с помощью уравнений 0,5 0,5 Задачи из книг Задачи, решаемые с помощью уравнений 0,5 0,5 16-19 Задачи, решаемые с помощью уравнений.
Задачи на маневрирование. 1 Задачи из книг Задачи, решаемые с помощью уравнений.
Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений. 1 Тема № 8.Задачи на части. (6ч.)
20-21 Задачи на проценты
Решение логических задач 1 Задачи из книг Задачи на растворы
Решение логических задач. 0,5 0,5 22-25 Задачи на смеси.
Математические игры. 1 Задачи из книг Задачи на сплавы
Математические ребусы 0,5 0,5 Тема № 9. Задачи на движение. (6ч.)
26-27 Задачи на движение
Решение логических задач 1 Задачи из книг Задачи на движение 0,5 0,5 28-31 Встречное движение
Решение логических задач 0,5 0,5 Задачи из книг Задачи на движение (на обгон). 1 Тема № 10. Принцип Дирихле. (2ч.)
32-33 Принцип Дирихле. 0,5 0,5 Задачи из книг Принцип Дирихле.
Решение логических задач 0,5 0,5 Тема № 11. Итоговое занятие. (1ч.)
34 Урок-игра «И в шутку и всерьез» 1
Задачи из книг Литература для учителя
1. Математика.Организация познавательной деятельности. Составитель Г.М. Киселева.Издательство «Учитель», 2012г.
2. Н.А.Криволапова «Внеурочная деятельность»М.:Просвещение, 2013г.
3.Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка.-М.: Эйдос, 2004г.
4.Смирнов В.Ф. ,Генрва А.Н. Путешествие в страну тайн. -М.: Новая школа, 2010г.
5.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия.- М.: МИРОС , 2011г.
6.Энциклопедия для детей .Т.11. Математика.-М.: Аванта +. 2000г.
Литература для учащихся
Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.
Калугин М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011.
Нестеренко Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике : учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2011.- 157с.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2009.
Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /. - М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.
Дополнительные материалы
Интернет-ресурсы
№ Наименование
1. Краткая экскурсия в математику http://nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/library/kak-poyavilis-tsifry-i-kak-lyudi-nauchilis-schitat2. Веселая разминка http://reshizadachu.ucoz.ru/index/vesjolaja_razminka/0-43 Способы решения логических задач http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87Логические задачи http://aleks-umniki.narod.ru/p72aa1.html урок 3
Математические ребусыhttp://aleks-umniki.narod.ru/p8aa1.html урок 1
Задачи, решаемые с концаhttp://aleks-umniki.narod.ru/p66aa1.html урок 2
Переливания http://aleks-umniki.narod.ru/p82aa1.html урок 5
Разрезания и замощения http://mmmf.msu.ru/archive/20052006/z5/16.htmlРазрезания http://mmmf.msu.ru/archive/20052006/z5/3.html Календарь, время, возраст http://mmmf.msu.ru/archive/20052006/z5/5.htmlПереправы http://reshizadachu.ucoz.ru/index/zadachi_o_perepravakh/0-9Задачи с числами http://reshizadachu.ucoz.ru/index/arifmeticheskie_zadachi/0-19Электронная книга: пособие для учащихся «Задачи на смекалку», И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин, Москва «Просвещение», 2010 г.