Урок русского языка Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 5-й класс


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Задание. Записать слова и выделить орфограммы.ЗАкат, зАря, рОсток, порОсль, шОрох, цИфра, искуССтво, птицЫ, пчЕлка, цИтата, жЕлудь, цвЕток. ТЕМА:«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ» ЦЕЛЬ: Дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.Повторить средства выразительности. Одушевленные (живые) – КТО? (дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик) Неодушевленные (неживые) – ЧТО? (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал) ПОКАЗАТЕЛИ ОДУШЕВЛЕННОСТИ- НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ: Значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой.Вопрос (Кто? Что?).Совпадение падежных окончаний: у одушевленных – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. у неодушевленных – В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот.Плот спрашивает у Кота:Ты живой?Живой.А чем докажешь?Двигаюсь.Я плыву, а ты сидишь.Захочу – буду шевелиться.Я – великий плот, живой, а коты – неодушевленные. Ты вещь, а я существо.Кот подумал и говорит:- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного. Помогите коту, докажите на деле, что он прав, используя элементы сочинения-рассуждения, напишите свой ответ.(Подсказка! Я считаю, я думаю, я уверен, во-первых, во-вторых), значит, следовательно) РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. ПРИМЕРЫ: а) Р.п. Нет кого? Котов. В.п. Вижу кого? Котов.б) И.п. что? Плоты. В.п. вижу что? Плоты Одушевленные существительные, называющие: Неодушевленные существительные: 1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка. 1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, цветок, дерево, море, снег. 2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка. 2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка (наука рассматривает их как живые организмы). 3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрешка, неваляшка, снеговик, роботы. 3. Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк. 4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит). 4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. 5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки. 6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевленности). Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесенности к одушевленным/неодушевленным, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микробы. Олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного. А посуда вперед и впередПо полям, по болотам идет.И чайник шепнул утюгу:«Я дальше идти не могу».И заплакали блюдца:«Не лучше ли вернуться?»И зарыдало корыто:«Увы, я разбито, разбито!»Но блюдо сказало: « Гляди,Кто это там позади?»(К. Чуковский.) Одушевленные (кто?)Посуда идетЧайник шепнулУтюг он слушает Блюдца заплакалиКорыто зарыдалоБлюдо сказалоОлицетворение Неодушевленные (что?)ПоляЛуга Написать мини-сочинение, используя слова в словарном диктанте. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Бабочка, судак, тюльпан.Дерево, кукла, девочка.Насекомое, животное, расписание.Самолет, машина, летчик.Соловей, песня, певец. ВЫВОД: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? (они живые) Неодушевленные – что? (неживые)2. Отличие одушевленных от неодушевленных: Одушевленные имена существительные – мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.п. Неодушевленные имена существительные – мн.ч. И.п. = мн.ч. В.п. 3. Если предмет совершает действия – одушевленное имя существительное. Если не передвигаются, не едят – неодушевленные имена существительные.4. В сказках неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Такой прием называется олицетворением. Рефлексия.Для меня на уроке самым трудным было…..Для меня на уроке самым интересным было…..Из урока я узнал(а)На уроке мне понравилось….. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1)П. 92, упр.703 2) напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;