Урок русского языка на тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка
на тему: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
проведённого 18. 05. 2016 г. во 2 «А» классе
МБОУ гимназия г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Филатовой Ириной Сергеевной
Учитель: Лавренцова Н.А.
Методист: Кравченко Л.И.
____________________
Зерноград
2016
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Класс: 2
Содержательная цель: Познакомить учащихся со словами, которые могут обозначать как одушевленные, так и неодушевленные предметы;
Деятельностная цель: Формирование алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие этических чувств
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся:
Учебник 2кл. Русский язык автор В.П.Канакина и В.Г.Горецкий программа Школа России, распечатки словаря Ожегова, сигнальные карточки красный-опасность, зеленый хорошо, синий-средне, тетрадь, пенал.
Материалы для учителя:
Учебник 2кл. Русский язык автор В.П.Канакина и В.Г.Горецкий программа Школа России, презентация, книга, толковый словарь, различного вида картинки, карточки со словами.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация
к учебной
деятельности
I. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка и надеюсь, что совместная работа доставит нам удовольствие.
Я хочу увидеть вашу готовность к уроку. Садитесь правильно, подвигайте стульчик, чтоб вам было удобно. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения,
покажите какое у вас сейчас настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Ну а с теми, у кого плохое настроение, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. Вы готовы поделится? Дети здороваются с учителем. Рассаживаются как им удобно. Слушают стих. Настраиваются на работу. Показывают карточку, которая соответствует их настроению.
Личностные:
Осознание и осмысление
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация
знаний -Давайте немного вспомним прошлый урок. Что мы изучали?
-На какие вопросы отвечает существительное?
-Правильно. А теперь посмотрите на доску, что изображено на картинках?

Как вы думаете почему именно эти картинки я решила вам показать? Правильно!
А что вы знаете о этом времени года? Молодцы!
А хотите узнать больше?
Тогда сегодня мы отправимся с вами в сказочный зимний лес. А что вы знаете о правилах поведениях в лесу?
Звучит музыка П.И Чайковского «Времена года. Зима». появляется слайд с изображением зимнего леса. Учитель читает стихотворение:
Зима
Виктор Лунин
На картине у зимыВсе бело от снега:Поле, дальние холмы,Изгородь, телега.Но порой блеснут на нейСредь поляны ватнойКрасногрудых снегирейСолнечные пятна.
О ком из животных пишет автор в стихотворении? А что вы знаете о этой птичке? А знаете ли вы как появилось ее имя?
Послушайте небольшую информацию о птице.
Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.
А теперь послушайте, что написано в большом энциклопедическом словаре, про эту птичку и как нужно его произносить. (приложение2)
Давайте назовем все гласные в слове снегирь. Какую из этих букв можно проверить? Как мы будем это делать? Молодцы!
А теперь давайте произнесем это слово по слогам. Где можно допустить ошибку? Давайте откроем тетрадь, запишем число, классную работу,после запишем это слово в тетрадь, поставим ударение и подчеркнем гласную которую мы можем проверить, выделим в какой части слова находится наше ошибкоопасное место.
Попробуйте составить предложения со словом снегирь. Например: «Сегодня с утра перед окном я видела снегиря»
Каких ещё животных вы знаете, которые живут в лесу?
Как вы думаете, как человек должен относиться к лесным жителям?
Абсолютно правильно! Я согласна с вами.
Теперь посмотрите на карточку со словами, которая лежит у Вас на партах.
Лес, иней, морозный, заяц, снежинка, снегирь, лед, метель, коньки.
Кто хочет прочитать их вслух? Теперь читаем слова все в месте. Молодцы!
А кто поможет мне найти «лишнее» слово в тексте. Почему оно лишнее?
Почему вы решили, что это имя прилагательное, а не имя существительное?
Я предлагаю вам заменить слово морозный на однокоренное существительное мороз. Это словарное слово мы уже изучали, поэтому его написание нужно просто запомнить.
-Посмотрите на упражнение №84 на странице 50 и выполните задание. -Мы изучали на прошлом уроке часть речи существительное.
-Существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Смотрят на доску. Отвечают на вопросы учителя:
-Картинки, связанные с зимой.
-Картинки животных, живущих в лесу.
Дети отвечают на вопросы:
-Потому что наступила зима.
-Чтобы показать какая бывает зима.
Дети отвечают на вопросы:
-Зимой выпадает снег.
-Зимой вода превращается в лед.
-Зимой некоторые животные меняют цвет.
Дети хором отвечают Да.
-Нельзя кричать, бегать, включать громко музыку.
-Нельзя нарушать покой животных, им и так плохо зимой.
-Никогда не надо рвать и ломать ветки деревьев.
-Можно принести с собой кормушки и насыпать в них корм.
Дети слушают стихотворение.
Дети отвечают:
-О снегирях. Они кушают ягоды.
-Они живут в гнездах.
Дети хором отвечают, что НЕТ.
Дети внимательно слушают учителя.
Дети отвечают:
-В слове снегирь две гласные Е и И.
-Мы можем проверить букву Е.
-Чтобы проверить букву Е мы подберем однокоренное слово-снег.
Дети произносят слово по слогам: сне-гирь.
-Мы можем допустить ошибку в первом слоге.
-Мы можем допустить ошибку в написание первой гласной буквы Е.
Дети записывают слово в тетрадь и выделяют все орфограммы.
Дети отвечают:
- Снегирь летел к себе домой
-В детстве я всегда мечтал о том, чтобы мне подарили снегиря.
Дети отвечают:
-В лесу живут зайцы, медведи, лисы.
-Там много птиц: снегири, синицы, воробьи, сороки.
Дети отвечают:
-Человек должен относиться к лесным жителям бережно.
-Не убивать их, а защищать от браконьеров.
-А я читал, что амурских тигров осталось всего 200. Охранять надо, а то вымрут как динозавры. И человек погибнет.
Дети, просмотрев карточку читают ее по желанию, затем все вместе.
Лишнее слово «Морозный», это прилагательное, а остальные слова имена существительные.
На прошлом уроке мы определили, что имена существительные обозначают предмет, явления природы. Они отвечают на вопросы: кто? и что? А это слово обозначает признак предмета, значит существительное. Регулятивные:
Контроль, коррекция, целеполагание
Коммуникативные:
Использование речевых средств, умение выражать свои мысли
Познавательные общеучебные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Познавательные логические:
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
3.Выявление места
и причины затруднения.
4.Построение
выхода из
затруднения
Теперь подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить теперь эти существительные?
Какие слова отвечают на вопрос кто?
Какие слова отвечают на вопрос что?
Можно ли их назвать живыми?
-А что есть у каждого живого существа?
-Как же мы сможем тогда назвать существительные, которые имеют душу.
-А если неживые?
-Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Появляется слайд на доске.
Чему вы хотели бы вы, научится, на данном уроке? Эти существительные можно разделить на те, которые отвечают на вопрос кто? и что?
Снегирь и заяц.
-Слова лес, иней, морозный, снежинка, лед, метель, коньки отвечают на вопрос Что.
-Они не живые, у них нет души.
-5274945391795-Нельзя, они относятся к неживой природе.
-У каждого живого предмета есть душа.
-Можно назвать живыми, одушевленными.
-У них нет души.
-Они неживые, неодушевленные
-Я думаю, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
-Распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
-Находить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
-Узнать, где нам пригодятся эти знания. Познавательные:
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Познавательные общеучебные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Умение слушать и слышать собеседника
5. Реализация построенного проекта -Сейчас я предлагаю вам ознакомится с текстом данным в учебнике на странице 48 в желтой рамке. Кто хочет прочесть в слух?
-Мы верно ли определили с вами что вопрос кто? Обозначает одушевленные существительные?
-Давайте с вами выполним устно задание 81 на странице 49. Прочитайте задание и подумайте 1 минуту.
-Теперь откройте страницу 50 и познакомимся с ещё одной очень информацией в желтой рамке. Есть желающие прочесть?
-Попробуем выполним устно задание 85 на странице 50. Подумайте 1 минуту.
-А здесь все ли верно мы называли?
-Молодцы! Вы были абсолютно правы. Дети читают правило.
-Да, мы определили верно.
-Да, мы были правы.
Дети предлагают свои слова.
-Да, мы ещё говорим, что у них нет души.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации;
Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Умение слушать и слышать собеседника;
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Регулятивные: прогнозирование
6.Первичное закрепление изученного материала -Давайте с вами попробуем обобщить что мы узнали?
-Было ли для вас что-то новое?
Я очень рада, что вы запомнили столько информации.
-Я предлагаю вам выполнить задание на странице 51 № 86, в котором вы ещё закрепите и сможете проверить свои знания. Когда выполните работу поменяйтесь с соседом тетрадями и проверить работу друг друга. Не забудьте оценить работу своего одноклассника.
-У кого не получилось выполнить работу? Как вы оцениваете работу своего друга? Покажите мне карточку с выбранным вам цветом, те кто сидит с правой стороны от своего друга. Теперь кто сидит с левой. Красный-опасность, зеленый хорошо, синий-средне.
После проверки получившейся работы:
-Я увидела вашу работу. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Дети говорят, то что они узнали.
Дети говорят свои мнения по поводу работ своих друзей и ставят им оценки по сигнальным карточкам. Регулятивные:
Контроль и коррекция изученного
Коммуникативные:
Работа с партнером, оценка его деятельности
Познавательные логические:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
ФИЗМИНУТКА
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону -У вас очень хорошо получается работа. Я вижу, что вы понимаете материал и я хочу предложить выполнить ещё одно задание № 82, на странице 49. Дети вы все разобрались? Поднимите ручку Дети выполняют задание. Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Владение диалогической речью
Познавательные:
Смысловое чтение;
Определение основной и второстепенной информации
8.Включить в систему знаний и повторения У меня в руке чистая книга. Я предлагаю вам пополнить ее содержание нашими знаниями. А пополнять мы будем в очень непростой форме, я предлагаю вам взять ее в руки и сказать то, что вы сегодня узнали. Передавайте ее по желанию.
Дети говорят, все что узнали на уроке. Личностные:
Осознание ценности своей деятельности
Познавательные:
Структурирование информации
Личностные:
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
9.Рефликсия учебной деятельности -Ну вот наш урок подошел к концу. Какие чувства у вас оставил урок? Я надеюсь, что узнали все хотели в начале урока. Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 49 упражнение № 83. (Прочитать задание по времени и поставить оценку с объяснением). Спасибо вам за работу. Дети пишут домашнее задание. Регулятивные:
Оценка
Личностные:
Смыслообразование
Приложение 1.
Физкультминутка
Все захлопали в ладоши: дружно, дружно, веселей!
Застучали наши ножки: громче, громче и быстрей.
По коленочкам ударим- тише, тише, тише!
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Приложение 2
СНЕГИРЬ - певчая птица семейства вьюрковых. Длина около 18 см. Обитает в хвойных лесах Евразии.
Оперение головы чёрное, спины серое, хвост чёрный, брюшко у самцов красное, у молодых птиц и самок бурое. Селится в лесах и только в зимний период откочёвывает поближе к жилью человека (держится стаями в садах и парках). Кормится семенами сирени, крапивы или почками деревьев, выкусывая их клювом, как кусачками. Люди кормят их просом, овсяной крупой, семенами хвойных, ягодами рябины, можжевельника; дают им также свежую зелень и фрукты. Гнёзда на деревьях (преимущественно на ели.).