Урок русского языка на тему: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные


Урок русского языка во 2 классе
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Задачи:
содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;
развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.
Планируемые результаты:
Личностные:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;
- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;
- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- освоение способа решения проблемного поискового характера.
Оборудование: учебник «русский язык», карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
            - Ребята, любите ли вы преодолевать трудности?
            - Поднимите руку, кто уверен, что справится.
            - Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом друзья.
            - Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение?
            - На столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отражает ваше настроение, покажите.
            - Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнить кое-какие правила. Вспомним эти правила.
            (Первую строчку произносит учитель, а вторую – ученики)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
 
Говорите чётко, внятно
Чтобы было всё понятно.
 
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
 
Если друг стал отвечать,
Не спиши перебивать.
 
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
            Ребята, продолжить наш урок я хотела бы с пословицей: 
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».  Вы со мной согласны? Как вы  понимаете смысл этой пословицы?
            Мы узнаем что-то новое, что-то интересное.
            Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаем и используем их.
            И этот сундучок с знаниями должен быть у каждого из вас.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова? (ответы детей)
- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?
(Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?Введение в тему и целеполагание.
«Интрига»
– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая.
– Что это значит? (Языковая)
«Лексическая разминка»
– Прочтём эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».
– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).- О чём же будет наш сегодняшний урок?
- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)
- Что нам необходимо знать о них?
- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи).
4. Минутка чистописания.
Приготовились к минутке чистописания. Будем прописывать соединение гласных и согласных букв и наоборот согласных и гласных. Вначале внимательно смотрим на доску
Следим за мной как правильно выполнять соединение, только после того как я скажу, «прописываем» выполняем в тетради.
Нижние соединение гласной буквы «А» и согласной буквы «Л».
Нижнее соединение гласной буквы «О» и согласной буквы «М».
Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца строки).
Во второй сроке будем прописывать верхнее соединение. Смотрим на доску.
Верхнее соединение согласной буквы «Р» и гласной буквы « И»
Верхнее соединение согласной буквы «В» и гласной буквы «У». Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца).
Словарная работа (предметный диктант).
5

Ход урока.
Словарная работа. ПА, сейчас выполняем словарную работу. Я показываю вам школьные принадлежности, а вы каждый в своей тетради записываете.
А как мы с вами начинаем писать? ( Ответы детей: с красной строки, с большой буквы).
Альбом, кисточка, карандаши, краски, картина, рисунок. (карточки)
4. Изучение новых знаний.
- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.
- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).
- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).
- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.
ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.
- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.
- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей)
5. Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма.
Алгоритм
Найди имя существительное.
Определи, что оно обозначает.
Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?
Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?
5. Сделай вывод и докажи.
6. Первичная проверка восприятия изученного.
- Давайте потренируемся. Я предлагаю вам придумать предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.
Запишите свои предложения. Взаимопроверка в паре.
7. Минутка двигательной активности.
- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.
Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)
8. Применение и закрепление изученного материала.
Выберите любое из трёх заданий и выполните его.
1 задание. 1 уровень (репродуктивный)
Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван.  Разделите слова на две группы.
Если  среди слов есть «лишние» или те, которые не смогли  никуда определить, пишите их внизу.
    2 задание.    2 уровень (продуктивный)
Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.
Папе с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.
«…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.
В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу.
В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»
3 задание. 3 уровень (творческий)
Прочитайте слова.
Норка          
Свинка
Шах
Галочка
Ласка
Собачка
Составьте с одним словом 2 предложения так, чтобы в первом случае слово было неодушевленным, во втором - одушевленным
9. Самоконтроль и взаимоконтроль.
 Задание: вставьте подходящие по смыслу имена существительные в текст, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», а потом посмотрим, что у вас получилось. (Несколько детей читают свои карточки.)
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Увидел он ягодку и положил в корзинку. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!
10. Подведение итогов.
1) Чему мы научились на уроке?
2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?
11. Домашнее задание.
Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
13. Рефлексия.
- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.
? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Молодцы!
– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали.
– А закончить урок я хочу словами:
Учите русский годы к рядуС душой, с усердием, с умом.Вас ждет великая наградаИ та награда в нем самом!
Выберите любое из трёх заданий и выполните его.
1 задание. 1 уровень (репродуктивный)
Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит,
руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья,
диван.  
Разделите слова на две группы.
Если  среди слов есть «лишние» или те, которые не смогли  никуда определить, пишите их внизу.
2 задание.    2 уровень (продуктивный)
Подчеркните только те предложения , в которых выделенные слова будут неодушевленными.
Папе с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.
«…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.
В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу.
В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»
3 задание. 3 уровень (творческий)
Прочитайте слова.
Норка          
Свинка
Шах
Галочка
Ласка
Собачка
Составьте с одним словом 2 предложения так, чтобы в первом случае слово было неодушевленным, во втором -одушевленным
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________                
В начале урока                
В конце урока
1.        
Я знаю, что такое имена существительные.
2.                
Я умею находить существительные среди других слов.
3.                
Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.                
Я  смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________                
В начале урока                
В конце урока
1.        
Я знаю, что такое имена существительные.
2.                
Я умею находить существительные среди других слов.
3.                
Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.                
Я  смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________                
В начале урока                
В конце урока
1.        
Я знаю, что такое имена существительные.
2.                
Я умею находить существительные среди других слов.
3.                
Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.                
Я  смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________                
В начале урока                
В конце урока
1.        
Я знаю, что такое имена существительные.
2.                
Я умею находить существительные среди других слов.
3.                
Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.                
Я  смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!
Сказка
Жил - был   ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся!