Программа экспериментальной работы «Система формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills


Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Ульяновский профессионально-педагогический колледж»
Е.А. Банникова
Программа РИП
на 2016 – 2019 г.г.
Тема: «Система формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills (на примере профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство»)»
Ульяновск, 2016
Тема: «Система формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills (на примере профессии «Сварщик», специальности «Сварочное производство»)»
Актуальность исследования
«…..К 2020 году в системе среднего профессионального образования должны быть реализованы достаточно амбициозные планы:
- в половине колледжей подготовка кадров по ТОР-50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями;
- 70% руководящих и педагогических работников должны пройти дополнительное профессиональное образование и научиться учить студентов передовым технологиям в профессии;
- половина студентов СПО практически из всех субъектов Российской Федерации должны участвовать в региональных и национальных олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства, отраслевых чемпионатах;
- 40% выпускников по ТОР-50 профессий и специальностей должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WS….».
Данные задачи были озвучены в выступлении Н.М. Золотаревой в преддверии нового 2015-2016 учебного года на Всероссийском совещании работников ПОО и работодателей в г. Москве.
Одним из путей решения этих задач должен стать учет требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills в практике работы образовательных организаций среднего профессионального образования. В этих условиях создание единой модели формирования и оценки профессиональных квалификаций с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills становится особо актуальным.
Анализ состояния рассматриваемого вопроса в концептуальных документах, в теории и практике профессионального образования позволил выявить следующие противоречия между:
– потребностью в педагогических кадрах, способных обеспечить соответствие квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики, и их недостаточной компетентностью, слабой практической подготовленностью, слабым знанием современных технологий, производств;
– необходимостью учета требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills при подготовке обучающихся и не разработанностью модели формирования и оценки квалификаций с учетом этих требований;
– необходимостью разработки и реализации педагогическими работниками рабочих программ и оценочных материалов на основе профессиональных стандартов и стандартов WS и их недостаточной подготовленностью по данному направлению.
Исходя из противоречий, проблемой исследования является создание системы формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS.
Объект исследования: образовательный процесс в ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж».
Предмет исследования: система формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS (на примере профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство»).
Цель исследования: создание системы формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS (на примере профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство»).
Гипотеза исследования:
создание системы формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS будет успешным если:
разработать и реализовать программу повышения квалификации педагогических работников по проектированию рабочих программ и оценочных материалов с учетом профессиональных стандартов и стандартов WS;
разработать модель формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS;
разработать систему формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS
разработать программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство» с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS;
разработать и внедрить в образовательный процесс оценочные материалы для определения уровня сформированности профессиональной квалификации обучающихся, комплект документов, сопровождающих процесс оценки.
На основе поставленной цели и выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:
Разработать и реализовать программу повышения квалификации педагогических работников по проектированию рабочих программ и оценочных материалов на основе профессиональных стандартов и стандартов WS.
Разработать модель формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS.
Разработать и внедрить систему формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS.
Разработать программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство».
Разработать и внедрить в образовательный процесс оценочные материалы для определения уровня сформированности профессиональной квалификации обучающихся, комплект документов, сопровождающих процесс оценки.
Новизна исследования
Проблема формирования и оценки уровня сформированности профессиональных квалификаций с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills в научно-методической литературе, посвященной вопросам профессионального образования, а также в практике работы профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования, в настоящее время не нашла должного освещения. Комплексные разработки и результаты практической реализации образовательных программ, разработанных с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills в методической литературе не представлены. Между тем, уровень сформированности квалификации выпускников колледжей является одним из основных показателей качества профессионального образования.
Разработка и реализация модели формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills обеспечат успешное решение этих задач.
Разработка и внедрение соответствующей системы формирования и оценивания позволит оценить уровень сформированности профессиональной квалификации с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS в условиях реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство».
Теоретическая значимость исследования
В результате проведенного исследования будет разработана модель формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS.
Практическая значимость исследования:
в практику работы колледжа будет внедрена программа повышения квалификации педагогических работников по проектированию рабочих программ и оценочных материалов на основе профессиональных стандартов и стандартов WS;
будет внедрена система формирования и оценки квалификаций с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS в условиях реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство»;
будут разработаны оценочные материалы для определения уровня сформированности профессиональной квалификации обучающихся, комплект документов, сопровождающих процесс;
результаты исследования могут быть использованы при разработке системы формирования и оценивания квалификации по другим профессиям и специальностям в образовательных организациях среднего профессионального образования области при внедрении требований профессиональных стандартов и стандартов WS в практику работы.
Методы исследования:
изучение и анализ различных источников информации;
педагогический эксперимент;
диагностические методы;
моделирование;
проектирование;
эмпирические методы (наблюдение, сравнение, описание);
социологические методы (анкетирование, опрос).
Организационные условия
Масштаб экспериментальной площадки: ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж».
В колледже ежегодно обучаются 450-500 человек. Обучение ведется по 6 специальностям и 8 профессиям среднего профессионального образования (СПО).
Нормативный срок обучения на базе основного общего образования по профессиям СПО – 3 года, по специальностям СПО – 4 года. Кроме того, колледж имеет лицензию на реализацию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации по 37 профессиям. В программе РИП принимают участие 85% педагогических работников. 44% педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 33% имеют первую квалификационную категорию.
Статус образовательной организации в программе РИП – экспериментальная площадка.
Этапы:
Этап 1:
начало – сентябрь 2016г.
окончание – июнь 2017г.
Содержание работы:
разработка и реализация программы повышения квалификации педагогических работников по проектированию рабочих программ и оценочных материалов на основе профессиональных стандартов и стандартов WS;
разработка модели формирования и оценки квалификаций с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS;
разработка системы формирования и оценки квалификаций с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS;
разработка программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство»;
разработка оценочных материалов для определения уровня сформированности квалификаций с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS;
Предполагаемые отчетные результаты:
Теоретическая разработка «Система формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS».
Программа повышения квалификации педагогических работников по проектированию рабочих программ и оценочных материалов на основе профессиональных стандартов и стандартов WS.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство», разработанные с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WS.
Этап 2:
начало – сентябрь 2017г.
окончание – июнь 2018г.
Содержание работы:
реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство», разработанных в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами WS;
разработка оценочных материалов для определения уровня сформированности профессиональной квалификации, комплекта документов, сопровождающих процесс оценки;
сравнительный анализ качества подготовки студентов колледжа по экспериментальным группам.
Предполагаемые отчетные результаты:
«Методические рекомендации по проектированию и разработке оценочных материалов для определения уровня сформированности профессиональной квалификации в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами WS».
Этап 3:
начало – сентябрь 2018г.
окончание – июнь 2019г.
Содержание работы:
реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство», разработанных в соответствии с профессиональными стандартами;
определение эффективности разработанной модели, сравнительный анализ качества подготовки студентов и выпускников колледжа по результатам оценочных процедур; сертификация профессиональных квалификаций преподавателей, мастеров производственного обучения;
обобщение и описание полученных результатов, оформление отчета.
Предполагаемые результаты:
Научный отчет по теме «Система формирования и оценки квалификаций обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills (на примере профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», специальности 22.02.06 «Сварочное производство»)».