Правовая игра-викторина для учащихся 6-7 классов.


Сценарий правовой викторины для учащихся 6 – 7 классов ОУ «Мои права и обязанности».
Цель:
правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний учащимися своих прав и обязанностей.
Задачи:
заинтересовать школьников в дополнительном изучении специальной ( правовой) литературы;
повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Оборудование:
компьютерная, видео-и аудиоаппаратура с записями мультфильмов;
мультимедиа проектор;
листы А-4 с заданиями для 2-х команд;
оценочные листы для жюри;
грамоты для вручения победителям.
Домашнее задание:
создание 2-х команд;
выбор капитанов, названий, девизов, эмблем.
Основные этапы викторины:
Вступительная часть: разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.
Игровая часть: проведение викторины, оценка выполнения конкурсных заданий, начисление баллов.
Заключительная часть: подведение итогов, награждение команд.
Вступительная часть.
Ведущий (учитель): «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наша игра посвящена вашим правам и обязанностям. Какие виды прав и своих обязанностей вы знаете? (Ответы учащихся.) Итак, речь у нас пойдёт о таких правах, как: право на жизнь, свободу, право на жильё, на труд и отдых.(Демонстрируя презентацию по основным правам, учитель рассказывает о них: Приложение 1.).
Право на жизнь – это право, которое закреплено в Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ. Жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить её нас с вами безнаказанно. Неправомерное лишение человека жизни называется убийством и строго наказывается судом в соответствии с Уголовным кодексом РФ. В настоящее время в России наложен мораторий (запрет) на смертную казнь, поэтому преступников, совершивших особо тяжкие преступления, приговаривают к пожизненному заключению, а не казнят.
Право на свободу и личную неприкосновенность – оно также закреплено Конвенцией и Конституцией РФ и означает, что человек (морально и физически) не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц: нельзя человека заставить что-либо делать против его воли (работать, вступать в брак, принудительно везти в машине и т.п.).
Право на свободный труд – это право закреплено Конвенцией о правах ребёнка и Конституцией РФ, а также Трудовым кодексом РФ. Люди, в.т.ч. и дети с 14 лет, вправе по своему выбору и письменному договору выполнять работу за денежное вознаграждение. Никто не может быть принуждён к труду.
Право на отдых – также закреплено Конвенцией и Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ. Оно распространяется на тех людей, которые трудятся: вы – учитесь, у вас каникулы; родители работают на производстве – у них отпуск ежегодный.
Право на жилище – это право закреплено Конвенцией, Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ. Жилище человека, полученное им на законных основаниях, неприкосновенно. Это означает – никто не может войти к вам в дом без приглашения и никто не может быть лишён своего жилища.
Особое место в системе российского права занимает Семейное право. Оно также закреплено в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ. В СК РФ записано, что родители обязаны содержать своих детей, воспитывать их. А какие обязанности у вас?» (Ответы учащихся).
Основная часть (игра).
Ведущий (учитель): «Итак, приступаем к следующему этапу- игре. Команды прошу занять свои места и представиться. (Домашнее задание). Представление членов жюри.
Первый наш конкурс называется «Сказочный вопрос» и он включает в себя 5 заданий. Ваша задача быстро и правильно, от этого будут зависеть ваши баллы, отгадать, какие права тех или иных сказочных персонажей нарушены. Тот, кто быстро и правильно ответит на поставленный вопрос после демонстрации слайда ( фрагмента из м/ф ), приносит «в копилку» своей команды от 1 до 5 баллов. В зале должна быть тишина, работаем с помощью поднятой руки».
ЗАДАНИЕ 1. (Приложение № 2).
Демонстрация фрагмента из м/ф «Снежная королева» и/или «Гуси – Лебеди» или слайда презентации: эпизод похищения мальчика. Вопрос: какое преступление совершили сказочные герои? Какое право ребёнка было нарушено?
Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, которое закреплено п.1 ст.20 Конституции РФ, на свободу в ст.22 Конституции РФ, возможность воспитываться в семье.
Справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст.105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет. Ответственность за похищение человека установлена ст.126 УК РФ. Наказание за похищение ребёнка – лишение свободы на срок от 5 до 12 лет.
ЗАДАНИЕ 2.
Демонстрация фрагмента из м/ф «Зима в Простоквашино» и/или «Лягушка – путешественница» или слайда презентации (сказка В.Г.Аршина). Вопрос: каким правом воспользовались героини, отправившись в путешествие?
Ответ: право на свободу передвижения.
Справка: Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства гарантировано в ст.27 Конституции РФ. КРФ также гарантирует каждому свободу выезда за пределы РФ, а для граждан РФ – право на беспрепятственно возвращаться в Россию.
ЗАДАНИЕ 3.
Демонстрация фрагмента из м/ф «Сказка о попе и его работнике Балде» или слайда презентации ( сказка А.С.Пушкина). Вопрос: каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Ответ: право на труд.
Справка: В соответствии со ст.37 КРФ – труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён.
ЗАДАНИЕ 4.
Демонстрация фрагмента из м/ф «Зайкин дом» («Ледяная избушка») или слайда презентации : эпизод выселения Лисой Заиньки из его дома. Вопрос: какие права героя сказки были нарушены?
Ответ: право на жилище.
Справка: В соответствии с ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища». Проникновение в жилище против воли проживающих в нём лиц запрещено. Уголовная ответственность по УК РФ ст.139 – штраф до 40 000 рублей либо арест до 3-х месяцев.
ЗАДАНИЕ 5.
Демонстрация фрагмента из м/ф «Золушка» или слайда презентации ( сказка Ш.Перро). Вопрос: какое право нарушила мачеха, не пуская Золушку на бал?
Ответ: право на отдых.
Справка: КРФ закрепляет право каждого гражданина РФ на отдых ( ст.37), а также Трудовым кодексом гарантируются работающим по трудовому договору выходные, праздничные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.
Ведущий (учитель): «Пока наше жюри подводит итоги «Домашнего задания» и «Сказочного конкурса», мы приступаем к следующему конкурсу – «Правовые вопросы семьи» (Приложение № 3). Каждой команде даётся своё задание (может быть распечатано на листе) и время - 3 минуты на подготовку ответа. Максимальное количество баллов – 5».
Задание для команды № 1: «В семье Ивановых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребёнку. Так, соседи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, бабушка – Василием, а сами родители малыша склонялись к имени «Иван». Кто вправе определять имя ребёнка?
Ответ: родители ребёнка.
Справка: в соответствии со ст.58 Семейного кодекса имя ребёнку даётся по соглашению родителей.
Задание для команды № 2: « Марина и Сергей собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Сергей уже состоит в браке с Аней». Возможно ли заключение брака между Мариной и Сергеем, если он ещё не разведён с Аней7 Почему?
Ответ: нет.
Справка: в соответствии со ст. 14 Семейного кодекса РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
Заключительная часть игры.
Ведущий ( учитель): «Итак, ребята, подведём итоги нашей правовой игры. Пока жюри делает окончательные подсчёты, я задам вам несколько вопросов. Что вы узнали сегодня нового о ваших правах и обязанностях? Запомнили вы, как называются документы и законы, которые гарантируют и охраняют наши права? И самое главное, помните, что добрые отношения в семье, классе, взаимное уважение, соблюдение прав других людей – это залог ваших успехов в жизни».
Жюри оглашает результаты игры. Производится награждение.