Выступление на педагогическом совете на тему Мониторинг как средство повышения качества обучения

Мониторинг как средство повышения качества образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной программы начального общего
образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные
положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной
программы отнесены:
личностные результаты готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие
их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Для получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения в начальных классах проводится мониторинг.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

В нашей школе утверждена «Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе».
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования в течении 4 лет.
Данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Для успешной реализации программы мониторинга используется банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс, создан и утверждён план-график мониторинга.
Мониторинговые исследования проводятся 2 раза в год, обрабатываются и анализируются. Успехи каждого ученика отражаются в листах индивидуальных достижений по формированию УУД.
Таким образом, мониторинг позволяет отследить и выявить острые проблемы школьного обучения, позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников, позволяет учителю своевременно скорректировать и спланировать работу, учитывая индивидуальные достижения каждого ученика.























15