Внедрение в процесс преподавания технологии новых педагогических технологий основанных на личностно-ориентированном подходе к

Внедрение в процесс преподавания технологии новых педагогических технологий основанных на личностно-ориентированном подходе к
обучению.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Современный и будущий работодатель в любой стране заинтересованы в таком работнике, который:
-умеет думать самостоятельно и решать любые проблемы, т.е. применять полученные знания для их решения;
-обладает критическим и творческим мышлением;
-владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Поэтому перед учителями «Технологии» стоят задачи научить и воспитать такого работника, который мог бы: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
-грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Очевидно, что добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, т.к. обучение, ориентированное на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение полученных знаний, умений и навыков, не может отвечать ситуации, сложившейся на рынке труда.
Личностно-ориентированный подход-это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход в обучении сегодня является основным ориентиром деятельности таких ученых, как (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, Е.И.Казакова, Т.В.Машарова, И.С.Якиманская, У.Глассер, А.Маслоу, Г. Олнорт, К.Роджерс, В.Сатир и др.). В нашей стране постепенно растет количество педагогических коллективов учебных заведений, избирающих личностно-ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию учащихся.
Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей степени учащегося, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог направляет основные усилия не на формирование у детей социально типичных свойств, а на развитие в каждом из них уникальных личностных качеств. Тем более, что основная часть детей, обучающихся в школе, как правило, испытывает неуверенность в своих силах, не умеет и не любит учиться, испытывает большие затруднения в общении. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и учащимися.
В условиях личностно-ориентированного подхода учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нежели при традиционной системе обучения. Если при традиционной системе обучения учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при личностно-ориентированном подходе учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные знания и умения направлены не просто на контроль знаний и умений учащихся, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует и от преподавателя и от мастера производственного обучения более высокой степени мастерства.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по своей сути дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.


Из каких же компонентов складывается личностно-ориентированный подход?

Первая составляющая основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
- индивидуальность неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других людей и групп;
- личность постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение процесс и результат развития и проявления человеком присущих ему качеств и способностей;
- субъект индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субъектность качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я-концепция осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Вторая составляющая основные принципы построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогической деятельности учителя. Выделяют следующие принципы личностно-ориентированного подхода.
1. Принцип самоактуализации. В каждом человеке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности, т.е. создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3.Принцип субъектности. Индивидуальность присуща человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе и способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения учащихся.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей учащегося. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.
5.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление учащимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самореализации своего «я».
6.Принцип доверия и поддержки, т.е. решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация способствует успеху обучения и воспитания каждого учащегося.
И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
диалогичность;
деятельностно - творческий характер;
направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Очень важно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности учащегося в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Метод создания ситуации успеха важнейшее средство личностно-ориентированной педагогической деятельности. Целесообразно включение в технологический арсенал личностно-ориентированного подхода при изучении «Технологии», методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора.
Таким образом, личностно-ориентированный подход можно представить в виде следующей схемы:


















Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно-ориентированный подход в обучении основывается на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Реализация личностно-ориентированного подхода осуществляется рядом технологий: модульно-компетентностной, проектной, «портфолио ученика», обучением в сотрудничестве, технологией разноуровневого обучения и другими.
Обучение в сотрудничестве, т.е. обучение в малых группах используется в педагогике довольно давно, еще с 20-х годов XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970-х начале 1980-х годов в разных странах мира: Великобритании, Канаде, Западной Германии, Австралии, Нидерландах, Японии, Израиле и др. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана американскими педагогами из университета Джона Хопкинса и еврейскими педагогами из Тель-Авивского университета. Несмотря на то, что в Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков и умений, усвоение понятий и академических знаний, а в Израиле и Европе такое обучение ассоциируется с проектной деятельностью на уроках и организацией дискуссий, эти разработки объединяют и дополняют друг друга.
Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Обучение в сотрудничестве - это метод обучения, который предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, позволяющий реализовать такие основополагающие его принципы, как
а) «награда» - команда получает одну на всех оценку или какое-то другое поощрение: похвалу, приз, что является дополнительным стимулом успешной учебы;
б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика, когда успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;
в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха, что означает: каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста или зачета, и средний, и слабый учащиеся могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».
Основные требования к личностно-ориентированному уроку «Технологии».

Цель создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию
различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Выделенные общие цели и средства организации личностно-ориентированного урока, естественно, должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Критерии эффективности личностно-ориентированного урока «Технологии».

Критериальная база для оценки работы учителя на уроке не может быть единой. Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня подготовленности класса, целевой установки, времени проведения урока и т.п. Поэтому в зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Единых критериев не может быть. Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью:
наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в холе урока;
сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в холе урока;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
Разработка дидактического обеспечения

Личностно-ориентированный урок должен быть обеспечен дидактическим материалом.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
учебный материал (характер его предъявления) должен выявлять содержание субъектного опыта ученика;
изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
активное стимулирование ученика к образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения,
образовательный процесс должен обеспечивать построение реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Как же реализовать эти требования при конструировании различных учебных материалов?
При составлении учебного текста необходимо, кроме отбора его по научному содержанию, целям усвоения, характеру изложения (описательному, объяснительному и т.п.), учитывать также личностное отношение учащихся к работе с этим текстом.
Часто неприятие учеником информации учебника воспринимается и оценивается учителем как не усвоение учебного материала. Но ведь в этом может проявляться, своеобразная личностная позиция, опирающаяся на субъектный опыт. Неприятие учеником информации учебника может быть связано с его попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный» по отношению к тексту учебника.
Организация личностно-ориентированного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлена в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность учебного текста.
Информация, помогающая самообразованию. Это имеющиеся в учебнике текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, облегчающие самостоятельную работу над текстом, его понимание.
Любой учебный текст есть своеобразное соединение и описание «чужой» и «моей» мысли. Его усвоение не может быть обезличено так же, как и требования к усвоению.
При разработке дидактического материала важно учитывать не только сложность заданий, но и различные приемы их выполнения. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем организации самостоятельного поиска (реши разными способами, найди рациональный способ решения, сравни и оцени два подхода и т.п.).












13PAGE \* MERGEFORMAT14115



Личностно-ориентированный подход

Методы

Принципы

Основные понятия

Диалога
Игровые
Рефлексивные
Педагогической поддержки
Диагностические
Создание ситуации выбора и успеха

Самоактуализации
Индивидуальности
Субъектности
Выбора
Творчества и успеха
Доверия и поддержки


Индивидуальность
Личность
Самоактуализированная личность
Самовыражение
Субъект
Субъектность
Я-концепция
Выбор
Педагогическая поддержка



15