Презентация Методы и технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе в обучении


Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку Методы и технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе в обучении Автор: Н. И. Орлова,учитель английского языкавысшей категории МБОУ «Южно – Российскийлицей казачества и народов Кавказа» города – курорта Железноводска Личностно-ориентированные методы и технологии должны: Создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желания практически использовать иностранный язык.Затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции, ощущения, стимулировать его речевые, творческие способности.Активизировать ученика, делая его главным действующим лицом учебном процессе.Создавать ситуации в которых учитель не является центральной фигуройУчить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей- следовательно обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.Предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество. «Многоканальное общение» Метод проектов Обучение в команде(Student Team Learning) Jigsaw (пила) «Учимся вместе»(Learning together) Игровые технологии В методе проектов проект-средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала. Может быть использован на любом этапе обучения и соответствовать следующим требованиям: 1. Наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы или задачи.2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне него.4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, задачи исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Типы проектов по доминирующему в проекте методу: 1. Исследовательские 2. Творческие 3. Ролево -игровые 4. Практико-ориентировочные Типы проектов по доминирующему предметно-содержательному аспекту: 1.Монопроекты проводятся по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Требуют четкой структуризации, с обозначением конечных целей и задач, знаний и умений, приобретаемых учениками и выбором формы презентации.2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время, могут объединять несколько предметов. Требуют четкой координации работы всех учителей- предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой аттестации. I. Характер координации проектовII. Типы проектов по характеристике контактовIII. Характеристика проектов по продолжительности I. 1. С открытой координацией 2. Со скрытой координациейII. 1. Внутренние или региональные 2. МеждународныеIII. 1. Краткосрочные 2. Долгосрочные Этапы работы над проектом Отбор и формулировкатемы проекта, сбор информации Обсуждение первых результатов и уточнение конечныхрезультатов работы, поиск новойдополнительной информации вразличных режимахработы ( индивидуальной,парной, групповой) Дискуссия, т.е. обсуждение новой информации и еёоформление;подведение итогови презентация проекта Обучение в команде«Student Team Learning» Закрепление материала в группах (группы не соревнуются)Каждой подгруппе дается определенное задание, необходимые опорыЗадание выполняется либо по частям(каждый выполняет свою часть),либо по «верхушке»(каждое последующее задание выполняется следующим учеником)Выполнение задания объясняется вслух учеником, контролируется всей группой. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу.Общее обсуждение работы над заданием.Индивидуальный тест на проверку понимания и усвоение нового материалаОценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и выставляется общая оценка Обучение в сотрудничестве «Jigsaw» («Пила») На этапе применения языкового материала учащиеся подразделяются на первоначальные группы(«Home groups») по 3-4 человека. Количество зависит от количества частей текста.Ученик выбирает одну из частей и выполняет задания. Цель- самостоятельное ознакомление с текстом с целью обхвата общего содержания, полного понимания или извлечения конкретной информации и выполнение заданий на проверку понимания прочитанногоРабота в экспертных группах(«Experts groups»). Цель- сравнить ответы, к которым учащиеся пришли самостоятельно в первоначальных группах. И прийти к единому мнению.Совместно готовиться вариант пересказа, с которым каждый член группы вернется в свою первоначальную группу. Ответственность за то, как каждый член экспертной группы будет подготовлен для последующей работы, зависит от совместной работы, т.е. более подготовленные помогают менее подготовленным понять содержание текста и подготовить то задание, с которым учащие возвратятся в первоначальную группу.Вернувшись в первоначальные группы, учащиеся пересказывают свою часть текста, при этом не только знакомят с содержанием текста, но и помогают им осознать его. Полученная информация суммируетсяВ конечном результате этой интерактивной деятельности учащихся, учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Обучение в сотрудничестве «Учимся вместе» («Learning together») Класс разбивается на однородные по уровню обученности группы по 3-5 человек.Каждая группа выполняет одно задание, которое является частью одной большой темы, над которой работает весь класс.В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме.Внутри каждой группы ученики самостоятельно распределяют микрозадания.Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения и способ оказания помощи друг другу. Использование интересных форм и методов в реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка позволяют: Увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика.Добиться усвоения материала всеми участниками группы.Решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной , коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности. Использованная литература Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам.- М: АРКТИ, 2004.Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М: АРКТИ, 2002.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. У. С. Полат.- М: Издательский центр «Академия». 2000.Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве//Иностр. языки в школе.- 2000. № 1.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// //Иностр. языки в школе.- 1996. № 4.