Статья «Применение ИКТ при деятельностном подходе на уроках биологии и географии»

«Применение ИКТ при деятельностном подходе на уроках биологии и географии»
(Дамбаева Ц.Б., учитель географии и биологии)

Средства ИКТ все глубже проникают практически во все сферы деятельности человека. Образование не является исключением. В стандартах нового поколения «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий – один из важнейших метапредметных результатов освоения основной образовательной программы ООО. Также указано, что «в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход». Для меня, как учителя, важным становится « положение: процесс учения – это процесс неразрывного усвоения знаний и учебных действий в деятельности, тесного единства содержательной и процессуальной сторон учения» (Беловолова). Передо мной стоит сложная задача – обеспечить достижение нового образовательного результата, развитие личностных качеств учащихся и выработать у них готовность применять биологические и географические знания и умения в жизни. Это означает, что содержание урока биологии пронизано различными видами действий учащихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и другими видами деятельности. Например, при изучении темы «Водоросли» в 5 классе, наряду с предметным содержанием школьники должны овладеть учебными действиями: распознавать водоросли, составлять их характеристику, выявлять особенности и другие.
В основе системно-деятельностного подхода лежат идеи Л.С.Выготского, которые были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и другие). На первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. (Г.К.Селевко)
Один из наиболее естественных и продуктивных способов введения системно-деятельностного подхода, состоит в том, чтобы связать этот процесс с применением ИКТ и групповых тенологий. (по В.К.Дъяченко) В своей практике применяю лекционно-семинарскую организацию, дидактические игры, бригадно-лабораторный метод, метод проектов. Коллективную учебно-познавательную деятельность, применяемые на уроках:
1) Фронтальная работа
2) Работа в статичных парах
3) Групповая работа (на принципах дифференциации)
4) Межгрупповая работа
5) Фронтально-коллективная деятельность при активной деятельности всех школьников.
При организации групповой работы особое значение приобретают ИКТ. Они способствуют формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных УУД, подготовке личности «информационного общества», формированию исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Например, на уроке по теме «Ориентирование» в 5 классе каждая группа определяет где искать информацию и как ее презентовать: учебник, Интернет-ресурсы, программа «Стеллариум», практическая работа.
Средства обучения, применяемые мной на уроках:
Специальные электронные учебники и учебные пособия (приложения к учебникам):»Виртуальная школа КиМ», «Наглядная биология», «Интерактивные плакаты», «Интерактивные творческие задания», система голосования «Votum», программное обеспечение «Spark» для датчиков.
Не учебные компьютерные программы: Стеллариум, Твистед Браш, Продюсер Про и др.
Интернет-ресурсы: методические ресурсы, электронные энциклопедии, программа для коммуникации Skype», информационные сайты по биологии, Центральные хранилища ресурсов нового поколения (ФЦИОР, ЕКЦОР, school-collection.
Фото и видеоаппаратура, мультимедиа, Смарт-доска, цифровой микроскоп, портативный сборщик информации «Spark», Web- камера.
Педагогические технологии, используемые мною, позволяют обеспечить дифференциацию, личностную ориентацию содержания образования, его деятельностный характер, направленность на формирование способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Результативность использования ИКТ в деятельностном подходе, проявляется в обеспечении высокого качества образовательного процесса:
качество проведения уроков, мастер-классов на разных уровнях;
повышение внутренней мотивации и успешности учащихся к изучению предмета;
увеличение количества детей, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью;
достижения учащихся на олимпиадах, конкурсах и по предмету на разных уровнях;
результаты ГИА, ЕГЭ;
При использовании ИКТ в деятельностном подходе наблюдается положительная динамика развития компонентов учебной деятельности у учащихся:
могут установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, определять и формировать цель в своей деятельности на уроке, составлять план действий по решению проблемы и осуществлять действия его реализации (организационные умения);
умеют добывать и перерабатывать полученную информацию, преобразовывать её из одной формы в другую, наблюдать и делать самостоятельные выводы (интеллектуальные умения);
приобретают умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей (оценочные умения);
учатся договариваться, общаться, взаимодействовать друг с другом (коммуникативные умения).
Практика внедрения системно-деятельностного подхода показывает, что у учащихся закрепляется положительное отношение к деятельности именно при использовании ИКТ. Повышается мотивация, учащиеся оказываются в ситуации успеха, повышается познавательная активность учащихся на уроке, развивает интерес учащихся к биологии, способствует формированию современного научного мировоззрения.

15