Статья Особенности организации учебного процесса на этапе перехода к 12-летнему образованию


Особенности организации учебного процесса на этапе перехода к 12-летнему образованию в Димитровской средней школе

Лукас Ольга Дмитриевна
с. ТанабаевскоеОдной из самых актуальных и социально значимых задач,  стоящих  перед нашим обществом сегодня,  является поиск путей  обновления содержания образования.  Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону
учебного процесса.
Одним из приоритетных направлений учебной работы школы при подготовке к переходу на 12-летнее обучение является переориентация образовательного процесса на компетентностный подход.В рамках перехода на модель 12-летнего образования в учебный процесс в школе внедряются инновационные информационные и коммуникационные технологии обучения, обеспечен оn-line доступ учащихся ко всем мировым образовательным ресурсам.Учебные программы педагогов школы основываются на психолого-педагогическом и инновационном опыте ведущих педагогов-практиков, программы предполагают путь переориентации образования на идеи развивающего образования.Образовательный процесс строится с учетом сочетания базового и вариативного содержания образования, оптимального использования репродуктивных, продуктивных и исследовательских технологий обучения, обеспечивающих получение образовательных результатов, на основе сотрудничества учителя и ученика.Обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса в школе является проектная, исследовательская деятельность учащихся, способствующая формированию ключевых компетентностей. Благодаря этому ученики не только овладевают теоретическими знаниями, но и приобретают навыки практической исследовательской деятельности; формируется готовность и способность творчески осваивать новые способы деятельности, развивать интеллектуальные и творческие способности.Компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы в 12-летней школе предполагают развитие комплекса качеств учащихся, поэтому изменяются и требования к личности педагога, его мастерству. При подготовке к переходу на 12-летнее образование меняются цели деятельности учителей школы:- проектирование целей конкретного учебного процесса с ориентацией на достижение результатов;- регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися;- создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся;- создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций у школьников.Модернизация структуры среднего общего образования направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени 12-летней школы. В школе ведется работа по социализации учащихся с учетом потребностей рынка труда.Педагоги школы проходят курсы повышения квалификации по подготовке к переходу на 12-летнюю модель обучения. За период 2016 - 2017 учебного года курсы повышения по обновлению содержания образования прошли 5 учителей школы (25%), в том числе директор и завуч.Преодоление традиционного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений организации учебного процесса в школе. Первыми помощниками в изменении и внедрении новых подходов в преподавание и обучение являются учителя, прошедшие уровневые курсы, их у нас трое (1 – 2 уровень, 2 – третий). Так нашими учителями 3 раза в год даются открытые уроки для коллег, проводятся мастер-классы на уровне ШМО и школы. В течение первого полугодия текущего года проведены обучающий семинар и коучинг (декабрь) по критериальному оцениванию. Так же в начале ноября было проведено родительское собрание в 1 классе по новому формату безоценочного обучения и по системе критериального оценивания.
Учитель 12-летней школы должен выполнять функции не только координатора, но и консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся, поэтому многие учителя нашей школы на своих уроках используют деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы   обучения. Все чаще при посещении уроков замечаешь, что учителя стараются отходить от использования репродуктивных методов обучения и все больше используют активные формы обучения.
   Педагоги школы стараются так организовать учебный процесс, чтобы помимо предметных знаний, у учащихся формировались ключевые компетенции. Главный акцент при построении и проведении современного урока направлен на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом ученик должен видеть, измерять свои успехи, комфортно себя чувствовать в любой деятельности.
В организации учебно-воспитательного процесса  ведущим является личностно-ориентированный подход, обеспечивающий развитие личностных качеств ребенка и его саморазвитие. Обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса является проектная, исследовательская деятельность обучающихся, способствующая формированию ключевых компетентностей. К выполнению проектных работ учащиеся привлекаются с 1 класса. Задания учебников по математике, биологии, физике, литературе, информатике, технологии способствуют формированию проектных умений учащихся.  Одним из методов развития креативности детей является организация самостоятельной исследовательской деятельности. Учащиеся нашей школы на протяжении нескольких лет по линии НОУ  выполняют научные проекты и занимают призовые места не только на уровне района, но и на уровне области («Зерде» 2,3 м), но данных показателей недостаточно, поэтому работа в данном направлении будет усилена.
 Ключевой фигурой всегда был и остается педагог – компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию. Целью методической работы школы является содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления общего 12-летнего образовании. Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив школы. Так в октябре месяце прошел обучающий семинар-тренинг по критериальному оцениванию в рамках обновления содержания образования, в ноябре прошел Практический семинар «Использование инновационных технологий и приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций учащихся», а в декабре Коучинг по оптимизации урока.
Владение педагогом профессиональными компетенциями тесно связано с качеством образования.
  На заседаниях школьного методического совета рассмотриваются следующие вопросы:
 -Реализация модели профессионального становления педагога в рамках обновления содержания образования;
-курсовая подготовка как фактор повышения профессиональной компетенции учителя;
-аттестация педагогов как один из факторов повышения качества знаний и условие повышения их профессиональной компетенции;
 - система работы с одаренными детьми как фактор развития интеллектуального потенциала.
     При организации учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе особое внимание уделяется структуре базового содержания, состоящей из инвариантной и выриативной частей. Вариативная часть школьного компонента позволяет реализовать естественно-математическое направление школы и направлена на развитие химико-математических способностей учащихся старших классов, а ученический компонент направлен на реализацию новых форм и приемов организации учебно-воспитательного процесса                    
     В центре внимания учителя ставится личность ученика – его интересы, склонности, способности и другие психические свойства. Учет этих свойств, их развитие в сотрудничестве ученика и учителя – важнейшее условие формирования личности ребенка.
   В Концепции 12-летнего среднего образования республики Казахстан четко обозначена цель преподавания (деятельность учителя):
  - организация учебного процесса с учетом целей образовательного процесса;
- конструирование учебного процесса с ориентацией на решение задач обучения, воспитания, развития;
- регулирование деятельности обучающихся на усвоение учебного материала, направленного на самостоятельное приобретение субъективно новых знаний и умений;
- обеспечение условий для организации развития обучающихся, удовлетворения их образовательных запросов;
- оценка текущих результатов для современной коррекции обучения.
Учителя школы на уроках применяют современные педагогические технологии: проектно-исследовательского обучения, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения, критического мышления, методы и приемы интерактивного обучения, технологию развивающего обучения. Высокую оценку получили уроки данных учителей на районном уровне, где обучающиеся показали навыки самостоятельной, исследовательской работы, высокий уровень знаний по предметам, умение использовать информационные средства обучения.
    Модернизация структуры среднего общего образования направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени 12-летней школы, ориентированного на социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда. Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами, предоставит возможность обучаться не только у своих педагогов, формировать свое мировоззрение, углублять свои предпрофильные знания. Эта работа начинается с начальных классов, где на классных часах, внеклассных мероприятиях осуществляется профориентационная работа. Традиционными стали конкурсы рисунков, сочинений учащихся о профессиях, конкурсы рисунков, сочинений учащихся о профессиях, которые расширяют культурный кругозор учеников.
    Особенность 12-летней школы определяется тем, что именно здесь сложится психологически необходимый институт, где ученик может развиваться, учиться открыто выражать свои чувства и мысли, реализовывать свой творческий потенциал, заложенный в каждом человеке от природы, быть подготовленным к осознанному самоопределению и активному участию в разных сферах экономической, культурной, политической жизни страны.
На это и направлена работа педагогического коллектива.
 
Использованная литература
1.     Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2020 годы.
2.     Концепция 12-летнего образования.