Презентация по литературе 10 класс на тему М. Ю. Лермонтов Демон


М. Ю. Лермонтов « Демон» Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…Учитель литературы МАОУ СОШ № 14 г. Серов Волжанина В. И. зло со страстной мечтой... Демон — именно тот образ, который лучше всего способен выразить состояние мятежного духа. Поэт в образе Демона показал страдания, муки великого духа и невольно продемонстрировал таящуюся за чарующе-притягательной натурой Демона опасность Образ Демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души поэта, для которой Демон явился живым переживанием, а не фантазией. Словарь В.И. Даля приводит обширный ряд слов-синонимов к слову Демон; казалось бы, они обозначают одно и то же, но между ними есть разница Сатана — тот, кто зол из-за кичливости (гордости) духа.Дьявол — тот, кто зол по природе своей.Демон — тот, кто во зле из-за любви к мирскому (земному ) Демон пристрастен к земной жизни, к жизни человека Тема добра и зла всегда будет актуальна, пока живет человек, поскольку в самом человеке все время происходит борьба между добром и злом. Человека постоянно что-то в этом мире искушает: желание скрыть, утаить, обмануть, оправдаться… И поэтому так интересен образ Демона — злого духа, влюбленного в земное. "Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землей,И лучших дней воспоминаньяПред ним теснилися толпой Тех дней, когда в жилище светаБлистал он, чистый херувим,Когда бегущая кометаУлыбкой ласковой приветаЛюбила обменяться с ним..." Когда-то за попытку совершить дерзкий поступок — встать вровень с Богом, он был низвергнут с небес, и стал отверженным, блуждал (без цели, без приюта). Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мире. По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикоснется, он — орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова: Помчался — но куда? зачем? Не знаю... прежними друзьями Я был отвергнут; как эдем, Мир для меня стал глух и нем. Одиночество, отверженность, глубокая печаль, ненависть, скука "В последний разОна плясала,Увы, заутро ожидала,Ее, наследницу Гудала,Свободы резвую дитя,Судьба печальная рабыни,Отчизна, чуждая понынеИ незнакомая семья..." Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”: И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты! В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог: Он любовался — и мечты О прежнем счастье цепью длинной, Как будто за звездой звезда, Пред ним катилися тогда. Несётся конь быстрее лани,Храпит и рвется, будто к брани,То вдруг осадит на скаку,Прислушается к ветеркуШироко ноздри раздувая,То, разом землю ударяя,Шипами звонкими копыт,Взмахнув растрепанною гривой,Вперед без памяти летит… Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон. И входит он, любить готовый,С душой, открытой для добра,И мыслит он, что жизни новойПришла желанная пора.Неясный трепет ожиданья,Страх неизвестности немой,Как будто в первое свиданьеСпознались с гордою душой "Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе всё-всё земное,Люби меня Могучий взор смотрел ей в очи,Он жёг ее во мраке ночи..." вместе со злом и разрушением в нем живет любовь и мечта о прекрасном Я тот, чей взор надежду губит;Я тот, кого никто не любит;Я бич рабов моих земных,Я царь познанья и свободы,Я враг небес, я зло природы,И, видишь, – я у ног твоих!Тебе принес я в умиленьеМолитву тихую любви,Земное первое мученьеИ слезы первые мои. Я позавидовал невольноНеполной радости земной;Не жить, как ты, мне стало больно,И страшно – розно жить с тобой.В бескровном сердце луч нежданныйОпять затеплился живей,И грусть на дне старинной раныЗашевелилася, как змей.Что без тебя мне эта вечность?Моих владений бесконечность?Пустые звучные слова,Обширный храм – без божества! Оставь меня, о дух лукавый!Молчи, не верю я врагу…Творец… Увы! я не могуМолиться… гибельной отравойМой ум слабеющий объят!Послушай, ты меня погубишь;Твои слова – огонь и яд…Скажи, зачем меня ты любишь! ТамараНас могут слышать!..ДемонМы одне.ТамараА бог!ДемонНа нас не кинет взгляда:Он занят небом, не землей!ТамараА наказанье, муки ада?ДемонТак что ж? Ты будешь там со мной! Твоей любви я жду как дара,И вечность дам тебе за миг;В любви, как в злобе, верь, Тамара,Я неизменен и велик.Тебя я, вольный сын эфира,Возьму в надзвездные края;И будешь ты царицей мира,Подруга первая моя;Без сожаленья, без участьяСмотреть на землю станешь ты,Где нет ни истинного счастья,Ни долговечной красоты,Где преступленья лишь да казни,Где страсти мелкой только жить;Где не умеют без боязниНи ненавидеть, ни любить. Могучий взор смотрел ей в очи!Он жег ее. Во мраке ночиНад нею прямо он сверкал,Неотразимый, как кинжал.Увы! злой дух торжествовал!Смертельный яд его лобзаньяМгновенно в грудь ее проник.Мучительный, ужасный крикНочное возмутил молчанье.В нем было все: любовь, страданье.Упрек с последнею мольбойИ безнадежное прощанье —Прощанье с жизнью молодой …Улыбка странная застыла,Мелькнувши по ее устам.О многом грустном говорилаОна внимательным глазам:В ней было хладное презреньеДуши, готовой отцвести,Последней мысли выраженье,Земле беззвучное прости.Напрасный отблеск жизни прежней,Она была еще мертвей,Еще для сердца безнадежнейНавек угаснувших очей... "Как пери спящая мила,Она в гробу своем лежала,Билей и чище покрывалаБыл томный цвет ее чела.Навек опущены ресницы...Но кто б, о небо, не сказал,Что взор под ними лишь дремал,И, чудный, только ожидалИль поцелуя, иль деницы..." "В пространстве синего эфира,Один из ангелов святых,Летел на крыльях золотых,И душу грешную от мираОн нес в объятиях своих.И сладкой речью упованьяЕе сомненья разгонял,И след проступка и страданьяС нее слезами он смывал.Издалека уж звуки раяК ним доносилися - как вдругСвободный путь пересекая,Взвился из бездны адский дух." И Ангел строгими очамиНа искусителя взглянулИ, радостно взмахнув крылами,В сиянье неба потонул.И проклял Демон побежденныйМечты безумные свои,И вновь остался он, надменный,Один, как прежде, во вселеннойБез упованья и любви!.. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла. И самым жестоким обвинением против Творца является земля: Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить. Мятежный Демон и гордый Мцыри - эти лермонтовские герои, наделенные непреклонной волей и сильными страстями, стали символическим выражением неодолимого стремления человека к свободе. В поэме “Демон” заложен огромный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. Передовые люди 30-х годов XIX века страстно искали истину, резко критиковали самодержавно-крепостническую действительность. Черты таких страдальцев-бунтарей Лермонтов и отразил в образе Демона. Это бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Демон рвется к людям и презирает их. Демон не может освободиться от отравившего его зла и не виновен в нем.