М.Ю.Лермонтов Демон (9 класс)


Тема: М.Ю.Лермонтов «Демон»
Цель: Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся
понять образ Демона в творчестве поэта
Задачи: 1) обучить интерпретации поэтического текста;
2) развивать навыки вдумчивого, внимательного чтения;
3) воспитывать нравственно – духовные ценности.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя
Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.
В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.
Образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным».
3. Анализ поэмы
1. Сообщение учащегося о поэме «Демон»
2. Работа над образом главного героя.
- Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»? Найдите
описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против»,
относящиеся к характеристике Демона.
- Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного
начала, добра и зла, ангельского или сатанинского заложено в
характере, поступках героя?
Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом.
Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в
другом в разных обстоятельствах.
- Докажите выше изложенную мысль примерами текста.
- Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из
текста.
Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит
вокруг.
4. Работа по группам. Образ Тамары.
- С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее
портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.
Вывод: 1) Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине
применяется эпитет «божественная»,который не только
характеризует ее очаровательную внешность, но и
противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.
Будущее Тамары не безоблачно, она станет женой рабыней, войдет в
чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря
свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не
может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в
монастырь, чтобы там обрести покой.
- Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
- Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало
красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть
между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.
- Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
- Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона,
предать им вес, использует автор?
- Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?
5. Творческая работа.
1) Может ли Демон обрести гармонию? Почему?
2) Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?
6. Итог урока
- Что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?
И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
Вывод: Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной
землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам.
Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он
видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и
ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен
подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…
Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а
его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать
добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами,
готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!... Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что
даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти
противоречия заложены в самой жизни. Человек получает
способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой
демон.
Демон – это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и
небом, молитвами и проклятьями.