Статья Особенности организации учебного процесса в рамках обновления содержания образования


Особенности организации учебного процесса в рамках обновления содержания образования.
Первый звонок в этом году возвестил о начале образовательной реформы в Казахстане: с этого дня школы республики перешли на новый образовательный стандарт, принятый в большинстве передовых стран мира, – 12-летнее обучение.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание школьного образования. Принят Государственный стандарт начального образования. Осуществляется полномасштабная трансляция опыта НИШ. Новая интегрированная образовательная программа ориентирована на развитие способностей детей применять знания и умения в реальной практике. Обозначены 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Но суть реформы, конечно же, гораздо глубже. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, вырабатывающей у ребенка желание самому искать дополнительную информацию и, тем самым, развиваться самостоятельно.
1 ступень среднего общего образования (1-4 классы).
Возраст начала обучения -- 6 лет.  Продолжительность обучения - 4 года.
Основное назначение 1 ступени - создание педагогической среды для сотрудничества ученика и учителя, как равноправных субъектов образовательного процесса, в ходе которого учитель оказывает педагогическую поддержку ученику в раскрытии индивидуальности обучаемого и приобретении им возможностей к самореализации. В осмыслении знаний об окружающей действительности и формировании желания и умения учиться, т.е. создании подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения. В формировании у младших школьников целостной учебной деятельности.
Учитель руководствуется следующими целями:
- организация учебного процесса с учетом целей образовательной
области;
- конструирование учебного процесса с ориентацией на решение задач
обучения, воспитания и развития;
- регулирование деятельности обучающихся по усвоению учебного
материала, направленного на самостоятельное приобретение субъективно
новых знаний и умений;
- создание условий для организации развития обучающихся,
удовлетворения их образовательных запросов/потребностей;
- обеспечение условий для стимулирования положительных эмоций
обучающихся от достигнутых результатов, от постижения ценностного смысла приобретаемых знаний, умений и навыков;
- расширение образовательного пространства обучающихся;
- оценка текущих результатов для своевременной коррекции обучения.
При этом ученик приобретает возможность удовлетворить интересы и тем
самым понять, осмыслить, принять окружающую действительность и
успешно достичь планируемых результатов – целей учения (деятельность ученика):
- мотивация к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию;
- самоорганизация и самоуправление учебной деятельностью;
- усвоение знаний, умений и навыков учебного предмета;
- освоение ключевых и предметных компетенций;
- построение индивидуальной траектории обучения в соответствии со
своими интересами;
- использование возможностей информационных средств обучения,
учебников и учебно -методических комплексов, программных средств;
- самооценка и самокоррекция результатов деятельности.
В школах Казахстана планируется переход на трехъязычное обучение, поэтому в Типовом учебном плане начального образования увеличено количество часов, отводимых на изучение английского языка - это станет подготовительной работой. Национальной академией образования им. И. Алтынсарина разработаны программы дополнительного образования школьников на трех языках и программа внеклассной работы по предметам, которые планируется изучать на английском языке.
Изменилось содержание учебных предметов в сторону обновления учебного материала в соответствии с изменениями окружающего мира и современными достижениями наук. В школьную практику начального обучения введен такой предмет как естествознание - введение в науку.
Основным критерием отбора педагогических технологий, для организации учебного процесса, является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функция педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности обучающихся.
Современный учебник, это составная часть информационно-методической среды учебного процесса. Учебник обеспечивает эмоционально- ценностное, социально-личностное и эстетическое развитие учащихся в ходе обучения. Рациональное сочетание информационной части учебника с аппаратом организации усвоения материала предоставляет ученику возможность выбора средств для выстраивания деятельности по самостоятельному познанию и самообразованию. Учебник способствует не только обучению, но и проверке уровня усвоения знаний, умений, навыков и компетенций, способствует построению учебного процесса на основе педагогической технологии. Содержание новых учебников призвано обеспечить критическое осмысление места и роли предмета в общем содержании образования в школе, а цели и задачи курса соотносятся с современными требованиями к образованию.
Особое внимание уделено изменению  системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь.
Оценивание должно соответствовать следующим принципам:
- валидности,
- систематичности,
- последовательности,
- объективности,
- прозрачности,
- рекомендованности,
- достоверности.
Оценивание в школе проводится на основе критериев.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на соотнесении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Это даёт возможность понять:
- на какой стадии обучения учащийся находится,
- куда он стремится в своём обучении,
- что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов обучения.
Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий оценки: формативной и суммативной.
Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником, учителем и родителями и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. Оно:
- является неотъемлемой частью процесса обучения;
- оценивает через использование разнообразных методов;
- содержит информацию о качестве обучения;
- должно вырабатывать у учащихся способность правильной самооценки и желание постоянно улучшать результаты учёбы;
- направлено на конечный результат  обучения;           
- выявляет возможности каждого ученика, а не его недочёты;
- информирует участников процесса обучения о том, что и как необходимо изменить в преподавании, в обучении;
- способствует сотрудничеству учителей и учащихся через конструктивную обратную связь;
- выявляет значимость обучения;
- свидетельствует об успехах и об оптимизации учебного процесса.
Суммативное оценивание проводится для оценки уровня усвоения содержания учебной программы в виде баллов:- после изучения каждого раздела учебной программы
(суммативное оценивание за разделы);
- в конце четверти (суммативное оценивание за четверть).
Баллы суммативного оценивания накапливаются и переводятся в четвертную оценку в конце четверти и в годовую оценку по завершении учебного года. Для этого используется следующая шкала:
Процентное содержание баллов суммативного оценивания Показатель оценивания Оценка
0% Не аттестован «1»
1% - 20% Неудовлетворительно «2»
21% - 50% Удовлетворительно «3»
51% - 80% Хорошо «4»
81% - 100% отлично «5»
Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает  способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти.
В целом система организации учебного процесса в казахстанских школах должена способствовать решению задач развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.
Использованные источники:
www.strategy2050.kz;
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo.
Концепция 12- летнего среднего образования Республики Казахстан.
Инструктивно – методическое письмо на 2016-2017 учебный год.