Урок литературы В.Т.Твардовский.Жизнь и творчество


Тема урока: «А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.
Оборудование : Компьютер с проектором, слайдовая презентация, карточки.
Предварительная подготовка: сообщения учащихся
Цель урока: выявление особенностей конкретного- исторического подхода к изображению войны, качеств характера главного героя поэмы, антивоенной направленности произведения
Задачи:
- обучающие: познакомить с сюжетом и героями поэмы «Василий Теркин»; раскрыть её замысел, народно-поэтическую основу; систематизировать литературоведческие понятия.
- развивающие: развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, умение анализировать и выделять главное и существенное; развивать навыки выразительного чтения с учётом жанровой специфики поэмы.
- воспитательные: формировать нравственно-эстетические представления в процессе выявления особенностей конкретного-исторического подхода к изображению войны
Ход урока
1.Организационный момент:
Приветствие; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.
Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже знакомо.
– С чем оно ассоциируется в вашем сознании? Какие произведения этого поэта вы уже читали?
Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)
2. Знакомство с личностью Твардовского (сообщение групп)
1)Биография А. Т. Твардовского (1-я группа). ( Слайды №1-3)
Поэт родился 8 (21) июня 1910 года в крестьянской семье. Для формирования его личности имела большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», — писал Твардовский. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Некрасова. Рано начал сочинять. «Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения... я отчётливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... и лада, и ряда, и музыки, — желание родить их на свет — и немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».
Трифон Гордеевич мечтал дать детям хорошее образование. Для этого в 1918 году был привезён из Смоленска репетитор гимназист 8-го класса, а потом Твардовского и его старшего брата отдали учиться в школу. Александр был записан сразу во 2 класс. Учёба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей».
19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь А.Т. Твардовского.
В 1932—1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.
А между тем жизнь внесла свои коррективы в творческие планы поэта. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». В снегах Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Отечественную, ставшего как бы вторым «я» поэта, — Василия Тёркина.
2). Творческий путь поэта. (2-я группа). (Слайд №4)
Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).
О годы юности немилой, ее жестоких передряг.
То был отец, то вдруг он - враг.
А мать? Но сказано: два мира, и ничего
О матерях...
В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.
После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, написанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце лежит ответственность перед погибшими.
Поэмы «За далью — даль», и «По праву памяти» содержат лирическую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью — даль» является путешествие поэта в поезде «Москва — Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии большевиков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запрещена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.
С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и делает его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает многих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «богатырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поколение». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет — немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечататься в «Новом мире» считалось за великую честь.
«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновления общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».
Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним — прозы Солженицына. А потом — целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардовский сыграл блестящую роль.
Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.
3) А.Т.Твардовский в Валуйках. 3-я группы(Слайд№5)
С 17 октября 1941 года по июль 1942 года в городах Валуйки и Воронеж попеременно размещался штаб Юго-Западного фронта. При политуправлении находилась ежедневная газета «Красная Армия», в которой работали видные советские писатели и поэты. В Валуйках редакция газеты размещалась в доме №4 по улице Толстого. Специальным корреспондентом газеты с первого дня войны был Александр Трифонович Твардовский.
Более шести месяцев по нашим местам проходил его боевой путь.
Многие строки из «Василия Теркина» были впервые опубликованы в Валуйках, во фронтовой газете «Красная Армия»
Жительница г. Валуйки А.Тыновская вспоминает: «На Белгородчине хорошо помнят военного корреспондента А.Твардовского. Помню его и я. Мне было 14 лет. Я училась в 8 классе. Запомнился его приезд: в середине унылого октябрьского дня они втроем пытались вытащить застрявшую по кузов машину на нашей раскисшей улице. Пришли они к нам, промокшие, измученные долгой дорогой. И рассказали, что отступали сначала до Киева, потом был Харьков, и вот теперь Валуйки. Мама и я помогли им просушить одежду, отогреться и вечером ушли к маминой подруге, оставив дом в их полном распоряжении. Затем у нас в доме разместилась и редакция газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Я хорошо помню обстановку, атмосферу редакции, журналистов. Твардовский постоянно на 2-3 дня уезжал на передовую и привозил новые строчки будущего Теркина. Помню, как вычитывались гранки со стихами из Теркина. Они печатались по 1-2 четверостишия в газете без имени автора и заглавия. Мне говорили, что эти строки – часть большого замысла поэта, замысла с большим будущим. Но в то время в моем сознании не укладывалось, что такие простые строчки любят, их продолжения ждут на фронте и этот скромный, обыденный человек вызывает такое окружение окружающих. Мне запомнился и молоденький красноармеец, сбивший из винтовки фашистский бомбардировщик. Его наградили орденом. А затем пригласили в редакцию, возможно, и этот эпизод вошел в главу «Теркина» под названием «Кто стрелял?».
Слово учителя:
- Нам особенно дорого это произведение, потому что многие из этих строк были впервые опубликованы в Валуйках, во фронтовой газете «Красная Армия»
3.Работа над поэмой «Василий Тёркин»:
а) работа с эпиграфом:
«Тёркин» был для меня… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.» (А.Т.Твардовский) (Слайд№6)
- Что дало возможность сказать автору, что поэма, традиционно лироэпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней?
б) чтение учителем композиции «Солдат и автор» (по поэме «Василий Теркин»
в) обсуждение прочитанного:
- Как объясняет поэт, что побудило его написать поэму о Василии Тёркине?
- Что говорит автор о своём отношении к герою? Чем он близок ему, чем отличается?
- Как Твардовский оценил свою работу?
Кому посвящалось это произведение?
- Что говорится об особенностях жанра «Книги про бойца»?
4.Работа по группам над статьёй «Как был написан «Василий Тёркин» ( тексты на столе, вопросы выведены на экран) (Слайд№7)
1-я группа
- Расскажите о прототипе героя поэмы Василии Тёркине.
2-я группа
- Каковы особенности композиции поэмы? Чем они объясняются?
3-я группа
- Как встретили книгу Твардовского читатели?
4-я группа
- В чём видел поэт значение своей книги для себя?
Составление тезисов:
1) «Тёркин — лицо вымышленное… плод воображения, создание фантазии».
2) «Принцип композиции и стиля — стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы», так как читатель мог быть и незнаком с предыдущими главами, «мог и не дождаться следующей главы; он был там, где и герой, — на войне».
3) «Работа моя встречена хорошо!»
4) Книга «дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение полезности труда».
5.Физкультминутка.
6.Словарная работа. (Слайд№8)
Раёшник, раёшный стих.
Лубочная литература
Лирика. Эпос. Поэма
На столах карточки с определениями. Подобрать данные определения к словарным словам
– фольклорный стих, сопровождающий, в частности, представление райка. Количество слогов и расположение ударений в нём свободно. Ритм основан на смежной рифмовке строк.
Носит обычно юмористический, прибауточный характер. Обр. от слова РАЁК – ящик с двумя отверстиями, снабжённый увеличительным стеклом для демонстрации различных картинок. Показ сопровождается рассказом часто юмористического характера.
– развилась из пояснительных текстов к картинкам, рисовавшимся первоначально на лубках (липовой доске). Это были дешёвые книжки, рассчитанные на широкое распространение.
– один из трёх основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. Предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств. Выраженное в лирике состояние характера приобретает приметы художественного образа. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка – стихотворную речь.
– термин применяется в различных значениях. 1) Эпическая поэзия. Воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность в её объективной сущности, в объективном ходе событий. 2) Большое стихотворное произведение иногда называется эпопеей. 3) Эпос народный – героические эпопеи и песни, имеет общефольклорные и общеэпические черты. Народному эпосу свойственны развитая внешняя сюжетность и драматизм, т.к. его основой чаще всего служит бой, поединок с врагом, заканчивающийся победой героя. Эпос изображает героев «лучшими» (Аристотель). Герой такого эпоса – богатырь, воин, в котором воплощаются лучшие черты народного характера.

-- большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.
7.Чтение учениками главы «От автора»
8.Аналитическая беседа по главе «От автора»
—Какое место с точки зрения композиции произведения занимает эта глава? (Это вступление.)
—Каковы функции вступления? Как они реализованы в главе «От автора»? (Автор знакомит читателей со временем действия и главным героем.) Почему не названо конкретное место действия?
(Оно меняется, т. к. армия то отступает, то освобождает от фашистов свою территорию.)
—Без чего, по мнению автора, нельзя прожить на войне? Какую иерархию ценностей выстраивает поэт? (Вода — еда — правда.)
—О какой правде идет речь? (Правда о боевых действиях, о настрое солдат, о тяжелом положении армии.)
—Какая интонация преобладает в этой главе? Вас не удивляет, что про кровавую войну автор пишет местами задорно и весело, легким поэтическим словом, использует приподнятые, бодрые интонации? Почему не строго и пафосно, не торжественно и печально пишет Твардовский? В чем поэт видит свою задачу как писателя во время войны? (Не только рассказать правду о войне, но и поднять дух солдат, развлечь, помочь отдохнуть от того, что они видят и слышат каждую секунду.)
—Почему автор подчеркивает, что поэма «без начала, без конца»?
Как автор сам объясняет такую характеристику?
—Можно ли читать поэму с любой части и в любом порядке? Почему каждая глава — относительно законченная часть? (Она создавалась и публиковалась по частям, на передовую газеты доходили нерегулярно, поэтому армейцы могли читать и не по порядку. Единый сюжет — человек на войне, а каждая глава имеет свой сюжет, раскрывает небольшой эпизод военной жизни.) Что Твардовской имел в виду, говоря: «Дорог Теркин на войне»?
9.Рефлексия (Слайд №10)
На уроке мне было…
Я узнал, что...
Я хотел бы...
10. Домашнее задание:
(Слайд №11)
1) чтение и анализ глав «На привале», «Переправа», подготовить отрывки для выразительного чтения отдельных глав или их фрагментов.
2) Слабым ученикам: письменная характеристика главного героя по плану (по изученным материалам)
3) Индивидуальные сообщения и презентации по темам 2-ого урока.
Используемая литература:
1.Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 8 класс. – М.:ВАКО, 2007.
2.Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М., 1998.
3.Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М., 1989.
4.Турьянская Б.И. Литература в 8 классе «Урок за уроком »- М. «Русское слово», 2000.
5.«Валуйская звезда» №73, 2005г.