Конспект логопедического занятия Словесное дерево (для детей старшего дошкольного возраста)


Конспект группового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Словесное дерево
Цель: знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова.
Задачи:
уточнение, расширение  и активизация  словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
учить подбирать  однокоренные слова;
находить слова-корни;
воспитание навыков самостоятельности, инициативности  и сотрудничества.
Оборудование: сказка, предметные картинки к упражнению № 3, два дерева.- Ребята, сегодня я прочитаю вам сказку «Под грибом» переделанную по Сутееву.
Под грибом.
Однажды был сильный ДОЖДЬ. Некуда муравью спрятаться. Увидел муравей на поляне маленький грибок, добежал до него и спрятался под шляпкой. Сидит под грибом и ДОЖДЬ пережидает. А ДОЖДЬ идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая бабочка.
- Муравей, муравей, пусти меня под грибок. Промокла я, летать не могу.
- Пущу, только ты сначала скажи, как называется такая погода?
- ДОЖДЛЯВАЯ.
- Нет, подумай ещё.
-ДОЖДЛИВАЯ погода.
- А что ещё может быть ДОЖДЛИВЫМ?
- ДОЖДЛИВЫЙ день, ДОЖДЛИВОЕ лето, ДОЖДЛИВАЯ осень.
-Ну, ладно, в тесноте, не в обиде. Иди ко мне под грибок.
А ДОЖДЬ всё сильнее и сильнее. Бежит мимо мышка:
- Пустите меня под грибок. Вода с меня так ручьём и льёт.
- Пустим, только сначала скажи, как сегодня на улице?
-ДОЖДИЛЬНО.
- Неправильно говоришь. Думай скорее, а то промокнешь до нитки.
- ДОЖДЛЯВО, а, может быть, ДОЖДЛИВО?
- ДОЖДЛИВО, - исправляет муравей.
Потеснились, пустили мышку под гриб. А ДОЖДЬ всё льёт и не перестаёт. Мимо воробей скачет и плачет:
- Намокли пёрышки, устали крылышки. Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, ДОЖДЯК переждать.
- Нам и самим тут тесно, да и к тому же ты неправильно говоришь.
- А как же надо?
- ДОЖДИК переждать. Ну ладно, потеснимся.
Пустили воробья под гриб: в тесноте, да не в обиде. А тут и заяц на полянку выскочил, гриб увидал.
- Спрячьте, - кричит, - спасите, за мной лиса гонится. ДОЖДИЛЬНИКА нет, промок весь.
- Не ДОЖДИЛЬНИКА, а ДОЖДЕВИКА, - заметил мудрый муравей, - пожалеем тебя, спрячем от лисы.
Только спрятали зайца, лиса подбегает.
- Зайца не видели?- спрашивает.
- Видели, скажем, куда он побежал, если ответишь, как можно назвать сильный ДОЖДЬ?
- ДОЖДЯК.
- А вот и не правильно, не угадала – ДОЖДИЩЕ. Беги, сама ищи зайца.
К тому времени ДОЖДИНКИ реже, реже и реже. И ДОЖДЬ кончился. Выскочили все на полянку из-под гриба. Муравей задумался:
- Как же так? Мне одному тесно было, а тут впятером поместились.
- Ква-ха-ха, - засмеялась лягушка, - и так всё ясно!
Спрыгнула со шляпки гриба и ускакала. Посмотрели все на гриб – а гриб-то…..
Догадались? – ВЫРОС!
– Ребята, вы сейчас прослушали сказку, скажите, заметили ли вы, что в этой сказке было несколько слов похожих по звучанию друг на друга, как родственники в одной семье? Что это за слова? (ДОЖДЬ, ДОЖДЛИВАЯ погода – это когда идёт дождь, ДОЖДЛИВО на улице, ДОЖДИК – маленький или ласково, ДОЖДИЩЕ – наоборот сильный дождь, ДОЖДИНКИ – капельки дождя, ДОЖДЕВИК – клеёнчатая накидка, защищающая от дождя). Все эти слова – родственники произошли от одного слова – корня. Сначала было слово-корень и постепенно из него вырастало дерево с новыми словами и это слово-корень прячется во всех словах-родственниках. Назовите ещё раз эти слова и прислушайтесь.
– А вы хотите попробовать вырастить словесные деревья? Мы с вами вырастим дерево из слова-корня ЛИСА и из слова-корня ЛИСТ. Для этого подойдите к столу, на нём лежат карточки с картинками, мы будем брать по одной, называть картинку и определять на каком дереве выросло это слово, от какого слова-корня оно произошло? (работа детей ЛИСА – ЛИСЁНОК, ЛИСЯТА, ЛИСЫ, ЛИСИЙ хвост; ЛИСТ – ЛИСТИКИ, ЛИСТИК, ЛИСТОПАД, ЛИСТВЕННИЦА). Назвать ещё раз слова-родственники.
Прочесть стихотворение В. Измайлова «Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он просто словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много разных слов.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Разминка. Сейчас я буду называть вам слова, а вы если услышите слова-родственники слову ДОМ – приседаете, если слова-родственники слову ДЫМ – поднимаетесь на носочки.
ДОМИК – ДЫМИЩЕ – ДЫМОХОД – ДОМОСЕД – ДОМА – ДЫМЧАТЫЙ – ДОМАШНИЙ – ДЫМИТ – ДЫМОК – ДОМОВОЙ – ДОМИЩЕ – ДОМОВИТЫЙ – ДЫМОВОЙ – ДЫРКА.