Презентация по русской литературе на тему Мцыри- романтическое произведение


Мастерская «Изучение художественных текстов» Поэма «Мцыри» - романтическое произведение Цель: развитие компетенций учащихся при изучении и анализе текста в коллективной работе. Задачи: познакомить и проанализировать содержание поэмы; раскрыть образ главного героя поэмы, проанализировать исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя;развивать навыки анализа текста, характеристики героев;развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы над творчеством писателя;воспитывать ценностное отношение к жизни самостоятельность, чувство уважения к товарищам. Стандарт темы  знать   уметь компетенции Коммуникативная Информационная Компетентность разрешения проблем биографические сведения о писателе;сведения о творческой истории произведения;наизусть стихотворные произведения описывать героев произведения; пояснять идейно- нравственный смысл изученного произведения; анализировать и выявлять значение важнейших эпизодов;обнаруживать понимание их взаимосвязей Оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации; работает с вопросами, заданными в развитие темы; воспринимает требуемое содержание информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа) Извлекает информацию по заданному вопросу из художественной литературы; обрабатывает информации при помощи схемы- кластера, диаграммы Венна, дискуссионной карты Умеет ставить цель; самостоятельно определяет характеристики планируемого продукта; называет трудности с которыми столкнулся. Эпиграф: «Читайте «Мцыри», чтобы узнать эту пламенную душу, которая рвется из своих оков, которая готова стать диким зверем, змеей, чтобы только быть свободным...» А.И. Герцен Эпиграф: ...что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В.Г. Белинский I Индукция Блиц- опрос по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова Мозговой штурм М.Ю. Лермонтов родился ... (в 1814 году) Кто родители поэта? (Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов, мать - Мария Михайловна) Где прошло его детство? (На Кавказе, в Тарханах в имении бабушки Арсеньевой) В каком возрасте написал первые стихи? (в 14 лет) Каким был в жизни М.Ю. Лермонтов? (строгий, благородный, застенчивый, грустный, мечтательный) Какими иностранными языками владел поэт? (французский, немецкий, английский, читал слова по латыни) Кому посвящено стихотворение "Смерть поэта"? (А.С. Пушкину) Как погиб поэт? (на дуэли) В каком году умер М.Лермонтов? (1841 году) Где похоронили поэта? (на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска") Творчество Лермонтова тесно связано с общими проблемами развития русской и мировой литературы первой половины 19 века. Ведущим является романтический метод изображения действительности. Для русского романтизма характерен повышенный интерес к судьбе и нравам отдельной личности. Для своего творчества Лермонтов избрал образы молодежи начала века. Правила №1 «Слушать внимательно, думать старательно, четко и грамотно говорить- аудиторию покорить».№2 «Чтобы не ошибиться в самооценке, правую руку – на сердце» II Самоконструкция Какие ассоциации возникают? (составление кластера) СЧАСТЬЕ Задание На основе предложенных вами ассоциаций напишите эссе «Что значит для вас счастье?» время – 5 минут Вывод Счастье –чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Знакомство с текстом III Социоконструкция раскрыть образ главного героя поэмы, понять ощущения счастья у Мцыри, проанализировать исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. В каких пространствах живет Мцыри? (составить диаграмму Венн) Составьте дискуссионную карту. Нет, не стоило Дискуссионный вопрос Да, стоило 1.Только намучился и ничего не добился2.Нужно было смириться и попробовать найти себя в сложившихся условиях3.Для чего нужно было убегать, если у него дома никого не осталось4.Он даже не знал, куда бежать Стоило ли ради 3 дней жертвовать своей жизнью? 1.В течении 3-х дней он был не Мцыри, а свободным человеком2.Человек не может жить без корней, без Родины, без отчего дома3.Всегда нужно стремиться изменить свою жизни к лучшему, а не плыть по течению4. ... Ты хочешь знать, что делал я наволе? – Жил!5. бой с барсом – это ли не гимн мужеству, сопротивлению обстоятельствам. IV. Разрыв Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»? А в чем их сходство? V. Афиширование Вывешивание работ учащихся на доске и ознакомление с ними.Обсуждение полученных в группе результатов.Ознакомление с нимиВыступление представителей групп Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины, на пассивное отношение к жизни. Такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования., приводила к мысли сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри. Поэма «Мцыри» знаменует этап выхода из традиционных романтических рамок в реальную жизнь. VI. Рефлексия. Написать свободное письмо по ключевым словам: отчий дом, Родина, счастье, свобода, жить, отец, мать. Время – 5 мин. Составить «Пятистишье» на тему «Мцыри» время – 5 минут VII. Оценивание VIII. Домашнее задание Выучить отрывок из поэмы “Мцыри”.