Конспект урока биологии Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом? (6 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 9







Урок биологии в 6 классе на тему:
«Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом?»









Подготовила
учитель биологии МБОУ ООШ № 9
Демиденко Виктория Сергеевна



Проведен: 20.09.2016г.


















Тема урока: «Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом?»

Цели и задачи урока:
-познакомить обучающихся с самой древней группой живых существ – бактериями;
- показать особенности строения, питания, размножения, распространения;
- познакомить с разнообразием форм бактерий;
- выявить отличительные черты бактерий от растений;
- раскрыть значение бактерий в природе и жизни человека;
- познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве;
- сформировать знания о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний и необходимости соблюдения гигиенических норм и правил в быту;
- вырабатывать умения работать с микроскопом;
- выполнять микроскопирование бактерий.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование:
-мультимедийная презентация к уроку;
- рабочая тетрадь к уроку для каждого ученика.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с самыми древними обитателями нашей планеты. С бактериями.
В результате изучения темы «Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом?»
вы должны знать:
- строение бактериальной клетки;
- формы бактерий;
- распространение бактерий на планете;
- способы питания бактерий;
- способы дыхания бактерий;
- способы существования бактерий в неблагоприятных условиях;
- значение бактерий в природе и жизни человека.

Вступительная беседа.
Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать, ни ползать – ничего живого не было на Земле, опаленной, темной, с ядовито- кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго еще планета была безжизненной и пустынной. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине- зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода.

Итак, они появились.. Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов.
- Где можно встретить бактерии?
В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105 С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км. , на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.
Бактерии прекрасно чувствуют себя в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме, не погибали в открытом космосе, помещенные на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все сферы жизни (водную, наземно-воздушную, почву, организмы других животных) и живут в организмах растений и животных.

Решение познавательных задач.
Изучение нового материала.
- Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в кабинете?
- Сколько бактерий находится в кабинете?
- Почему нельзя назвать их точное число?
(Они являются невидимыми, в связи с тем, что имеют микроскопическое строение)

1. Строение бактерий.
Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся с их строением.
Величина бактерий измеряется в микрометрах (мкм).
Снаружи многие бактерии одеты в капсулу. Она подобна домику чехлу. Можно растворить капсулу, но бактерия останется живой и отрастит себе новую. Она
Бактериальная клетка окружена плотной клеточной стенкой, благодаря которой она сохраняет постоянную форму. Прочность клеточной стенке придает муреин, который характерен только для бактерий и не встречается в растительных и животных клетках.
В цитоплазме располагается ядерное вещество, так как оформленного ядра у бактерий нет.
Поэтому бактерии относятся к Прокариотам (безъядерным). Эукариоты (определение ) – растения, животные, грибы.
Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/ мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20 – 30 км., а не 4-5 км.
(Задание в тетради №1. Подписать основные органоиды бактериальной клетки.

2.Дыхание бактерий.
Дыхание бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и есть бактерии, которым кислород воздуха не нужен (анаэробное).

3. Что и как «едят» бактерии?
Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не пошло бы в пищу тем или иным бактериям. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы.
Автотрофы питаются в процессе фотосинтеза (фототрофы). Только кислород в отличие от растений они не выделяют. Некоторые питаются малосъедобными веществами, как аммиак, соединения железа, серы. Они получают необходимую энергию, окисляя неорганические вещества (хемотрофы).
Заполните схему в тетради №5.
Физминутка
На горе стоит лесок (круговые движения руками) Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх) Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста Шли домой из далека (ходьба на месте) Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)


4. Размножение бактерий.

Размножаются простым делением надвое. Каждые 20 минут в благоприятных условиях количество бактерий удваивается. Если, например, в организм человека попала всего одна бактерия, то через 12 часов их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит.
- Как вы думаете почему?
Оказывается, большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.

5. Спорообразование.
В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой. Живые споры находили в вечной мерзлоте.
Их много в воздухе и в почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
Споры бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.
Заполните схему в рабочей тетради.

V. Закрепление изученного материала.
Тест.
Строение и жизнедеятельность бактерий

Вариант 1
Часть А. В задании А1-А5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Какая группа организмов самая древняя на нашей планете:
Грибы
Бактерии
Растения
Лишайники
А2.Как называются бактерии шаровидной формы:
Бациллы
Кокки
Вибрионы
Спириллы
А3. Где заключена наследственная информация бактерии:
В ядре
В ядрышке
В хромосоме
В вакуоли
А4. Наибольшее количество бактерий содержится в:
1) Воде
2) Воздухе
3) Почве
4) Горных породах
А5. Споры бактерий служат для:
1) Размножения
2) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях
3) Передвижения
4) Для размножения и передвижения

Часть С.
С1. Вставьте пропущенное слово. Закончите определение.
Бактерии – относительно просто устроенные микроорганизмы, состоящие из...

Вариант 2
Часть А. В задании А1-А5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Бактерии – это:
Одноклеточные организмы, имеющие ядро.
Одноклеточные организмы без ядра.
Клетка, имеющая ядро и вакуоль.
Клетки, имеющие пластиды.
А2.Как называются бактерии палочковидной формы:
Бациллы
Кокки
Вибрионы
спириллы
А3. Бактериальная клетка отличается от растительной:
Наличием цитоплазмы.
Наличием оболочки.
Отсутствием оформленного ядра.
Наличием вакуоли.
А4. Число бактерий в проветриваемом помещении:
1) Не изменяется
2) Увеличивается
3) Уменьшается
4) Сначала увеличивается, затем уменьшается
А5. Важную роль в накоплении кислорода на земле сыграли:
1) Цианобактерии
2) Бациллы
3) Спириллы
4) Вибрионы
Часть С.
С1.Закончите предложение.
Интенсивность размножения бактерий такова, что потомство одной бактерии за 5 суток заполнило бы все океаны и моря, однако в природе этого не происходит, так как...

VI. Подведение итогов урока.
А теперь давайте с вами вспомним вопросы, на которые мы попытались с вами дать сегодня ответы.
Ответ:
А) большая скорость размножения в благоприятных условиях.
Б) образование спор как способ переживания неблагоприятных условий
В) жизнь без бактерий на Земле не возможна
Бактерии явились первыми земледельцами, сыграли ключевую роль в создании почвы и дали возможность растениям и животным освоить сушу.
Бактерии разлагают органические вещества до минеральных, способствуя круговороту веществ.
Домашнее задание: Ознакомится с материалом учебника п.2 «Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом».
2.Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить устное сообщение «Роль бактерий в круговороте веществ»;
б) устное сообщение «Бактерии и продукты питания»;
в) сообщение «Бактерии возбудители многих болезней»;
г) сообщение «Бактерии помощники».