Образ лермонтовского Демона в искусстве XX и XXI веков


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Заводская средняя общеобразовательная школа
Образ лермонтовского Демона
в искусстве XX и XXI веков
Реферат по литературе
выполнила
Солодовникова Алина,
ученица 8 «А» класса,
руководитель
Алабушева Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
п. Пригородный
2014
Введение
Каждый заново для себя открывает Лермонтова.
Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен,
что эти открытия будут продолжаться без конца.
С.С.Наровчатов
Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший поэт «золотого века» русской поэзии, в творчестве которого отразились основные черты эпохи, страстная, мятущаяся, наполненная противоречиями человеческая натура, вечное томление человеческого духа. В нынешнем году исполняется 200 лет со дня его рождения, что во много определяет актуальность данного проекта. 
«Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин, - признавался на склоне лет И. Бунин. - Нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати шести лет».
Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В уме моем. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!..
Он не успел допеть свою песнь, сказать свое последнее слово. Но с годами все слышнее его голос.
Если с Пушкиным мы знакомимся очень рано, он приходит к нам со сказками, то понимание Лермонтова наступает гораздо позднее.
Читая его произведения, ощущаешь в себе удивительное чувство сопричастности: где-то радуешься происходящему, где-то огорчаешься вместе с самим автором, но такие чувства могут возникнуть, если только читатель проник в саму суть произведения, погрузился в мир автора полностью и без остатка. Именно такие чувства я испытала, когда читала поэму М.Ю.Лермонтова «Демон»…
В мировом искусстве есть темы и образы, которые волновали людей на протяжении многих веков и будут волновать всегда. Одна из таких вечных тем - бесконечный поединок добра со злом, выражающийся в противостоянии Бога и Сатаны. Величайшие мастера искусства размышляли в своих произведениях о причинах и сути этого противоборства, бились над вопросами: вечно ли зло? как его победить? где брать силы, чтобы избежать искушений?
Образ Демона волновал М. Ю. Лермонтова с юного возраста и не покидал его на протяжении всей творческой жизни. Еще в стенах Московского Благородного пансиона в 14 лет поэт стал делать наброски произведения о Демоне. Более десяти лет отдал Лермонтов работе над поэмой, но при его жизни она так и не была напечатана.
Творческий процесс был мучителен. Менялся не раз жанровый замысел: ранние стихотворные наброски перемежаются заметками, свидетельствующими о колебаниях автора между лироэпическим повествованием, прозой или сатирической повестью в стихах о приключениях злого духа. От редакции к редакции изменялись место действия и характер героя. И лишь к последнему варианту 1839 года окончательно определился замысел, идейное зерно которого высказалось в первой строке поэмы: «Печальный Демон, дух изгнанья...» Но даже и эту редакцию произведения Лермонтов не считал окончательно завершенной: уж слишком необъятен и могуч образ Демона, который слишком много зла приносит человечеству. Поэтому Лермонтов и восклицал в стихотворении «Мой демон»:
И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня... 
В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.Ю.Лермонтова, а также в творчестве художников, композиторов, режиссеров-постановщиков, отдавших дань памяти великому поэту.
В ходе исследования перед собой я ставила цель – сделать сравнительный анализ творческих особенностей М.Ю.Лермонтова и талантливых людей, прикоснувшихся к его поэме «Демон». В ходе работы были выполнены следующие задачи:
изучение истории создания поэмы М.Лермонтова «Демон»;
изучение творчества художников разных эпох (с XIX по XXI век) в контексте заявленной темы; выявление значения темы «Демон» в творчестве этих художников;
сравнительный анализ произведений художников разных эпох;
изучение частотности обращения музыкантов к теме «Демон»;
сравнительный анализ постановок оперы А.Рубинштейна в течение трех веков (XIX-XXI вв.);
изучение и анализ обращения представителей современного искусства к поэме «Демон» (анимационный фильм, хореографическая постановка);
расширение рамок исследования природы творческого процесса через рассмотрение образа Демона в живописи и музыке.
Почему я выбрала именно эту тему?
Во-первых, меня переполняет желание показать, что творчество М.Лермонтова бессмертно, оно живет в веках, будоражит умы, дает почву для творчества, раскрывает новые грани личности великого поэта.
Во-вторых, мне захотелось соединить в одно целое литературу и мировую художественную культуру, так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Меня заинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусством слова, живописи и музыки можно раскрыть одну тему.
В-третьих, демоническая тема вызывала страх в моей душе и была для меня некой тайной. И захотелось понять природу этих чувств. Наверное, пришло время покончить со страхом, идущим от незнания, и насладиться великим искусством.
Выдающиеся произведения искусства имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Все творчество М.Ю.Лермонтова и в частности его поэма «Демон» относятся именно к таковым.
Каким видится образ М. Ю. Лермонтова в зеркале множества эпох, прошедших со дня его трагической гибели? В книге воспоминаний «На берегах Невы» Ирина Одоевцева приводит следующее высказывание известного русского поэта Николая Гумилева: «Сколько трудов о Пушкине и как их мало о Лермонтове. Даже не существует термина для изучающих Лермонтова. Пушкинисты – да, но лермонтовисты – звучит странно. Лермонтовистов нет, и науки о Лермонтове еще нет, хотя давно пора понять, что Лермонтов в русской поэзии явление не меньшее, а в прозе несравненно большее. Вы удивлены? Я этого еще никогда не говорил вам? Да. Не говорил. И вряд ли когда-нибудь скажу или напишу в статье. И все же это мое глубокое, искреннее убеждение»1
Одоевцева И. «На берегах Невы».Ленинград.1981.
Основная часть
1. Образ Демона в изобразительном искусстве.

1.1. Демон М. Лермонтова.
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.
М.Лермонтов. «Демон»
В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме «Демон» как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Без иллюстраций Врубеля цель художественного издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, стереотипными, они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов, Поленов, Шишкин, являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, а не иллюстрациями к его поэзии и прозе. Между тем критики больше всех поносили именно Врубеля за «непонимание Лермонтова», за безграмотность и неумение рисовать. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников и ценителей понимали значение этих рисунков Врубеля, их адекватность произведениям поэта. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.
Демон в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон - не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям – вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение». Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродиться, избавиться от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.

1.2. Демон М. Врубеля

Демон у М.Врубеля в картине "Демон сидящий" - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом властный. Художник творил субстанцию психологически сложную и "неосязательную", дразнящую своей неопределенностью. Зритель отождествлял его героя в первую очередь с библейским дьяволом и его литературными вариациями (в том числе и лермонтовскими). Художник обращается к образу "светлого" Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность: бесплотный одухотворённый лик и могучее тело, подобное сияющему в закатных лучах огромному камню. Дух кажется закованным в тело и жаждет освободиться от оков.
Трагические жизненные пути и Лермонтова, и Врубеля постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров. Для Михаила Врубеля дистанция между его демоном и героем Лермонтова была очевидной, зритель же принципиальной разницы между ними не улавливает. При всей субъективности характера героя, которая подчёркивалась автором полотна, образ всё же резонирует лермонтовскому аналогу: "Он был похож на вечер ясный - ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет".
В 1885 году к «Демону» обратился М.А. Врубель, и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Три полотна — «Демон сидящий» (1890г.), «Демон летящий» (1900г.) и «Демон поверженный» (1901—02гг.) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890—91гг.), по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.
См.приложение

1.3. Иллюстраторы поэмы М.Лермонтова

Кто еще из художников осмелился обратиться в своем творчестве к теме Демона?
Великое наследие Лермонтова стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века. Значительный след в книжной иллюстрации XIX века оставили работы М.А. Зичи, И.Е. Репина, Л.О. Пастернака, И.И. Шишкина и других. До сих пор остаются непревзойденными по остроте психологической характеристики действующих лиц и глубокому драматизму образов иллюстрации М.А. Врубеля.
 Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совместно с Лагорио и Шарлеманем). В 1879 он получил от издательства Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона», а потом и собрание сочинений Лермонтова. Оба издания не осуществились. Художник выполнил 2 сюиты рисунков к «Демону» и несколько станковых акварелей. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). Особенно проявились эти черты в акварелях Зичи, но именно они в то время имели большой успех. В 1891 «Демон» с иллюстрациями Зичи был издан в Тифлисе. 
«Единственный образ Демона, который заявлял право на существование до Врубеля, был Демон Зичи. Именно с этим образом, широко распространенным в копиях, гравюрах, репродукциях, пришлось бороться Врубелю. Зичи нельзя отказать в мастерстве рисунка, во внимании к теме. Он понимал, что иллюстрирует романтического поэта, и сам романтизировал свой карандаш и свою кисть.
Но этот карандаш, изящно самоуверенный, и эта кисть, изощрившаяся в акварелях-мадригалах на придворные темы, оказались бессильными перед Демоном. Зичи мастерски работал над «романтической поэмой» вообще, но
Бури шумные природыИ бури тайные страстей,
скрытые в заветном произведении Лермонтова, были совершенно чужды ему. Ни философская глубина, ни трагическая действенность поэмы Лермонтова,
ни ее глубокий автобиографический смысл не были доступны придворному художнику. Он иллюстрировал романтический сценарий «Демона» и сделал это успешно, но автором этого сценария мог быть Подолинский или любой поэт-романтик 30-х годов. Мятежная лира Лермонтова не нашла своего отображения»1.
В 1863 А. Д. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара»; место хранения неизвестно).
В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» (Серпуховский художественный музей; см. Пахомов (2), с. 292); в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости». 
В 1898 художник В. К. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково — «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары»; роспись отмечена приторной «красивостью».
Над живописным решением образа Демона работал К.С. Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде; место хранения неизвестно; не воспроизводилась).
Все эти попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили (за исключением работ Врубеля) заметного следа в истории русского искусства.
« Очевидной стала ограниченность возможностей чисто жанровых решений «Демона» (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали философское и нравственное содержание этих произведений. Напротив, найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Лермонтова («Демон»). Значительных успехов
добился на этом пути Серов. В. А. Серов. <1890-е годы>. «Демон у монастыря». Бумага, наклеенная на картон, тушь, белила. 61.8 × 41.3 — № 64474. На изображении слева внизу чернилами: «Работа В. А. Серова. Удостоверяю О. Ф. Серова». На обороте наверху чернилами: «Удостоверяю работу моего отца В. А. Серова. О. В. Серова». (Из ИМЛИ в 1950 году.)1

1С. Дурылин. Врубель и Лермонтов. «Литературное наследство». М., т. 45—46, 1948, стр. 578.
«Осенью 1890 г. Серов с семьей переехал в Москву. Часто бывая в мамонтовской мастерской, он познакомился здесь с П. П. Кончаловским, принимавшим близкое участие в предпринятом фирмою Кушнерева иллюстрированном издании сочинений Лермонтова. Кончаловский, заручившийся уже согласием Репина, Сурикова, Врубеля, Коровина и других художников участвовать в этом издании, пригласил и Серова. Тот охотно согласился и усердно засел за рисунки, но вскоре убедился, что ему не хватает того специфического таланта, который необходим иллюстратору, но отсутствие которого нисколько не вредит хорошему портретисту. Его с трудом уговорили дать для издания несколько из сделанных рисунков, которые и были напечатаны. Сравнение отдельных рисунков ясно обнаруживает, что у Серова не было никакого определенного взгляда на иллюстрацию, и он не знал, каких приемов держаться. Временами чувствуется явное влияние Врубеля, а иногда неожиданно воскресает старая московская «рваная» манера, идущая от Репина»1.
Хочется отметить иллюстрации к поэме «Демон» художника В.А.Полякова. Ученик Пензенской рисовальной школы Макарова. В 1860 г. Академией Художеств удостоен звания свободного художника. Больше сведений о художнике, к сожалению, не смогли поведать ни одна из энциклопедий, ни такой все знающий в мире источник, как Интернет. Поэтому просто смотрим иллюстрации без каких-либо познаний о самом художнике. Хотя, конечно, жаль, рисунки довольно интересные. Исполнены они для двухтомного
полного собрания сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова 1900 года издания. В него вошли стихотворения поэта, поэмы и проза.
(см. приложение)
XX век дал ряд ярких имен иллюстраторов М.Ю. Лермонтова.
К его творчеству обратились в 1907 году С.Рожанковский («Демон и Тамара»), в 1914 году Е.Е.Лансере, создавший серию рисунков-виньеток (Змей, пронзенный мечом. Голова Демона. Пляшущая Тамара. Гудал. Тамара. Тамара с монахинями в церкви. Звездное небо.) Рисунки-виньетки выполнены к предполагавшемуся изданию поэмы „Демон“ с иллюстрациями Врубеля.
Наиболее значительны работы Билибина и Константинова. Мастер старшего поколения, Билибин продолжал традиции книжной графики начала XX в.; Константинов открывал перед искусством книжной иллюстрации новые перспективы, впоследствии развитые им в лермонтовском цикле, над которым он трудился четверть века.
Война помешала выходу мн. изданий; остались неопубликованными иллюстрации Клементьевой к «Демону» (Пляска Тамары. Тамара в келье. 1941.)
1И. Грабарь. «В. А. Серов». Жизнь и творчество. Издание Кнебеля, СПб., 1914, стр. 107—108.
Иллюстрирование произведений Лермонтова в 60-е гг. связано прежде всего с именем Ф. Д. Константинова. В эти годы появляются циклы его гравюр к «Демону» (1965г.)
См. приложение
Более чем столетняя плодотворная работа художников над живописным истолкованием наследия Лермонтова существенно расширила читательское представление о творчестве писателя в целом. В то же время иллюстрации к произведениям Лермонтова явились важным этапом в развитии русской графики, обогатив ее рядом оригинальных и глубоких произведений.

1.4. Тема Демона в видении современных художников

Ни XX век, ни XXI век не смогли дать миру лучше иллюстрации, чем те, которые создал Врубель. Но художники разных уровней и по сей день обращаются к волнующей умы теме лермонтовского Демона. В пензенской усадьбе-музее «Тарханы» часто проходят выставки художников, обратившихся к творчеству М.Лермонтова. Хочется представить вашему вниманию работы двух современных художников, иллюстрирующих поэму «Демон», привносящих в нее свое видение, отстаивающих свою точку зрения. Это Евгений Глотов, создавший в 1995-1996 году серию иллюстраций, и Анжелика Шуст, показавшая в 2009 году своих героев поэмы.
См. приложение

2. Поэма М.Лермонтова «Демон» в музыке

2.1. Опера А.Рубинштейна «Демон»
Рубинштейн обращается к массе,
говорит языком понятным и простым
и встречает сочувственный отклик.Г. А. Ларош
Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон" оказала огромное влияние на многих композиторов. На ее сюжет написаны опера Б. Фитингофа-Шеля "Тамара", музыкальная картина "Демон" П. Бларамберга, третья симфония "Демон" Э. Направника, одноименный балет С. Цинцадзе. Но самым лучшим воплощением лермонтовского произведения по праву считается опера Антона Григорьевича Рубинштейна. Выдающийся русский композитор, пианист и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн, автор многих известных музыкальных произведений, непревзойденный пианист-виртуоз, которого называли «Богом за роялем».
Антон Рубинштейн со своим братом Николаем приложили немало усилий для открытия в России первых консерваторий: Антон Григорьевич - в Петербурге, Николай Григорьевич - в Москве. Это было сделано без всякой помощи со стороны правительства, единственным источником сил было лишь воодушевление русских музыкантов, преподавателей и профессоров, готовых на любые жертвы.
С триумфом гастролируя по миру, Антон Рубинштейн, к сожалению, не всегда имел успех и встречал понимание у себя на родине, в России, поэтому последние годы своей жизни он провел в Дрездене. Умер выдающийся композитор в Петергофе в 1894 году, похоронен в Александро-Невской лавре.
В наше время творчество Рубинштейна мало востребовано. Произведения многих других русских композиторов оказались глубже и долговечнее. Но затмить значение деятельности Рубинштейна не могут никакие перемены музыкальной моды. Он один из основателей русской школы пианистов-исполнителей, создатель Петербургской консерватории, автор целого ряда прекрасных музыкальных произведений, одно из которых - опера "Демон" - до сих пор с успехом ставится на сценах знаменитых оперных театров всего мира.
Любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова проходит через всю жизнь композитора. Замысел "Демона" возник у Рубинштейна в 1871 году, но ему не сразу удалось найти либреттиста - автора словесного текста оперы: сотрудничество с Аполлоном Майковым, а затем с Яковом Полонским закончилось неудачей. Автором либретто стал исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Либреттист пытался точно передать дух лермонтовских образов, но, поскольку он был лишен поэтического дара, сочиненный им стихотворный текст не отличается высокими художественными достоинствами.
Что же явилось для композитора главным в образе Демона? Рубинштейн воспринимает его как романтического героя, посмевшего бросить вызов обществу и самому Богу. Поэтому он одинокий страдалец. Свое художественное внимание композитор заострил на лирической стороне сюжета поэмы - на взаимоотношениях Демона и Тамары. Демон Рубинштейна в большей степени человек, чем злой дух, как это изображено у Лермонтова, любовь прекрасной грузинки должна примирить его с миром и Богом, вернуть прежнюю гармонию. Но Бог не прощает отступничества, поэтому Тамара от поцелуя Демона умирает, душу ее Ангел уносит в рай, а Демон в который раз проклинает весь мир.
Хотя опера Рубинштейна и не передает в полной мере мятежный дух гениальной поэмы, музыка завораживает слушателей невероятной красотой мелодий и яркой инструментовкой. Многие эпизоды "Демона" принадлежат к лучшим страницам русской оперной лирики. Ярко и проникновенно воссоздал Рубинштейн колорит Кавказа (во время работы над произведением композитор изучал кавказские, в особенности грузинские, национальные мелодии), очень хороши его горские танцы. Высокими достоинствами отмечены хоры. Действие и характеры даны в развитии. Опера «Демон» была написана Антоном Рубинштейном в кратчайшие сроки, поскольку композитор работал над ней с колоссальным увлечением. Спустя три месяца Рубинштейн уже представил свое произведение дирекции Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Несколько лет пришлось ждать постановки, ее долго запрещала к постановке театральная цензура, ведь в православной России произведение с таким названием могло вызвать существенные нарекания со стороны синодальных чиновников, и вот наконец, в 1875 году,13 января состоялась премьера.
Автор либретто и композитор пытались придерживаться фабулы лермонтовской поэмы, основное несоответствие - это разная трактовка образа Демона. В опере он не злой дух, исчадие ада, а скорее романтический герой, борец-одиночка, для которого главная ценность - это личная свобода. Мы не видим зла, творимого Демоном. Он искренне полюбил Тамару и уверен, что ее любовь возродит его душу и примирит с небом. Поцелуй Демона погубил героиню, ее душа попадает в рай, а Демону нет прощения. В эпилоге герой даже достоин сочувствия, ведь он действительно хотел измениться, отречься от злых помыслов, переродиться. Почему Бог не увидел этого, не помог раскаявшемуся? Ярость Демона в финале вполне оправданна, у зрителей должно остаться чувство неудовлетворенности, несправедливости. Обратимся к действию оперы. Пролог к опере. Оркестр имитирует волнение грозовой природы. Затем звучит тема струнных инструментов, которая станет в дальнейшем лейтмотивом Демона. На нее накладываются мощные звуки хора, подражающего голосам самой природы. После хора следует речитатив-монолог Демона, он ропщет на весь мир. Появляется Ангел, и звучит его диалог с Демоном. Хор девушек "Ходим мы к Арагве светлой" и сцена Тамары. (Из действия первого, картины второй.) Этот эпизод можно считать завязкой оперного действия: Демон впервые видит Тамару, вместе с девушками идущую к Арагве за водой. Мелодия арии Тамары удивительно светлая и проникновенная, полная изысканных оборотов. Ее пение сопровождается звуками скрипок. Голос Демона слышен на втором плане. Он восхищен Тамарой, мелодия его партии отличается особой страстностью. Демон в келье Тамары. (Из действия второго, картины четвертой.)Демон исполняет арию "Я тот, которому внимала". По характеру мелодии она близка к городскому романсу, ее интонации довольно сентиментальны. Постепенно ариозо становится все более драматичным и переходит в дуэт с Тамарой. Партия Демона достигает высшей страсти. Тамара сопротивляется чувствам Демона. Этот дуэт – кульминация всей оперы. Эпилог. Тамара при появлении Ангела вырывается из объятий Демона и умирает. С помощью ударных и низких духовых инструментов создается мрачная картина. Оркестру вторит хор, его звуки очень четки и динамичны. Венчают оперу несколько резких аккордов.
«Опера «Демон» не лишена недостатков: текст Висковатова кое-где вял и многословен; при огромном мелодическом даре Рубинштейн не владел в такой же степени речитативом. Эти недостатки в значительной мере снимаются сокращениями, которые обычно делаются при постановке «Демона». И, во всяком случае, эти недостатки искупаются вдохновенным лиризмом музыки Рубинштейна, обилием чудесных, благородных, красивых мелодий, тонко переданным национальным колоритом ряда сцен и, наконец, подлинной театральностью, динамической, насыщенной контрастами драматургией. Эти качества и обеспечили опере Рубинштейна прочную любовь нескольких поколений слушателей»1.
Следует сказать несколько слов об исполнителях заглавной партии в опере, ведь роль Демона - самая яркая и зрелищная в этом музыкальном произведении. Каждый певец, исполнявший партию главного героя, понимал ее по-своему и подчеркивал наиболее важные (как он считал) черты.
1Соловцев А. Книга о русской опере. М., 1960. 
Первые исполнители Демона И. Мельников и Б. Корсов не смогли найти верный ключ к этой партии. Они исходили лишь из внешнего рисунка роли: выступали с тяжелыми, нелепо-огромными крыльями, затруднявшими движения и отвлекавшими зрителей.
Настоящему успеху оперы способствовал выдающийся талант замечательного русского певца П. Хохлова. Обладающий голосом редкой красоты, актер-художник, он понял и выразил глубокую тоску, нежность и скорбь Демона. Образ, им созданный, был полон высокой, одухотворенной лирики.
Новая страница в сценической истории Демона - исполнение Ф. И. Шаляпина, впервые выступившего в этой роли в канун революции 1905 года. Не лирическое начало, а мятеж, богоборчество, гордый вызов небу, революционная стихия восстания определяли характер исполнения Шаляпина. Во внешнем облике артист исходил из картин и рисунков Врубеля. Певец восхищался художником: "И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон". Но Демон Шаляпина не был поверженным, сломленным. Гениальный певец и артист сумел переинтонировать оперную партию, творчески пересоздать ее. Он отразил в своей трактовке поднимающуюся революцию, так и поняли это зрители. А. Тихонов оставил описание исполнения Шаляпиным партии Демона: «Фантастическое видение... с исступленным ликом архангела и светящимися глазницами. Смоляные до плеч волосы, сумасшедший излом бровей и облачная ткань одежд закрепляют его сходство с "Демоном" Врубеля... Взмахом несуществующих крыльев... Демон перебрасывает себя с одной скалы на другую и поднимается там во весь рост - могучий, крылатый воитель, вождь небесных революций. На груди у него блестит боевой панцирь... Он готов еще раз сразиться с небесами и ждет достойного противника".1 Шаляпин показывал сложный и мучительный путь Демона к добру, борьбу темного, злого и светлого в душе своего героя. Трактовка Шаляпина была дерзостно смелой, новаторской, но она не во всем находила опору в музыке, поэтому шаляпинский Демон не получил продолжения.
Лучшие исполнители партии Демона в XX веке - Г. Бакланов, А. Батурин, Г. Отс, Д. Гнатюк, Б. Штоколов - продолжили традиции П. Хохлова с его лиричностью, проникновенностью, драматизмом.
В XX веке Центральной студией телевидения создан телевизионный проект – фильм-опера «Демон» (1960 год). В нем снялись звезды оперы: Г.Отс, С.Лемешев, О.Кашеварова.
Сборник. Ф.И.Шаляпин. М., 1979.
Телевизионная экранизация оперы Рубинштейна повествовала о трагической любви Демона, изгнанника рая, к смертной девушке. Для труднейшей партии Демона Oтс тоже нашел новую, своеобразную трактовку. У него Демон не владыка мира, нет, он порабощен тоской по человечности, он трагически борется с самим собой, ищет обновления, успокоения в любви к Тамаре. Он готов даже отречься от своего гнева и ненависти ко всему живому, лишь бы не быть одиноким. Трагедия одиночества — главное, что подчеркивает Георг Отс в образе Демона.
Современные постановки оперы Рубинштейна
2.2.1. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Сегодня, чтобы познакомиться с оперой «Демон», вы можете приобрести билеты в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Оперный спектакль «Демон» в его классическом варианте является настоящим украшением театрального репертуара и пользуется заслуженным вниманием публики.

2.2.2. Постановка Рижской оперы (2004 год)

А мне бы хотелось отметить постановку Рижской оперы в 2004 году. Своеобразный, авангардный спектакль. «Демон» - второй опыт режиссера Андрея Жагарса на поприще режиссуры. В «Демоне» кубатура сценической коробки разделена на три подвижных уровня: планшет и два нависающих друг над другом балкона. Художники нашли точный сценографический ход, призванный разделить и вместе с тем совместить три мира: реальный, мистический и горный. Получилась иерархическая структура. Внизу - мир Грузии, донельзя условный, как, собственно, и в поэме Лермонтова: сердитые горцы в бурках и при усах, чёрные платья женщин. Вверху ещё на увертюре появляется Демон в стального цвета френче и галифе. На среднем уровне накрывают стол с горами фруктов, готовясь к свадьбе Тамары; оттуда же появляются затянутые в чёрное по самые глаза «враги», посланные ревнивым демоном ниндзя, атакующие спящий отряд князя Синодала. Геометрия фигур, регулярный ритм силуэтов на голубеющем фоне задника вычерчивают причудливые углы и зигзаги: квадратные плечи бурок и двухверхие папахи смыкаются, как горные цепи. Девушки в белых рубахах ровным клином плывут от одного угла сцены к другому. Этим размеренным, плавным движением они с самого начала задают манеру постепенного освоения сценического пространства, поделенного на прямые линии и диагонали. Рождается ритуальный замедленный театр-танец, в который неожиданно органично вписывается индивидуальный рисунок па и драматичное пение Кристины Опалаис (Тамара). Популярный в Латвии баритон Самсон Изюмов внушительно исполняет заглавную партию. Партию ангела поручили мужчине с женским голосом: ангелы ведь не мужчины и не женщины, но бесполые совершенные существа. В целом постановка очень аккуратная, прослеживается явное преимущество сценографии перед режиссурой, очень опрятное отношение к автору исполнения. Тотальная ансамблевость - главное качество, отличающее любой спектакль рижской оперы.
У автора своя точка зрения на происходящее, она имеет право на существование, имеет своего зрителя.
См.приложение
2.2.3. Постановка оперы в Театре «Новая опера» (2004 год)

Также своеобразна и от этого интересна версия оперы, поставленная в 2004 году Театром «Новая опера». Особый интерес вызвало то, что режиссером стал артист Михаил Ефремов. Когда артиста драмы и кино Михаила Ефремова пригласили поставить в театре «Новая опера» оперу Антона Рубинштейна «Демон» по мотивам одноименной поэмы Лермонтова, постановщик, по своим собственным словам, думал не об оригинальности трактовки, а о том, чтобы не опозориться. И потому все время советовался с родным дедом, патриархом нашей оперной режиссуры Борисом Покровским. В результате история царевны Тамары, которая полюбила Демона, отвергла ради него жениха Синодала, но не сумела спасти своего избранника и воссоединилась с ним лишь после смерти, послужила основой элегантного зрелища, подобного мюзиклу. На фоне черного бархатного задника в центре сцены мерцают зеркальные плоскости. На них проступает огромный крест, то черный на жемчужном фоне, то синий, окруженный золотистым контуром. Хористы красиво группируются то у подножия креста, то на боковых лестницах. А Демон в блестящем черном плаще, вооруженный фонарем, летает над сценой в корзине, прикрепленный к ажурной мачте-стреле. Каждый из поворотов сюжета сопровождается каким-нибудь эффектом: Тамара поет арию внутри серебристого шара, который только для этого и спускается с неба; ее жениха Синодала убивают, условно пригвождая к пирамиде-клетке; Демон, похищая Тамару, сажает ее вместо себя в свою корзину. А в финале героиня, шествуя в рай по дороге, указанной ей Ангелом, проходит в проем креста. (Музыкальный руководитель : Е.Самойлов. Дирижер: В.Крицков. Режиссер: М.Ефремов. Сценография и костюмы: В.Герасименко. Хормейстер: С.Лыенко.
См. приложение

2.2.4. Хореографическая постановка в театре имени Ермоловой (2014 год)

Не могу не отметить еще одну творческую работу над поэмой Лермонтова. Это "Демон" в театре Ермоловой. Спектакль «Демон» создан режиссёром - хореографом Сергеем Землянским к 200 - летию М. Ю. Лермонтова. Поэму без слов, пластико - хореографическую версию произведения представил зрителю театр имени Ермоловой. Произведение классика русской поэзии и образ Демона не раз вызывали интерес режиссеров, художников, композиторов. Это вечные темы, поэтому и интерес к ним не оскудевает. Поэма без слов должна быть плодом смелого воображения, примерно таким же, как картина без красок, симфония без музыки и танец без движения. Новая театральная практика показала, что из «Демона» слова убрать можно, потому что поэзия Лермонтова давно находится вне вербального уровня. Она находится где - то в другом измерении – мыслительном, визуальном и чувственном. Ее можно не только слушать, но и видеть, чувствовать и воспринимать. Композитор Павел Акимкин написал музыку, которая смешалась из национальных кавказских хоралов, шума горного ветра, речных водопадов, звуков душевных струн и гимнов херувимских горнов. Она звучит все время и создает торжественно – напряженную атмосферу. В контексте с Демоном зритель понимает, что события могут быть только необратимыми и трагическими. По другому поводу небесный гром не разражается. Актеры исполняют национальные кавказские танцы высоко профессионально. Плавный ход лезгинки - это результат долгих кропотливых репетиций. Доказательством этому служит факт, что ансамбль народного танца Грузии имеет статус «национального балета Грузии». Работают в нем выпускники балетных училищ. Вне танцев актеры двигаются под музыку. Эти движения назвать танцем сложно. Скорее, это пластическое воплощение эмоций. Когда поэзию заменяют чувства, люди двигаются под их воздействием. Вобрав в себя предания Кавказа, лирика Лермонтова состоит из символов (художник-постановщик - Максим Обрезков). Постановщик разместил их на сцене: вот горы, цветущие деревья, застывшая слеза, терновый венок. Они, если задуматься, могут символизировать смерть, любовь, одиночество, вечный грех. Актеры работаю безмолвно. Музыка подчеркивает их эмоции, давая волю воображению. Образ Демона в искусстве встречается часто. Михаил Юрьевич заставил его страдать, маяться и искать себе занятие от скуки. На сцене Демон, как в гнезде, живет в терновом венке. Он дремлет, закутавшись в облака. В исполнении Дмитрия Чеботарева он легок и, как будто, прозрачен. Плоть ему не нужна, поэтому, для приличия, он окутан легкой паутиной. Хотя приличия ему тоже не нужно, он делает, что хочет. Хочет, появится в человеческом обличии, хочет – существует незримо. Ему везде плохо. Его приближение портит жизнь не только людям, но и ангелам. Такая у него судьба, которой, похоже, он тоже тяготится. На сцене он возникает из «ниоткуда» и зорко наблюдает за происходящем. Случилось несчастной Тамаре (Зоя Бербер) попасть в поле зрения Демона. Слишком весела она была накануне свадьбы. Нельзя быть такой счастливой. А свадебные приготовления? Над Тереком разносятся звуки лезгинки и веселья. Красивые люди надевают свои лучшие одежды. Девушки танцуют, старики за них радуются. Архангелы заливаются небесными песнопениями. Что приходится делать Демону в таких невыносимых условиях?! Только страдать. К его страданиям присоединилась еще одно – он полюбил Тамару. Может, это не любовь вовсе. С любовью к его облику присоединилась тревога, тоска и одержимость одновременно. Он опасен. Никто не знает, как любит Демон. Вернее, лучше бы этого не знать. Тамара узнала любовь Демона. Что из этого получилось - средствами бессловесной музыкальной поэзии показал театр имени Ермоловой. Спектакль «Демон» - новое сильное прочтение поэмы. Перечитывать ее нужно. Чтобы Демону было не повадно.
Режиссёр-хореограф - Сергей Землянский Художник-постановщик - Максим Обрезков Композитор - Павел Акимкин Инсценировка - Владимир Моташнев, Сергей Землянский

3. Поэма М.Лермонтова в анимации

Поэма Лермонтова проявилась в живописи, опере, хореографии. Можно поставить точку? Нет. В 2004 году создан анимационный фильм продолжительностью 10 минут. В фильме, который является первой частью трилогии «Вечные вариации», автор пытается выявить в изображении атмосферу русского романтизма начала XX века, блистательно отображенную в полотнах Врубеля. Романтическая любовная история, основанная на поэме Лермонтова, мотивах новеллы Зинаиды Гиппиус «Принцесса серебряного сада» и живописи Михаила Врубеля. Режиссер: Ирина Евтеева. В ролях: Зара Мгоян, Владимир Аджамов, Алексей Барабаш, Юлия Рудина, Светлана Свирко, Александр Орловский, Семен Стругачев. Вокал: Зара Мгоян и Владимир Вьюров.
Яркие размытые образы появляются на экране. Тоскует от неясной тревоги девушка. Мечется темный Демон и смущает ее покой. Белокурый Ангел обещает покой и счастье. А зритель завороженно следит за меняющимися картинами и осознает себя участником вечного движения жизни.

III.Заключение
Давно замечено, что один шедевр искусства способен рождать второй, третий... Ведь настоящее художественное произведение находит глубокий отклик в душах читателей, зрителей, слушателей, заставляет размышлять, находить собственные решения знакомых образов, сюжетов...
Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон", сложнейшее философское произведение, вызвала к жизни превосходные рисунки и картины М. А. Врубеля, подвигла А. Г. Рубинштейна на создание оперы «Демон», открыла путь людям творческим для реализации своего видения этой темы, для поиска истины, понятной каждому зрителю.
На протяжении всей работы мы встречались с образом Демона в разных воплощениях: поэтическом, живописном, музыкальном. Погружаясь в мир каждого из произведений, убедились, что мастера видят одного и того же героя по-своему, и в этом разнообразии взглядов - диалектика искусства. Мы же должны уметь разобраться в сути произведений, понять то, что хотели донести до нас авторы, составить свое представление о прочитанном, увиденном, услышанном... Мне думается, что эту задачу мы выполнили.
Использованная литература
Алексеев Д.А. «Демон». Тайна кода Лермонтова / Д.А. Алексеев. – Воронеж : АИСТ, 2012. – 240 с.
Балашша И., Гал Д. Ш. Путеводитель по операм. Кн. 3. Русская и советская опера. - М" 1993.
Гозенпуд А. А. Краткий оперный словарь. - Киев, 1989.
Динесман Т., Образы М. Ю. Л. в сов. графике, «Искусство», 1964, № 10;
Дмитриева Н. А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. - М., 1988.
Дурылин С. Врубель и Лермонтов. «Литературное наследство». М., 1948.
Ельшевская Г. Главная тема // Искусство. - 1999. - N 20.
Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики / А.И. Журавлева. – Москва : Прогресс-Традиция, 2002. – 288 с.
Золотарев. И.Л. Лермонтов и демоническая романтизация реализма / И.Л. Золотарев // Русская словесность. – 2008. - № 2. – С. 6-11.
Касаткина В. Бесконечный поединок Добра со Злом // Литература. - 2000. - N 17.
Каталог выставки в усадьбе-музее «Тарханы», 2014
Медкова Е. Неисчерпаемость и беспредельность // Искусство. - 2005. - N 21.
Нестор (В.Ю. Кумыш), иеромонах. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» в контексте христианского миропонимания / иеромонах Нестор (В.Ю. Кумыш). – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2007. – 176 с.
Одоевцева И. На берегах Невы. Л., 1981.
Петрова Н. В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля // Литература в школе. - 2001. - N 8.
Сборник. Ф.И.Шаляпин. М., 1979.
Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. - СПб., 2000.
Скирдова А. «Демон» М.Ю.Лермонтова и А.Г.Рубинштейна: диалог двух великих художников. Музыкальная жизнь. 2011 №2.
Скрябина Т. "В пространстве брошенных светил..." // Литература. - 2001. - N 31.
Соловцев А. Книга о русской опере. М., 1960.
Шедевры мировой классической музыки. - М., 2004.
Шейн С. «Демон» А.Г.Рубинштейна. М., Музгиз, 1961.
http://all-biography.ru/alpha/l/lermontov-mixail-yurevich-lermontov-mi…
http://www.askort.com/? item_id=2763
http://www.belcanto.ru/demon.htmlhttp://www.tanais.info/art/vrubelab3.html (Врубель и Лермонтов Демон)
Википедия