Статья по теме: Семья и семейные ценности


Семья и семейные ценности
Одной из основных задач системы образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Воспитание детей является наиболее организованной и массовой практикой общественного воспитания. [2]
Как сказал Горький: «Дети – живые цветы земли». А выращивают эти цветы, прежде всего в семье. Именно родители помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как:
Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.
Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.
Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать как уважать себя на личном примере. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.
Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие.
Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять , простить, отпустить и идти дальше.Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.
Общение - отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.
Семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;
Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;
Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.
Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.[1]
Задача учителя - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. В системе своей воспитательной работы я стремлюсь добиваться тесного сотрудничества с родителями. Работая с классом в течение 4 лет, мы имеем довольно крепкие связи. Например, благодаря активной поддержке родителей решаются задачи организации школьных праздников, экскурсий. Проводятся внеклассные мероприятия с привлечением родителей: «День знаний», «Мы теперь ученики», «День защитника Отечества», «8 марта», «Прощание  с первым классом», «Прощание с начальной школой» и др. Но принимая новый класс, всегда сталкиваешься с множеством проблем. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».  Сейчас я являюсь классным руководителем 2 класса. Я стремлюсь донести до родителей насколько важно их участие.
Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса, способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями, классными коллективами. Школа, ученики и родители становятся единой командой, повышается самооценка каждого ребенка, у родителей и учеников возникает чувство гордости за свою семью, школьный коллектив. Несомненно, что укрепляется взаимопонимание и доверие между семьей и школой.
Работа по возрождению семейных ценностей и  традиций в моем классе осуществляется по следующим направлениям: повышение интереса детей и родителей к истории своей семьи; формирование потребности в сохранении, возрождении и развитии семейных традиций.
Итак, подведем итог. Главное в жизни – это наша семья. Мы должны бережно относиться к людям нас окружающим. Семья и семейные ценности во все времена во всех странах мира были главной ценностью любого общества. Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений. Сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. Традиционные семейные ценности являются основой для того, как дети растут, развиваются, учатся, и в дальнейшем эти ценности передаются от одного поколения к другому.
Литература:
1.Стулова Е.А. Проблемы современной семьи.(http://nsportal.ru)
2.ФГОС — Начальная — ФГОС:Начальное образование. (http://standart.edu.ru ).