Урок ОРКСЭ Семья и семейные ценности


МБОУ «СОШ№1 ст. Архонская»
Пригородный район РСО - Алания


Урок по ОРКСЭ

«Семья и семейные ценности»


Учитель начальных классов:
Чернуцкая Нина Алексеевна
Тема.    Семья и семейные ценности
Цель:    формирования представления о значении семьи в жизни человека, уточнения понимания родственных связей; развития связной монологической речи; воспитания любви, уважения, заботы и чуткого отношения к своим близким – членам своей семьи. доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека;
I. Организация начала урока
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Стали ровно. Тихо сели. На меня все посмотрели. Сейчас у нас урок окружающего мира. Чтобы определить тему урока, нужно разделиться на группы и выполнить задание.
II. Актуализация опорных знаний. Определение темы и задач урока.
При появлении каждого брёвнышка со словом, звучит соответствующая музыка:
На доске появляется собранный участниками групп домикleft174625
- У меня есть мама, у меня есть папа, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, а у них естья. А вместе мы - семья.
- Тема сегодняшнего урока: "Семья. Семейные ценности".
- Задачи урока, как вы думаете, какие?
узнать, что такое семейные ценности;
определить для себя важность семейного благополучия.
ФИЗМИНУТКА
под музыку детской песенки "Про мою семью"
III. Работа над новым материалом.
1) Толкование слова "семья"
- Что, по вашему, означает слово "семья"? Где можно найти такую информацию?
- В толковых словарях.
- Толковые словари бывают разные: для школьников, для всех людей. (Показать словари)
- Посмотрим, что говорится о семье в детской энциклопедии "Кирилла и Мефодия"
(один ученик работает с компьютером)
- Пока он ищет, я обращусь к одному из самых известных толковых словарей Сергея Ивановича Ожегова. Вот, что он пишет: 
Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.
перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. Классная семья
 перен. Род, поколение.
Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей.
Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней.
 перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
 перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.
- Слово "семья" имеет несколько значений, значит оно.... (многозначное)
Проверка по "Кириллу и Мефодию"
- Сегодня мы остановимся на основном значении этого слова.
Семья - это люди, которые не всегда могут жить вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
- Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?
- Почему мама ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? О чём спрашивает мама, когда встречает вас из школы?
Чтение стихотворения. Учебник с. 24. И. Мазнин "Простое слово"
 - Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.
- А мамина мама для вас кем является? - Бабушкой.
Чтение стихотворения. Учебник с. 25. Е.Трутнева "Бабушка"
Работа с пословицами:
Говорят, что    Сердце матери лучше солнца греет.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях. Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей.
- И у нас сегодня на уроке появится Солнышко, но необычное, лучики его вы сами сделаете.
- Какие ещё пословицы о семье вы знаете?
Ответы учащихся.
В гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами, а красна  пирогами.
Своя хатка – что родная матка. На что и клад, когда в семье лад.
Счастлив тот, кто у себя дома. Вся семья вместе, так и душа на месте.
Мать кормит людей, как земля людей. Куда матушка, туда и дитятко.
Без матки пчёлки – пропащие детки.
- Раньше семьи всегда были большими. В 18 веке в Шуйском уезде, что в 241 км от Москвы, в семье крестьянина Фёдора Васильева родилось 69 детей. Они рождались 27 раз, и ни разу не родилось по 1 ребёнку. У них было: 16 - двойняшек, 7 - тройняшек и 4 - четверняшек.
А сейчас самая большая российская семья, в которой 20 своих родных детей, проживает в Новоусманском районе Воронежской области. Они занесены в книгу Рекордов Гиннеса как самая многодетная семья России (1,074 млн. в стране).
- А у нас в классе есть многодетные семьи? А вы дружные? Какую семью вы хотите иметь, когда вырастите?
- Скажите, дети, какая семья называется дружной? Ответы учащихся.
3) Легенда. Семейные ценности.
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
«Как появилась дружная семья»
   Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.
Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  
Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь семейных ценностей ...
Одно из них было уважение.
- Как вы думаете, какие ещё семейные ценности выбрали члены этой большой семьи, которые должны были сделать её счастливой семьёй?
ФИЗМИНУТКА Дружно помогаем маме: Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре - Потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились.
IV. Семейный календарь
- Как вы думаете, какие совместные семейные мероприятия любят все члены семьи? - Праздники.
- А делают ли они семью более сплочённой, дружной?
- Какие семейные праздники вы знаете?
V. Подведение итогов урока
- О каких семейных ценностях вы сегодня узнали? - Что же такое семья?
- Какой должна быть настоящая семья? Что необходимо, чтобы семья была дружной?
- Вы согласны с тем, что семья это самое главное в жизни любого человека? Перечислите всё хорошее, что даёт вам ваша семья. - Что, по-вашему, нужно сделать для того, чтобы ваши родные были счастливы? Что зависит именно от вас?
VI. Рефлексия - Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Я хочу подарить каждому из вас маленькое солнышко, которое будет согревать вас и ваши семьи. Пусть оно принесёт в вашу семью:
Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброту, Заботу, Помощь,
Дружбу, Счастье