Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки И вот сама идёт волшебница зима…



Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки
4 класс.
Учитель: Репрынцева Лилия Валентиновна
Дата проведения: 5 февраля 2010 года.
Тема урока: «И вот сама идёт волшебница зима».
Тип урока: интегрированный (внеклассное чтение и музыка)
Цель урока:
Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.
Задачи:
Способствовать видению образов в литературе и музыке.
Познакомить учащихся с образом зимы в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «В тот год».
Познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Тройка».
Развивать у учащихся наглядно-образное мышление, воображение, устную речь, творческие способности.
Формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Оборудование:
Презентация по теме « И вот сама идёт волшебница зима», аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Тройка», художественные фотографии зимних пейзажей.

Ход урока:

СЛАЙД №1


Организационный момент.
- Наступили последние зимние деньки. И сегодняшний урок внеклассного чтения, мы посвятим этому волшебному времени года. Мы проведём вместе с учителем музыки и дополнительного образования. Все вы любите сказки, верите в чудеса и волшебство. Попробуем сами создать урок-сказку. Помогут нам в этом поэты, художники, наше воображение , фантазия и конечно МУЗЫКА!


СЛАЙД №2
Ведь не зря говорил Шекспир:

«ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ СОЮЗ! ДЛЯ НАШИХ ДУШ СОЮЗ ВДВОЙНЕ СВЯЩЕННЫЙ».

- Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим ПОЭЗИИ.

Чтение стихов о зиме учащимися.
- Ребята из нашего класса подготовили для вас стихи. Давайте их послушаем.
( Ученики читают заранее подготовленные стихи на фоне музыки, подобранной по характеру стихотворения и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление.)

1 ученик:
- Я хочу прочитать стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы». Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.
(П. И. Чайковский «Размышление»)

СЛАЙД №3

Встреча зимы.

Поутру вчера дождь
в стёкла окон стучал,
над землёю туман
облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.


СЛАЙД №4

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.

Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,-
Пусть мороз твой трещит;
Наша юная кровь
на морозе горит!
- В чём заключается волшебная сила зимы? (за короткий срок, за 1 ночь природа преобразилась , стало всё вокруг белым-бело)
(СЛОВО УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ)

2 ученик:
- А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.

- Давайте закроем глаза, расслабимся, сядем как нам удобно и представим зимнюю картину леса
(П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Танец феи Драже»)



***
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он , околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- Что представили? ( Иней лежит на ветках и переливается на солнце. Лес засыпан снегом как серебристым покрывалом. Деревья одеты в шубы и шапки.)
- А кто-то может представил лес таким

СЛАЙД № 5.
(СЛОВО УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ)

3 ученик:
- Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина и посмотрите, как девочки из танцевального кружка помогли мне в этом.


СЛАЙД № 6
(Исполняется танец снежинок на фоне пьесы П. И. Чайковского «Декабрь» и звучащего стихотворения)

***
И валит, и валит, и валит
Какая, гляди, кутерьма!
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё тоже движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть такая картина
По всей по России сейчас.
И также легко и без шума
Зима свой справляет приход:
И Шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.


3. Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «В тот год» .
- Немало поэтов посвятили свои стихи красавице-зиме.

СЛАЙД № 7.

- Имя великого поэта А. С. Пушкина вам всем знакомо с самого раннего детства. Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.
В своих стихах поэт учит нас чувствовать своеобразное очарование унылой осенней поры, вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из его романа «Евгений Онегин». Всё произведение вы будите читать в старших классах.
Этот отрывок позволит нам узнать не только то, как поэт воспринимал русскую зиму, какие чувства она вызывала у него, но и поможет каждому из нас научиться более внимательно вглядываться в окружающий нас мир, быть более наблюдательным и чутким к родной природе.

(Учитель читает отрывок из поэмы Пушкина «В тот год»)


СЛАЙД № 8

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

СЛАЙД № 9

Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.


- Прочитайте стихотворение про себя, попутно выделив карандашом трудные слова, выражения.

(Дети читают стихотворение про себя)

- Какие слова и выражения показались непонятными? (куртины, кровли, деревья в зимнем серебре).

СЛАЙД № 10.

(дети дают совместное с учителем объяснение).
КУРТИНА – клумба, цветник.
КРОВЛИ- крыши,
ДЕРЕВЬЯ В ЗИМНЕМ СЕРЕБРЕ – деревья, покрытые инеем, снегом.

-Как вы думаете сколько в этом отрывке логических частей ? (2)

- Прочитайте 1 часть. (ребёнок читает вслух)
- О чем говорит поэт в этой части?
-Какое нам передаётся настроение? (грусть. печаль).
- Я прочитаю 1 часть, а вы подчеркните слова, на которые я буду делать логическое ударение, т. е. выделять голосом.
- Давайте прочитаем вслух 1 часть, выделив голосом слова, которые вы подчеркнули.
(Выразительное чтение 1 части отрывка).

- Прочитайте 2 часть.(читает ребёнок вслух)
- Что описывает поэт в ней?
- Меняется ли настроение в этой части ? Почему?
- Зачитайте строки, где передаётся радость поэта.
-Как будем читать 2 часть? (радостно, восторженно).

- Давайте прочитаем весь отрывок выразительно.
(Дети читают выразительно вслух ) – 2 чел.

- МЫ ЧИТАЛИ, УСТАЛИ. А ведь зимой существует столько игр и забав!
- Какие вы знаете зимние развлечения?
- Давайте поиграем в снежки, а мне поможет.

СЛАЙД № 11.

Работа над музыкальным произведением.
Учитель музыки:
- Восхищение красотой природы можно передать не только словами, но и музыкой .
- Поэтому следующая наша страничка музыкальная.

СЛАЙД № 12.

- А посвящена она пьесе П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».
- В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.
Пётр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
-Давайте послушаем это произведение.


(Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке»)

- Какое настроение передаёт музыка? (Радостное, бодрое).
- Правильно. Радостное и немного встревоженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Все средства музыкальной выразительности служат созданию художественного образа этой пьесы. Давайте остановимся на них.
- Какие средства музыкальной выразительности вам известны, назовите. (Темп, динамика, регистр, тембр, лад).
- Какой темп в пьесе? (Быстрый)
- Быстрый темп передаёт стремительный бег коней, топот копыт, из под которых летит снег
- Динамика? (Громкая). Лад? (Мажор).
- Громкая, яркая динамика передаёт настроение людей, несущихся в санях.
- А когда звучит плавная музыка, что вы представляете? (Бескрайние поля, огромные просторы).
- Конечно. Покрытые снежным ковром поля, огромное небо. Ощущаем какие чувства испытывает человек, несущийся в тройке по зимней дороге: радость, восторг, восхищение, счастье.
- А какой изобразительный приём использует композитор в этой пьесе? Что вы слышали на фоне выразительной песенной темы? (Бубенчик, колокольчик).
- Имитация бубенчика создаёт красочный фон для песенной темы.
Обобщение беседы:
- Вы познакомились с одной из пьес цикла «Времена года», который является вершиной фортепианного творчества великого русского композитора. В этих пьесах Чайковский нарисовал милые его сердцу картины русской природы в разные времена года. Асафьев назвал «Времена года» образцом «поэтической звукописи».

Беседа по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

- Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников. Третья глава нашей сказки посвящена картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

СЛАЙД № 13.

- Вот как объясняет художник создание своей картины: « Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать , то и это бесподобно».

- Удалось ли Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня? ( удалось, потому что художник использовал разнообразные краски, картина кажется яркой и весёлой).

- Что такое «лазурь»? (Это цвет – голубой, синий, много оттенков).
-Почему картина так называется?(много оттенков синего и голубого цвета)
- Какой февральский день изобразил художник? (конец февраля, день тёплый, ясный, светит солнышко). Докажите.(краски яркие, светлые).
- Много ли снега, какого он цвета? ( в берёзовой роще много снега, на солнышке он уже подтаивает. На солнце он беловато - розовый, а в тени- зеленовато-синий).
- Какое небо? (ярко-голубое).
- Какие берёзки? (кажутся хрупкими, хрустальными,)


- Ребята, кто из вас словесно опишет эту картину?
Ученица:
- Сейчас февраль и картина художника как никогда нам близка. Вдали застыла полоса таинственного леса. Кажется, что берёзки обнялись и ждут весеннего солнечного тепла, которое оденет их в зелёную дымку листвы. Снег отображает голубую лазурь неба и кажется хрустальным. Всюду царит нерушимая тишина , спокойствие и безмолвие. Всё замерло в сказочном царстве зимы.

Заключение.


СЛАЙД № 14.

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.
- Почему же союз музыки и литературы неразделим? ( Потому, что музыка , картины художников , помогают нам наиболее полно увидеть образ созданный поэтом).
- Давайте простимся с зимой, исполнив одну из «зимних» песен.
(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ»)
Домашнее задание.
- Ваше домашнее задание будет творческим . Кто-то из вас может попробовать себя в роли поэта и попробовать написать небольшое стихотворение о зиме, а кто-то – в роли художника , нарисовать зимний пейзаж. Оформите свою работу так, чтобы вашему другу она понравилась ещё до того, как он прочитает ваши стихи.
15