Интегрированный урок литературного чтения и технологии

Интегрированный урок чтения и художественного труда
«Творчество саамского народа», 4 класс

Цель: Познакомить детей с новой саамской сказкой «Налэть».
Изготовить оберег.
Задачи: Продолжить знакомство с обычаями и традициями саамского
народа. Учить детей подбирать цвета, соответствующие временам
года. Использовать мотивы национальной вышивки бисером. Учить
аккуратно работать с мехом. Развивать внимание, точность,
творческие способности детей. Воспитывать эстетический вкус и
любовь к родному краю.
Пропедевтика: составление плана после деления текста на части; подбор к тексту подходящих пословиц

Оборудование и инструменты:
- кусочки тканей разного цвета, олений мех,
- бисер разноцветный,
- тесьма,
- игла и ножницы,
- клей ПВА
- карта Кольского полуострова,
- макет жилища-куваксы,
- фотоматериалы о жизни и быте саамов из музея
- компьютер и подключенный к нему телевизор
- украшения саамов
- национальный женский костюм
- стенд «Правила техники безопасности при работе с иглой»

Ход урока.
1. Включение в учебную деятельность
-Сказки какого народа мы читали с вами на прошлых уроках?
-Что необычного в саамских сказках?
- Похожи ли саамские сказки на сказки других народов? Чем?
- В чём различие?
2. Актуализация знаний.
Викторина по прочитанным сказкам.
Отгадайте, отрывок, из какой сказки я вам зачитаю.
1. «Правду люди говорят: у скупого и углей из печки не достанешь»
( «Богатый, да скупой, бедный, да щедрый»)
2. «И так проживём. Мы к полярной ночи привычные»
( «Как саам на небо ходил»)
3. «Мы пойдём в Норвегию, отрежем там кусок земли с оленями и
приплывём сюда. Жизнь тогда лучше пойдёт»
(«Айновы острова»)
- В честь кого названа сказка?
4. «Домой его потянуло. Первая жена столько из-за него вынесла, любит
крепко»
( «Собачий сын»)
Беседа, работа со словарём.
- Зачитайте значение слов погост
варака
сейд
- А что в саамских сказках восхваляется больше всего?
- Лопари – народ смирный, робкий, честный, весёлый, гостеприимный, кроткий в семейной жизни, сострадательный к бедным, почтительный к старшим. Большинство саамов сейчас живут в Ловозере – селе, расположенном в центральной части Кольского полуострова. Основное их занятие – оленеводство.
- Как вы думаете, почему?
3.Постановка целей и определение темы урока
Сегодня у нас, ребята, необычный урок чтения и художественного труда. Нас ждёт изготовление изделия саамской культуры - оберега и, как вы понимаете, новая сказка. Кто догадался, какая?( книга Евгении Пации «Семилетний стрелок из лука», сказка «Налэть»)
4. Знакомство с новой сказкой.
Налэть - это часть оленьего рога. Сейчас я познакомлю вас с новой сказкой. По окончании сказки ответьте: что нового вы узнали?
Беседа, работа с картой.
- Что нового вы узнали?
- Где происходит действие?
- Найдите на карте Нотозерский и Семиостровский погосты.
5. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
-Вы сейчас самостоятельно прочитаете сказку и разделите её на части. Затем мы вместе озаглавим их.
Проверка.
- На сколько частей вы разделили сказку?
- Прочитайте 1-ю часть и скажите: какова основная мысль части?
- Как её можно озаглавить?
- Докажите это строчками из текста.
- Прочитайте 2-ю часть, что самое главное в ней?
- Обратили ли вы внимание, как встретили старика дети?
- О каком качестве человека это говорит?
- Найдите в словаре значения слов важенка
пойда
-Как бы вы озаглавили эту часть?
- Прочитайте 3-ю часть
6. Физминутка
7. Беседа об искусстве и культуре народа.
Саамский народ – необычайно суеверный, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый.
Искусство северных народов образно называют искусством, рождённым на снегу. На земле, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходима разнообразная игра красок. Ярко горят на снегу кусочки сукна – красного, жёлтого, синего; светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.
Каждый погост, каждая семья старается оберегать себя, семью, свой быт, хозяйство, а в целом им помогают обереги, сделанные своими руками. И ещё – вера в их силу. Такая вера была у старика в сказке «Налэть».
Перед вами выставка оберегов и украшений. Все они очень разнообразные по форме и орнаменту. Оберег для каждой семьи свой, оригинальный, отражающий индивидуальность мастера. А мы с вами сегодня будем делать обереги вот такой формы.
Показ изделия - Как вы думаете, почему именно треугольной формы?
- Что напоминает вам эта форма? Оглянитесь вокруг.
В классе стоит макет саамского жилища – куваксы. Есть ещё такая версия учёных, что раньше саамы украшали одежду и жилища не треугольниками из ткани, а сушёными гусиными или утиными перепонками – очень похожими по форме на треугольник. Об этом упоминается и в саамских сказках. Но данная своеобразная форма украшения предметов сохранилась на Севере только среди Кольских саамов. Саамы украшали свою одежду, домашнюю утварь, оленью упряжь, шамшуру (головной убор), бурки и т.д. Сегодня Даша у нас одета в национальную саамскую одежду. Давайте рассмотрим. Саамский орнамент – самый ценный и имеет геометрическое строение. Состоит из кругов, треугольников, ромбов, зигзагов. Значения некоторых знаков остаётся загадкой. В саамских украшениях присутствуют сукно, бисер и обязательно олений мех. У саамов каждое время года соответствует разному цвету.
8. Подготовка к работе.
Поднимите руку те ребята, кто родился летом. Ваш цвет – красный, ведь у саамов лето соответствует красному цвету брусники. Осенних ребят у нас немного, их цвет – жёлтый. И как вы думаете, почему? Правильно, это – морошка. И, наконец – весна. Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох.
Обереги вы будете делать для себя. Но оберегом его можно будет назвать только тогда, если, изготавливая его, вы будете очень верить, что этот талисман действительно сбережёт вас. Пронесите, пожалуйста, через всю работу веру в своё изделие, в свой талисман.
Наш обережек будет украшен бисером. Узор вы составите сами для себя. Рассмотрим несколько символов вышивки бисером.
Знаки саамской символики отражены на экране телевизора.
















































Правила работы с бисером:
Подобрать иглу под бисер.
Подобрать хорошую прочную нить в цвет ткани.
Начать вышивку с центра.
Закреплять каждую бисеринку на ткани, перешагивая ниткой между бисеринками.
Вышивать только в центре и по краям.
Чтение учителем стихотворения Эльвиры Галкиной «Бусинка»
«Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Чётким узором на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу, при луне.
Четыре цвета – шамшура готова.
Красный цвет – жизни и очага.
На нём – крупинки голубого
Это озёра, реки, вода.
Жёлтый ласкает и радует глаз,
Это луч солнца просунулся в щель.
Дополняет узор белый снег, как алмаз
Засыпаны им берёзы и ели
Пусть предки не знали тогда букварей,
Их мысли и разум – в тех чётких узорах,
В них – красота и жизнь самих лопарей.
А сколько в них солнца!
А сколько простора!»
Завершит нашу работу небольшой кусочек оленьего меха, а для этого потребуются инструменты: иголка и ножницы. Они перед вами на столах.
Правила техники безопасности при работе с инструментами, бисером и мехом (повторяют вместе с учителем).

План работы (на доске):
Изготовление основы (по трафарету)
Составление рисунка, соединение деталей.
Пришивание тесьмы.
Вышивка.
Украшение мехом



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по-настоящему
красивым?
-внимание
-аккуратность
-точность
-вера
Над оберегом работают молча, думая только о хорошем!
9. Самостоятельная работа учащихся (индивидуальная помощь учащимся)
10. Выставка работ.
11. Вторичное закрепление, домашнее задание
Пока я готовлю выставку работ, вы поработаете в командах.
Самостоятельная работа в командах.
- Разделимся на 2 команды. Первая команда озаглавливает 3-ю часть и готовится к пересказу, а вторая – 4-ю часть.
Проверка.
-Как справилась со своим заданием 1 команда?
- Как с тех пор зовут тундры? Посмотрите на карту и найдите их.
- Какое название придумали люди горному хребту обломка оленьего рога?
- Слово 2-ой команде.
- О каком качестве человека это говорит?
- Дома приготовьте пересказ сказки по частям.
12. Подведение итогов работы.
- Что в этой сказке вам больше всего понравилось, запомнилось или, может быть, удивило?
- Выберите подходящую пословицу к этой сказке:
1. Нет худа без добра.
2. Чужое добро в глазах рябит.
3. Без надежды, как без одежды: и в тёплую погоду замёрзнешь.
- Как вы думаете, почему сказка так называется?
- Что означает это слово у саамов? Придумайте синоним к слову «налэть» (талисман, оберег)
-Хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы верили в свои обереги, а они хранили вас от бед и невзгод!
12.Рефлексия
-Оцените свою работу или работу своих одноклассников, пользуясь словами:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
мне захотелось


Знак солнца

Человек

Семья, дом, хороший человек

Знак оленя

Знак дома, тундра

Знак воды



15