Интегрированный урок литературного чтения и технологии Тема: « Весна идет»

Интегрированный урок литературного чтения и технологии
Тема: « Весна идет»
Ход урока:
Приветствие. ( лирическаямузыка)
Настал новый день.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните
Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту родной природы, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Орг. Момент
Посмотрите у нас сегодня на уроке много гостей. Издавна русские люди говорили «Гости в дом – радость в дом». Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Я думаю, что вы будете активными и внимательными на уроке.(садитесь)
Актуализация знаний. Сообщение темы урока:
- Ребята, посмотрите: Какой сегодня чудесный день. Я приглашаю вас в гости, а вот куда... Отгадайте загадки и помогите мне ответить на этот вопрос.. ( Дети 4 человека выходят к доске)
Была белая, да седая,
Пришла зеленая, молодая. (Весна)

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
В дом свой улей пчела
Первый мед принесла,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Весной)

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня (Весна)

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку (Весна)

- Итак,о каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?
Беседа :
– У кого из вас весна – любимое время года? (поднять руки)
– С чего у вас начинается весна? ( тепла, солнца, пение и прилёт птиц)
– Действительно, для каждого весна начинается по-своему, кажется меняется сам воздух, он наполняется новыми звуками и красками, даже солнце начинает светить по-другому.
-Вот и мы сегодня идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края.
- Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы и приметы о весне. Давайте их послушаем. ( Дети встают с места)
Приметы, пословицы
Апрель с водой, а май с травой.
Где в апреле река, там в июле лужица.
В апреле земля преет, спеши пахать и сеять.
В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельский скворец - весны гонец.
Ребята. Так, как у нас сейчас идет месяц апрель давайте о нем поговорим.А что же мы знаем об этом месяце?
Апрель-второй месяц весны. Происхождение названия месяца объясняют по-разному. Одно из них их такое: апрель происходит от латинского слова «Аперире», что значит «открывает» (имеется в виду пробуждение природы

Этот месяц необыкновенный. Месяц птиц, первых цветов, распустившихся деревьев. Торопится весна, с каждым днем прибавляются в природе всё новые и новые краски. На земле видна уже первая зелень травы. И над всем этим – голубое прозрачное небо

Апрель – самый неверный месяц. В апреле сходятся весна и зима, тепло и холод. В апреле тот целый день светит солнце, то целый день дует холодный ветер. Идет дождь со снегом

Апрель – замечательный месяц. Это месяц света, воды, зеленой травы. Глубоко и свободно дышат в лесу солнечные пригорки. Надулись на деревьях почки

Всё неспокойно в природе, все движется, дышит, начинает расти. Продолжается прилёт птиц. Прилетают жаворонки, утки, журавли, трясогузки, чайки. Почуяв тепло , выползают из разных щелок букашки и паучки. День всё прибывает и прибывает.
Работа над стихотворением
Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймем как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче духовно. Мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
- Послушайте стихи о весне и постарайтесь представить картины, нарисованные поэтами.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.

Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.
Первый солнечный денёк,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы,
А сосульки прослезились
И повесили носы.

На дворе стоит апрель.
За окном звенит капель.
Снежный котик у ворот,
Ручейками воду льёт
Распускаются цветы,
Небывалой красоты.

Вылез мишка из берлоги
Ведь весна то на пороге.
В небе жаворонка трель
Постучал в окно апрель.

Зима, вдруг, загрустила,
Метелью замела,
Санки подхватила,
И прочь скорей ушла,
А солнышко смеётся,
И поёт капель,
Песня звонко льётся,
Ведь спешит Апрель

Вот апрель в окно стучится. Что несёт нам наш апрель? Прилетают с юга птицы, Тает снег, звенит капель. Тают льдинки все на крыше И подснежники цветут. Пенье птиц мы утром слышим. Лужи, грязь, дожди идут. День становится длиннее, Ночь становится короче. И погода всё теплее. И весне мы рады очень!








- Какие картины весны наблюдают поэты?( Стало больше солнца, птицы поют песни, просыпаются звери, сосульки повесили носы, распускаются цветы, зима грустит, а солнышко смеётся)
- С каким настроением говорят о них?
( приподнятом, ожидающим чего- то нового, радостным)
-Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила? Солнце припекает.
Тают снега.
Журчит ручеёк.
Оживает земля.
Зеленеет трава.
Капает сосулька.
Звенит капель.
Раскрываются почки.

ФИЗМИНУТКА
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Творческая работа
Назовите, пожалуйста все весенние месяцы.
А, знаете . ребята   - месяц март получил своё название в честь бога войны Марса, апрель – значит даровитый. Май назван – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.
. А какие цветы расцветают весной? )( Д. примула, медуница, ветреница, сон- трава, хохлатка, мать –и- мачеха, ландыш, подснежники)
Как их еще называют?( первоцветы)
- А можно ли первоцветы, которые расцветают весной называть подснежниками? ( ответ детей)
-На этот вопрос нам ответит Устякин Владислав ( проект)
Моя работа называется: Что такое первоцветы?
Цель проекта:
Изучить, почему некоторые растения расцветают ранней весной.
Почему их называют первоцветами?
Рассказать друзьям и близким об охране первоцветов.
Я живу рядом с лесом. И мне всегда было интересно узнать побольше о растениях, которые растут в нашем лесу.
А самое главное, я хочу узнать почему же весной некоторые растения расцветают так рано, ведь ещё даже снег не полностью растаял.
Гипотезы исследования:
Растения цветут, когда для них созданы все условия: свет, тепло, влага. Но ведь снег ещё не до конца растаял, и значит не очень тепло.
Все ли цветы первоцветы называют подснежниками? Наверное, если они вырастают из под снега все можно назвать подснежниками?!
Вот и подснежников белые глазки Смотрят в проталинах снега в лесу, В шепоте нежном, тихом и ласковом Жизни начало и трепет несут.
Я узнал, что все цветы, которые расцветают ранней весной называются первоцветами, но не все являются подснежниками
Из рассказа кандидата биологических наук Евгения Сапаева:
Термин «подснежник» наши люди обычно применяют, имея в виду сон-траву – растение из семейства лютиковых.
Настоящий подснежник, или галантус (Galanthus), - растение из семейства лилейных, а вовсе не лютиковых. В Мордовии галантусы не растут. Им у нас просто холодно. Чтобы увидеть настоящие подснежники, нужно отправиться в Европу или на побережье Черного моря. На Кавказе можно встретить сразу несколько видов раннего цветка. Подснежник занесен в Красную книгу России.
Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной?
У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете, почему? Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение готово уже выпустить яркий цветок.
О чём рассказала Красная книга?
Подснежник (Галантус)
Происхождение:
Горные луга, леса. Средняя и Южная Европа, Малая Азия, Кавказ.
Широко распространен в декоративном цветоводстве во многих странах.
Всего подснежников 18 видов. Шесть из них занесены в Красную книгу Российской Федерации:
В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов. Пожалуйста, отгадайте!
Сделаем вывод:
Не все первоцветы являются подснежниками. Первоцветами эти растения называют потому, что они « первыми встречают весну», т. е. цветут первыми.
Бережно относитесь сами к родной природе и активно защищайте ее от браконьерства, от людей, не любящих природу, ее красоту. И природа ответит вам благодарностью.
Что мне помогло в выполнении этой работы:
Толковый словарь, «Красная книга» РМ и РФ.
Энциклопедия о растениях; Помощь родителей и учителя;
Дети скажите, пожалуйста, почему нельзя рвать большие букеты цветов?
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок,
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Ребята, я хочу вам загадать загадку о цветочке, который цветет весной . Отгадайте ее.: 
Замечательный цветок, Словно яркий огонек. Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный...
- Правильно, тюльпан .
Послушайте сообщение об удивительном цветке тюльпане.
Тюльпаны
Родина этого цветка Древняя Персия (Иран). Здесь его называли «дульбаш» или «тулипан», то есть чалма головной убор народов Востока.
В Англии считали, что тюльпан служит колыбелькой для маленьких эльфов и фей. В старой легенде говорилось о том, что в жёлтом сомкнутом бутоне было заключено человеческое счастье. И никто не мог добраться до него ни силой, ни хитростью, ни заклинаниями. Однажды мимо проходила бедная женщина с маленьким сыном. Увидев цветок, малыш с громким смехом вырвался из рук матери и бросился к нему. В тот же миг бутон раскрылся.
В России тюльпаны появились в 15 веке из Голландии.
А в Петербургском ботаническом саду образовалась даже своя коллекция тюльпанов.
-Сегодня мы узнаем, как быстро и легко сделать тюльпаны из гофрированной бумаги
- Назовите мне какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы?.
цветная гофрированная бумага,
ножницы, клей-карандаш, салфетка; 
простой карандаш; 
палочка
Прежде, чем начать работу, нужно приготовить рабочее место.
Во время работы нужно держать рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
Надо беречь инструменты, экономить материалы, всегда думать, как сделать работу лучше.
Есть такое правило: Закончил работу – убери рабочее место.
1. проведение инструктажа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.( слайд)
8.   Выполнение практической работы 
Работать будем в группах. Гостей мы тоже приглашаем присоединиться к нашей работе.
У нас с вами есть уже заготовки. Давайте вспомним как мы их приготовили.( Ребенок показывает и рассказывает ход работы)
1.На первом этапе работы мы отрезали 6 полос гофрированной бумаги размером 3Ч18 см вдоль линий гофрирования. Скрутили полоску в середине 2 раза. Сложили её пополам.

2.Затем сделали выпуклый лепесток, растягивая оба слоя бумаги. Сжали и закрутили основание.

3. На следующем этапе работы мы нарезали полоски зелёной бумаги шириной 2 см поперёк линий гофрирования. Взяли палочку для стебля (15-20 см) и оклеили её полосками, сложенными вдвое.

Осталось собрать все части. Работаем все вместе. Поместим вокруг стебля 3 внутренних лепестка, затем сверху 3 наружных. Плотно примотай их полосой, смазанной клеем или тонкой проволочкой.

5.У нас есть заготовки листочков, давайте наклеем их к стебельку и слегка закрутим листья
Посмотрите на свой цветок . У вас получились очень интересные «тюльпанчики».
- А как вы думаете, как можно использовать «тюльпаны» ? (Подарить родным, близким людям.)  - А почему люди дарят друг другу подарки?
9. Выставка работ Давайте соберём их в корзину. Молодцы! 
10.Рефлексия. 
- Что особенно понравилось на занятии?
- Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на занятии?  -Что вызвало затруднение?  
- оцените работу на уроке. 11. Уборка рабочего места.  -Ребята, приводим рабочее место в порядок.
12.Итог
Мы сегодня побывали в гостях у весны,в её волшебном мире . Мы имели возможность лишь прикоснуться к литературному и творческому искусству.
-Понравилось ли вам в гостях?
- Какой образ весны сложился в вашем представлении? ( Яркий, солнечный,нежный)
- Какое же лицо у весны? ( Я думаю это наше солнышко)

Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво.
Рисунок 515