Технологическая карта по теме Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
русского языка в 6 классе
Учитель Васильева Татьяна Ивановна

Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»

Цели урока:
Содержательная: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-».
Деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее и обобщать;
развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.

Планируемые результаты:
Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.

Тип урока: «Открытие» нового знания и освоение способа действия при выборе гласных е - и в приставках.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2016г.
компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник


Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентированный
Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.
Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора.
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются
Принцип психологической комфортности.
Коммуникативные:
- умение слушать
Личностные:
- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).
Регулятивные:
-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2. Словарная работа.
Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.

- Запишите словарные слова столбиком:
Диктует словарные слова:
Поддаваться
Репертуар
Изображение
Соломенный
Телефон
Акварель
Великолепие
Карикатура
Интересный
Проверьте диктант друг у друга, оцените.
- Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.
Записывают словарные слова столбиком.








Взаимопроверка
Определяют и записывают тему урока: «Приставки»

Принцип деятельности.
Познавательные:
общеучебные :
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;
логические:
- анализ объектов с целью определения темы урока;
Коммуникативные:
-умение строить связное высказывание.

3. Актуализация знаний.
Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия.
Организует повторение:
Но прежде чем мы запишем тему полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке? Правописание каких приставок мы уже изучили? Расскажите об условиях их выбора.
Готовит к восприятию нового материала.
- Мне пришло письмо (Слайд) Прбываем в Красноярск на поезде, прходящем ровно в 10.00 на пргородный вокзал. Если не возникнут непрдвиденные обстоятельства, в 12.30 будем в вашей школе и сможем прступить к работе.
С пламенным прветом прставки Пре- и При-
- Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?
(В какой части слова они пропущены и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? (Нет).
- Допишем тему урока. Как она будет звучать? (Приставки пре- и при-).
- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ?

Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок.













Формулируют тему и цель урока.
Познавательные:
-общеучебные:
- структурирование знаний;
-умение адекватно, осознанно строить высказывание
-логические:
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);
-обобщение наблюдений;
Регулятивные:
-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
-целеполагание
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

4. Изучение нового материала.
Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-.
Прослушивание фрагмента «Веселого урока. Приставки пре и при» (Радионяня).(по 31 секунду)

Организует самостоятельную работу обучающихся в группах. На СЛАЙДЕ сгруппированы слова.







Включает песню до конца.


 А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни?


Работают самостоятельно в группах . Разрабатывают ОК правила. Передают знания друг другу.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. Выводят алгоритм правописания приставок
Строят монологическое высказывание по теме.


Прослушивают песню до конца и оценивают друг друга






Познавательные:
-общеучебные:
-поиск и выделение необходимой информации;
-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;
-умение применять информацию для решения практических задач.
-структурирование знаний;
-умение адекватно, осознанно строить устное высказывание.
Регулятивные:
-планирование своей деятельности;
-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;
-коррекция;
-контроль.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра;
- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;
- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы
Личностные:
- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

5. Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения.
Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)
А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь: присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься:
«А ведь преинтересный урок у нас получается!»
Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

После физкультминутки настраивает на следующий этап урока.

Перед следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»
Выполняют действия
Регулятивные:
-саморегуляция;
Коммуникативные:
- управление поведением партнёра
Личностные:
- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе).


6.Применения знаний и умений в новой ситуации.
Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения.
Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

Возвращается к письму.






Организует работу в группах.

1 группа: «Лингвистическое лото»  
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Е
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

И
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить

2 группа «Редакторы»
Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок   Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     
1. Вдруг о полночь конь заржал...      Караульщик наш __________,     
Посмотрел под рукавицу     
И увидел кобылицу.
2.-Здравствуй, князь ты мой _____________,
Что ты тих, как день ненастный?
 3. Лишь игрушка-горбунок
 У его вертелся ног,
  Хлопал с радости ушами
Да _______________ногами.
4.Раз он в море закинул невод, ____________невод с одною тиной.

5.________________к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
6.Только поп один Балду не любит, Никогда его не _______________

4 группа: «Заблудившиеся слова» Задание: исправьте ошибки  
Приставка при-
Приставка пре-
  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з
Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  
Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение


5) «Собери текст»
У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них собрать текст. Вставьте пропущенные буквы.
1.Мелкая листва облетела с прбрежных лозин.
2.Музыка в траве пртихла.
3.Вы любите осеннюю прроду?
4.Я всегда радуюсь прближению осени, поэтому меня не пугают
прогромные тучи, дождь и грязь.
5.Я фотографирую его, а он продолжает прспокойно сидеть.
6.Он словно прзадумался.
7. Вот и сегодня пркрасно в осеннем лесу!
8.На ветке березы пртаился дятел.
(Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5)





Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.
Записывают слова с пропусками.
Оценивают свою работу.

Работают в группах.
.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.
Передают знания друг другу





Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.






























































Сдают учителю на проверку
Познавательные:
общеучебные:
- умение применять информацию для решения практических задач;
- умение адекватно, осознанно строить устное высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;
- умение строить доказательства;
- рефлексия способов и условий действия
логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;
- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона
- коррекция;
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
- сотрудничество в поиске информации;
- умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;
- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы
Личностные:
- самоопределение;
- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;
- развитие творческого мышления.

7. Домашнее задание.

Даёт комментарий к выполнению задания.
Записывают домашнее задание:
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
Для всех: запомнить правило
На выбор:
1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.
2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.
3. выполнить упр. 204
Принцип психологической комфортности.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий
Регулятивные:
- прогнозирование;
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
- самооценка на основе успешности

8. Рефлексивно-оценочный.
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Принцип обратной связи.
Регулятивные:
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- оценка процесса и результата деятельности.
Личностные:
- самооценка на основе успешности;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.










13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15