Конспект урока по истории Соседи восточных славян (6 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
План - конспект урока
Тема: «Соседи восточных славян»
Составитель:
Булатова Марина Викторовна
учитель истории и обществознания

с. Коркинское , 2016
Тема: «Соседи восточных славян»
Цель: сформировать представления о соседях восточных славянах.
Задачи:
Развивающие:
Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника) и картой.
Развивать умение анализировать источники, работать по алгоритму, а так же делать выводы;
Образовательные: дать учащимся представление о прародине древних славян, о нравах, обычаях и традициях.
Воспитательные:
Способствовать формированию взаимоуважения, стремление к сотрудничеству для достижения общего
положительного результата.
Развивать толерантности, культуры общения в совместной работе.
Тип урока: изучение нового материал
Оборудование:
Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;
Атлас «История России для шестого класса»;
Карта «Славяне и их соседи V-X в.;
Исторические источники.
Иллюстрации
Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная. Оформление доски. Приложение №1.
План урока:
Жители лесной полосы Восточной Европы .
Тюркский и Аварский каганаты.
Хазарский каганат
Волжская Болгария и Византия
Этапы урока.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
(1-2 мин)
-Приветствие. Здравствуйте, присаживайтесь, проверьте, пожалуйста, все ли нужные принадлежности у вас на партах. Так же давайте проверим отсутствующих в классе. -Учащиеся приветствуют учителя, а так же готовят рабочие места к работе.
II. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
(10 мин.) -Напомните мне тему прошлого урока.
Да совершенно верно, мы с вами изучали на прошлом уроке «происхождение восточных племен».
-Давайте немного освежим ваши знания и поиграем в игру «Вопрос – ответ». Для этого мы разделимся на три группы, суть игры заключается в том, что я одной из групп задаю вопрос, а она в свою очередь дает ответ. Если группа не справляться с ответом, то право голоса передается другим группам (приложение 1,2) -Внимательно слушают учителя. Знакомятся с правилами игры.
III. Переход к изучению нового материала.
( 15 мин.) -Все молодцы, успешно справились с заданиями игры.
Теперь открываем тетради, записываем тему и число урока.
-Исходя из названия темы, как вы думаете, что мы будем изучать на уроке.
-Учитель выслушивает учащихся, тем самым подводя их к выведению цели урока. Для выведения цели необходимо опросить учащихся.
-После выведения цели, переходим к изучению первого пункта плана, а для этого чертим схему.

292481016383000 Чудь Мере Весь
1964690165100012007851651000
Финно-угорские племена
29248104445002048510444500115379510033000
Мурова Черемисы Мордва
-Как вы думаете, какой вид деятельности был главным у жителей лесной полосы?
-Да вы совершенно правы, одним из главных видов деятельности было:
1.Земледелие
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
-Как вы думаете, почему столько видов деятельности существовало у жителей лесной полосы?
-Одной из главных причин, является суровый климат, который оказывал влияние на количество урожая.
-Так же лесные жители активно развивали ремесло. Что такое ремесленное производство?
-Ремесленная деятельность у лесных жителей была разделена между мужчинами и женщинами
-Как вы думаете, чем занимались мужчины, а чем женщины?
Давайте запишем:
Мужчины
1.Утварь из дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
-Основным местом проживания лесных жителей были полуземлянки. Около них находились городища. Что такое городища?
-Так же у финноугров были свои религиозные верования.Прежде всего они верили в силы лесов рек, в существование водяных и русалок. Главным божеством был бог Перун.
-Продвижения славян по данной территории получило название колонизации. В процессе колонизации славян заимствовали у населения много названий рек и озер.
Помимо финно-угорских племен так же существовало ираноязыческое население.
- Они так же оказали влияния на развитие русского языка, что выражается в заимствование таких слов как:
1.Бог
2.Топро
3.Хата
4.Собака.
-Помимо этого иранские имена носили боги Хорос и Стрибог.
-На этом изучение жителей лесной полосы мы заканчиваем и переходим к изучению еще нескольких племен. А для более удобного изучения давайте разобьемся на три группы: каждая группа заполнит по одной колонке из таблицу. После чего мы проверим правильность выполнения работы (приложение 2)
-Все молодцы, с заданием справились. Последнее государство, которое мы рассмотрим - это Византия.
-Как вы думаете, оказала ли влияние на развитие славян Византия?
-Вы правы. Многие достижения культуры славяне заимствовали именно у Византии, т.к. именно Византия считалась одним из развитых государств. О чем свидетельствуют раскопки древней столицы Константинополь (Стамбул), который среди славян получил за свою красоту название - Царьград, но даже несмотря на свое развитие и могущество в 860 году город будет разрушен воинами с северных берегов моря, которые называли себя Рост и Русь. -Учащиеся записывают тему « Соседи восточных славян», а так же число 4.02.16
-Учащиеся выдвигают предположения на поставленный вопрос, а так же выводят цель урока.
-После формирования цели урока ,учащиеся совместно с учителем записывают схему
Чудь Мере Весь
21443954191000140589012065002260604191000
Финно-угорские племена
2216150444500140589044450037147510033000
Мурова Черемисы Мордва
-Учащиеся выдвигают свои мнения.
-А так же слушают учителя и записывают основную информацию в тетрадь.
Виды деятельности :
1.Земледелие
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
Занятие :
Мужчины
1.утварь из дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
-Городище –это постройка окружена земляными волами.
IV. Работа учащихся в группах.
( 10 мин.) -Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости
Работа учащихся в группах по алгоритму:
1. Выбор лидера группы.
2. Выбор хранителя времени.
3. Работа с тестом параграфа (чтение, выбор главного)
4. Работа с вопросами.
5. Совместное обсуждение.
6. Выполнение задания.
7. Выбор выступающего.
V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала (5 мин.) -По окончании выполнения групповой работы. Учитель выслушивает ответы учащихся. -Учащиеся выступают с ответами на вопросы.
VI . Подведение итогов.(5 мин.) Рефлексия
1. Какую тему мы сегодня с вами изучали?
2. Как вы думаете, почему нам с вами удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?
- как мы это делали?- зачем мы это делали?- достигли ли мы тех целей, которые перед собой ставили?
Так же проведение самооценивание учащихся. -Ответы на поставленные вопросы учителя выражение мнения по поводу оценок за урок. Заполняют оценочный лист
VII. Домашнее задание.(2 мин.) -Выучить определения, подготовить сообщение по группам о древнеславянских языческих божествах.
Запись домашнего задания в дневник.
Приложение №1.
Оформление записей на доске Оформление записей в тетради
Число.04.02.16
Тема: «Соседи восточных славян»
Цель: сформировать представления о соседях восточных славянах.
Записи по первому плана.
Схема. Финно-угорская языковая семья.
Чудь Мере Весь
2048510317500264985560960001019810381000
Финно-угорские племена
925830482600027419304445002048510444500
Мурова Черемисы Мордва
Виды деятельности :
1.Земледелие
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
Основные виды деятельности:
Мужчины
1.Утварь из дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
Заимствование слов:
1.Бог
2.Топро
3.Хата
4.Собака. Число.04.02.16
Тема: «Соседи восточных славян»
Цель: сформировать представления о соседях восточных славянах.
Записи по первому плана.
Схема. Финно-угорская языковая семья.
101981018097500 Чудь Мере Весь
2048510622300027628853175000
Финно-угорские племена
925830482600029248104445002048510444500
Мурова Черемисы Мордва
Виды деятельности :
1.Земледелие
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
Основные виды деятельности:
Мужчины
1.Утварь и дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
Заимствование слов:
1.Бог
2.Топро
3.Хата
4.Собака.
Приложение №2.
Название племен Век существования Место расположения Основные понятия и годы
Тюркский и Аварский каганат 6-8 Предгорья Алтая Каган, хан-глава государства. Авары - кочевенные племена. Дулебы-племена славян
Хазарский каганат 7 Нижнее Поволжье Итиль - столица. Иудаизм - религия. Дань - выплата денежных средств.
Волжская Болгария 8 Территория от Кубани до Днепра Казань - столица. 922-принятия ислама.