Музейный урок на тему Как рубашка в поле выросла


Музейный урок
«Как рубашка в поле выросла»
3 класс
Разработала: Ситкова И. Н., учитель начальных классов
Сейчас ведутся разговоры о национальной идее, которая должна быть у русского народа, которая бы объединяла людей. Она не возникнет ниоткуда. Учитель должен ставить перед собой цель – приобщить детей к культуре русского народа, её лучшим традициям, её истокам, ведь нам есть, чем гордиться и чему учиться у наших прадедов.
На достижение этой цели направлен ряд мероприятий, проводящихся с первого по четвёртый класс начальной школы. Одно из них для учащихся третьего класса – «Как рубашка в поле выросла». Для его проведения выбрана форма посиделок. Уютная обстановка, непринуждённое общение, знакомство с неизвестным прошлым, возможность самому творить и фантазировать – то, чего так не хватает современным детям. Встречи со стариной – всегда открытие для детей, праздник, новые знания и впечатления.
Проведению мероприятия предшествует поход в краеведческий музей. В младшем школьном возрасте детей интересует почти каждый музейный экспонат и то, как он использовался. Хочется взять его в руки, попробовать им пользоваться. А в руки возьмут и, будто передаётся детям мудрость прадедов, их жизненный путь, приоткрываются тайны глубокой старины. Проводя занятие на материале музейных экспонатов, учитель погружает детей в предметный мир материальной и духовной культуры прежних поколений, создавая особую атмосферу сопереживания и сотворчества для современных школьников. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает маленького человека к сокровищам народной культуры. Этому способствуют применяемые на мероприятии формы и методы: игра, театрализация, инсценировка, диалоги, беседы. Все наглядно представлено, дети активно участвуют в процессе обработки льна, думая и выбирая подходящие инструменты. Есть возможность проявить себя и поучиться у старших.
Задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания, обработки льна, создания из него одежды;
Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту;
Развивать образное восприятие истории, нашего прошлого.

Подготовка к мероприятию.
Посиделки – дело общее, готовятся все: учитель, родители, дети, вожатые, музейный работник и музыкальный руководитель. Внеклассное мероприятие «Как рубашка в поле выросла» связано с учебными предметами: окружающий мир, изобразительное искусство, технология, фольклор, внеклассное чтение. Учебные темы являются логическим продолжением тем, затронутых на мероприятии, что подчёркивает его важность, значимость и целесообразность.
Учитель совместно с музейным работником подготавливает экспозицию на заданную тему, подбирает материал, соответствующий возрасту детей.
С учителем музыки подбирается фольклорный материал по теме, создающий позитивную эмоциональную атмосферу, позволяющий вовлечь всех детей в праздничное действо. Дети выступают группами и все вместе.
Вожатые готовятся к роли хозяев, подбирают костюмы в музее, разучивают необходимые тексты, учатся обращаться с экспонатами, которые будут использованы на мероприятии.
Работа с родителями – подготовка детских костюмов, угощения. Одна из бабушек готовится прясть и петь.
Для мероприятия отобрана лишь часть материала по данной теме в соответствии с возрастом детей, их интересами и с отведённым на мероприятие временем.
Оформление класса. Класс убран в виде горницы с домоткаными половиками, столом с самоваром, образами; школьная доска задрапирована холстами, посредине – рубашка, по бокам – снопики льна.
На отдельных листах напечатаны новые слова, которые дети узнают в процессе мероприятия: лён, цеп, молотило, трепало, чесало, костра, гребень, прялки, веретено, стан, челнок, холст, валёк, рубель, скалка. Основные экспонаты, используемые на мероприятии: лён на различных стадиях обработки, цеп, молотило, трепало, чесало, гребень, прялки, самопрялка, веретено, челнок, холсты, валёк, рубель, скалка, рубахи льняные, полотенца, тканые пояса.Ожидаемые результаты:
На мероприятии дети получат новые знания, умения, навыки.
Это мероприятие станет для детей уроком доброты и трудолюбия, уважения к нашему прошлому, к людям старшего поколения. Частица народной мудрости, культуры русского народа должна через поколения передаться нашим детям.
Совместное проведение времени положительно скажется на сплочении ребят.
Ход мероприятия «Как рубашка в поле выросла»
Учитель. Здравствуйте, дорогие дети и гости!
В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, пряли, вязали, вышивали, обязательно пели, рассказывали побасенки, сказки. Так веселее было работать, быстрее проходил вечер, да и работа спорилась. Назывались эти вечера посиделками. Молодые люди учились на них мудрости. И мы сегодня с вами устраиваем такие посиделки. Желаю вам время с пользой провести.
Когда-то в детстве я прочитала рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». А вам это интересно? Мы обязательно познакомимся с этим рассказом, а пока попробуем сами ответить на этот вопрос. Хотите узнать о чуде рождения русской рубашки? Я вам помогу. Предлагаю путешествие во времена стародавние, познавать новые тайны наших прадедушек и прабабушек. Чтобы попасть в конец XIX века мы возьмём пропуск. Давайте оденемся так, чтобы не сильно отличаться от жителей того времени. (учитель и девочки накидывают на плечи красивые русские платки, мальчики подпоясывают рубашки)
Ведь сегодня мы будем гостями в русской избе, в светлой горнице.
- Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Считаем: 5,4, 3, 2, 1...
(Появляются хозяева дома)
Хозяева. Здравствуйте, люди добрые!
Милости просим!
Если величать - так на пороге встречать!
Учитель. Есть в природе нашего народа
Вечные особые черты-
Не берут ни годы, ни невзгоды.
Ни капризы ветреные моды
От души они, от доброты.
Хозяйка. Гость войди,
Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьём.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом.
Хозяин. И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль!
(Низко кланяются, вручают гостям хлеб-соль)
Хозяева. Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно, всем ли места хватило?
Учитель. Спасибо, дорогие хозяева.
Очень уж у вас наряды красивые, и рубашки, и сарафан.
Дети, как вы думаете, из чего и как они созданы? (Выслушиваются варианты ответов)
Я знаю, что давным-давно наши предки делали одежду из крапивы. (Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди»).Действительно, наши предки, как в Дании, изготавливали одежду из крапивы, но она была грубой и не очень ноской.
(обращается к хозяевам)
-А ваша из чего?
Хозяин. Полотно для рубах, сарафанов, скатертей, полотенец делали из удивительного растения – льна.
Учитель. Значит, ваши рубашки тоже в поле выросли? Дети, кажется мы близки к разгадке тайны рождения рубашки!
(учитель предлагает найти лён среди других растений)
Хозяйка. Самая лучшая одежда получается из льна, растения , традиционно выращиваемого на Руси. В ней и летом не жарко и зимой тепло. Льняное полотно «дышит». А попробуйте его порвать (подносит детям), полотно очень крепкое, а ведь ему десятки лет!
Учитель. Встречайте, чудо -растение - лен ! Сколько труда вкладывали в выращивание льна и его обработку наши предки, ведь у них не было машин, как у нас сейчас. Для льна готовили новую землю. Вырубали лес, оставшиеся пни сжигали, только тогда пахали землю, боронили и сеяли лён. Как вы думаете, кто занимался посевом льна? Правильно, мужчины. Считалось, что мужчина – хранитель рода, сила семьи, которая передаётся будущим растениям. С посевом льна связано много примет.
(Дети читают приметы)
Если перед посадкой объехать на лошади вокруг деревни, то будет хороший урожай.
Старались сеять лён в солнечный день и, чтобы он был лёгкий – вторник, четверг, суббота.
В день сева мужчина отправлялся в баню. Тогда лён будет чистым, без сорняков.
Старшая женщина в семье клала в семена льна печёные яйца. Если сеяльщик приступал к севу и захватывал яйцо, то он подбрасывал его высоко вверх, чтобы лён выше рос.
(Мальчики исполняют песню с движениями «В тёмном лесе»)
В тёмном лесе, в тёмном лесе,
В тёмном лесе, в тёмном лесе,
Залесью, залесью.
Распашу ль я, распашу ль я,
Распашу ль я, распашу ль я,
Пашенку, пашенку.
Я посею, я посею,
Я посею, я посею,
Лён-конопель, лён-конопель.
Уродился, уродился,
Уродился, уродился,
Лён-конопель, лён-конопель.
Тонок-долог, тонок-долог,
Тонок-долог, тонок-долог,
Бел-волокнист, бел-волокнист.
Учитель. Сеяли в землю маленькие гладкие семена . Давайте на них посмотрим. (Показ семян)
После посева мужчины ко льну уже не прикасались. Недели через две покрывалось поле зелёною шелковистою травкой. Вся работа по уходу за растениями ложилась на плечи женщин. Посевы несколько раз за лето пололи, посыпали золой, чтобы не поела льняная блоха. Прошло ещё несколько недель: травка на полосе поднялась и, на ней показались голубые цветочки. Поле покрылось нежно-голубой дымкой. Красота!
К концу августа у льна вместо цветов появились головки-бубенчики. Что в них ? (Показ)
Дети. Там и находятся семена льна.
Учитель. К 28 августа, к Успению Божьей Матери, весь лён должны были с полей убрать. Как же это происходило? (варианты ответов)
Учитель. Чтобы понять, как его убирали с полей, внимательно посмотрите на стебелёк льна (показ). Где находится волокно, из которого впоследствии мы будем делать ниточки? (ответы детей)
Учитель. Правильно. Будем дергать с корешком. Попробуем вместе. (все дети встают и воспроизводят сбор льна в виде пантомимы)
Учитель. Вот собрали мы лён, можно приступать к обработке.(хозяева берут цеп)
Хозяева. Когда лён просох, будем головки, в которых находятся семена, отбивать цепом или молотилом. Колотим, колотим (воспроизводится процесс).
Учитель. Позднее это делали по-другому. (Показ семян льна без коробочек). А что мы будем делать с семенами льна? (Оставим для посева в следующем году, для изготовления масла, для лекарственных целей).
Учитель.Стебель у льна жёсткий, упругий, поэтому нам ещё рано пытаться достать волокно из стебля. А потому топили лён в речке, ещё и камнем сверху придавливали, чтоб не всплыл. Недели через две из воды вынимали, сушили, да давай колотить бедненького, отделять костру (ненужную часть стебля) от волокна. Делали это женщины в промежутках между другими хозяйственными делами, ведь к середине октября волокно должно было быть готово к прядению. В этом им помогали мялка и трепало. (Ребята воспроизводят работу льномялки).
Мало только промять лён, нужно его ещё трепать. Трепать собирались вместе. Женщины пели, рассказывали всякие сказки, прибаутки. И вот, если какая заболтается, прекратит трепать лён, старшая женщина ей обязательно скажет: «Ну-ка, Фиска, хватит трепать языком-то, давай трепи…» Чем?
Дети. Трепалом.
Учитель. Вытрепавши, лён чесали. Предлагаю вам из нескольких предметов выбрать нужный нам. (с помощью музейного работника выбирают чесало)
-Как вы думаете, из чего сделано чесало? (выясняют, что из щетины борова).
Учитель. Дети, обратите внимание на каждый инструмент. Сделан он добротно, на века, с любовью, как и всё за что брались наши прадеды. Они оставили о себе светлые воспоминания в предметах и делах. Мы же должны учиться у них трудиться.
- А сейчас вернёмся ко льну. (дети смотрят и трогают).
Каким стал лён?
Дети. Мягким и шелковистым.

Учитель. Конечно, ведь его чесали чесалами, гребнями и даже собственными расчёсками. Теперь мы можем из чистого волокна прясть нитки. Молодые девицы в этом деле перенимали опыт у старших.
Девочки исполняют песню с движениями «Позолоченная прялица»
Позолоченная прялицаМы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.
Какие предметы нам понадобятся для прядения? (дети выбирают прялку и веретено)
Когда же наступали длинные зимние вечера лён, кудель прикрепляли к прялке (показ), да и давай нити прясть.
(Звучит песня «В маленькой светёлке», бабушка кого-нибудь из ребят прядёт).
Учитель. Как вы думаете, с какого возраста девочки учились прясть? (ответы детей) Кто хочет попробовать?
Хозяйка. Мамы сажают своих дочерей за прялки с 5 лет, для этого папы делают специальные прялочки. Прясть начинали с Покрова Божьей Матери – 14 октября и до Великого поста.
Музейный работник. А вот и «дочка» обычной прялки – самопрялка, которая появилась в XVII веке, но и сейчас есть ещё бабушки, как наша, пользующиеся обычной прялкой для прядения пуха и шерсти.
Учитель. Во время поста мужчины в избах устанавливали ткацкие станы и женщины ткали полотно.(рисунок стана). Проворно бегает челночок между нитями и тут уж выходит холст.(Показ)
- Холст серого цвета, а ведь мы видим белые рубашки. Почему? Сколько ещё сил отдавали женщины, чтобы отбелить холсты. Полотно и в горячий щёлок (раствор древесной золы в воде) замачивали, и на снегу под мартовским солнцем раскатывали. Отбеливать холсты приходилось несколько раз. Этот процесс мог растянуться до июля. Считалось, что хорошо отбеливает ткани роса; для этого холсты нередко оставляли расстелёнными на всю летнюю ночь и, это служило для ночных бдений и развлечений молодёжи – парни и девушки вместе ходили «зорить» холсты. После этого холсты стирали вальком (показ), а затем гладили старинным утюгом – рубелем с помощью скалки. Почему он так называется и как его применять? (Дети находят среди предметов рубель, пробуют гладить, хозяева им помогают).
- Ребята, представляете, что этими предметами могли пользоваться Баба-Яга, Василиса Премудрая. Не одно тысячелетие эти орудия труда помогали нашим прабабушкам в быту.
Хозяйка. После этого процесса наш холст готов для шитья.
Хозяева. Есть у нас полотно. Что же нужно сделать, чтоб рубашку сшить? Раскроить. А потом иголку с ниткой в руки взять и сшить. Так и родилась русская рубашка!
Учитель. Сколько времени и сил вложено в неё. Какие качества характера должны быть у людей, потрудившихся над рубашкой? А лениться и дремать, когда работаешь, нельзя! (Игра «Дрёма»)
Недаром сложены такие пословицы и поговорки.
(Говорят дети)
Лён вымотает, лён и озолотит.
Лён не уродился – в мочало пригодился.
Силён лён у семи Алён.
Лён – доходная культура. Он и деньги, и натура.
Семя на племя, а нить на ткань.
Не домнёшь мялкой – вспомнишь за прялкой.
А что ещё можно было сшить изо льна? Давайте-ка заглянем в сундук к хозяевам. (рассматривают другие изделия из льна)
Дети. Вот и посидели
Вот и погуляли.
Про рубашки русские
Много мы узнали.
А хозяевам мы спасибо скажем за хлеб, за соль и песню споём. (Дети поют песню «Во кузнице»)
Хозяева. Спасибо вам. (угощают гостей)
Учитель. Принимать нас не забота
Но теперь их ждёт работа:
Пряжу прясть, коров доить,
Деткам санки починить.
А по сердцу нам придётся,
Огонёчек вновь зажжётся!
В наш уютный уголок
Мы зайдём все на часок!
Дети. Спасибо! До свидания!(хозяева уходят)
Учитель. Вот и закончилось путешествие. Что вы чувствуете? Мы достигли цели путешествия?
-Мы сегодня узнали, как рубашка в поле выросла и сколько труда, любви, старания было вложено в её изготовление.
Спасибо всем, кто помог нам путешествовать в прошлое!
Литература:
1. Воспитание школьников. № 1, 2001 г. «Занятия в Музее русского деревенского быта».
2. Возвращение к истокам. Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2000 г.
3.Классный руководитель. № 3, 2008 г.