Конспект урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики на тему Христианство на Руси и в России


Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Класс : 4
Тема урока: «Христианство на Руси и в России»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Дать учащимся понятие о возникновении православия и христианства на Руси;
2.Развивать познавательный интерес к прошлому; умение работать с текстовым материалом, работать в группе; развивать монологическую речь учащихся;
3. Способствовать нравственному воспитанию учащихся, продолжить работу над формированием у учащихся чувства патриотизма и уважение к прошлому своей Родины; определяя основополагающую идею религий мира, способствовать воспитанию толерантного отношения, чувства добра и сострадания.
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой учащихся
Хочу начать урок с хорошего правила:
Заходи смело, говори дело, уходи быстро.Других не зли и сам не злись.Мы гости в этом бренном мире.И если что не так – смирись,Будь поумнее – улыбнись.Холодной думай головой,Ведь в мире всё закономерно:Зло, излучённое тобой,К тебе вернётся непременно… Омар Хайям
Над чем заставляют задуматься эти слова?
Ответы дети.
НЕ желай людям зла, ибо оно может вернуться к тебе.
II. Повторение пройденного материала.
1.Повторим пройденный материал. Проведём работу в группах.
Каждая группа получает листок со словами. Используя эти слова, вы составляете связный текст-рассказ. Работайте дружно, не перебивайте друг друга, дайте возможность высказаться каждому в группе. После обсуждения один ученик из каждой группы выступит с рассказом.
Опорные слова
I группа Библия, Бог, 6 дней, небо, земля, день, ночь, звери, птицы, первый человек-мужчина, рай, дерево познания добра и зла, хитрый змей, запретный плод, грехопадение Адама и Евы; II группа Бог разгневался, раскаялся, Водный потоп, Ной, ковчег, дождь-40 дней и ночей, возрождение жизни, вавилонская башня, на понравилось Богу, происхождение разных народов; III группаЕвангелия, Дева Мария, архангел, Иисус Христос, рождение, Вифлеем, мудрецы, Спаситель, бежали из Иудеи, своё учение, проповедь, чудеса;IV группаРимская империя, вера во многих богов, Христианство, преследование первых христиан, катакомбы, священники, церковь, распространение христианства, император Константин;
2. Разгадывание кроссворда.
Все ответы располагаются в вертикальной строке. Разгадав кроссворд, в горизонтальной строке появится слово, которое связано с темой урока.
1. Комната монаха - келья
2. Злой поступок человека - грех
3.Вера в бога - религия
4. Христианин, основным занятием которого было служение Богу –чтение молитв, проповедь христианского учения - священник
5. Храм Божий - церковь
6. Восточная Римская империя – Византия
7. Священная книга христиан - Библия
8. Место рождения Иисуса Христа - Вифлеем
III.Изучение нового материала
1.Какое слово получилось в горизонтальной строке? - КРЕЩЕНИЕ
Вопросы учителя :-Когда образовалось древнерусское государство?
-Какой древнерусский князь принял веру в единого бога? Когда было принято христианство на Руси?
В 988 г. великий князь киевский Владимир, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Какое христианство было принято? – православие.
2.Слово учителя
Православие сыграло огромную роль в сохранении и расширении России . Оно также сыграло решающую роль в создании летописей, или своего рода дневников, в которых монахи записывали исторические факты, события.
Принятие христианства привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси. Одним словом с принятием христианства наша страна стала стремительно развиваться, духовная и культурная жизнь страны стала на новую ступень развития.
3. Работа с учебником (чтение с заданием: составить вопросы по прочитанному)
Вопросы детей…
Вопрос учителя:
Как в народе прозвали киевского князя Владимира? Почему?
Д/з Найти ответ на этот вопрос.
Повторите вопрос про иконопись.
Что такое икона? - Это изображение лиц святых или событий церковной жизни.
Где вы в жизни можете увидеть иконы?
Взгляните на экран (показ слайдов)
Изображения икон
Вот это изображение вы могли видеть в 3 классе на странице учебника «Окружающий мир» Кто помнит - чей это образ? Знаменитого святого -преподобного Сергия Радонежского. Что мы о нём знаем? (рассказ ученика)
Как называется монастырь? Где он находится?
Троице-Сергиева Лавра, находится в центре города Сергиев-посад Московской области.
4.Рассказ учителя
В истории России было разное отношение к религии, к верующим. Было такое время, когда простым верующим людям запрещали посещать церкви, совершать обряды . Очень многие исторические памятники культуры: церкви и храмы, мечети разрушали, перестраивали и даже сжигали. Священников преследовали, сажали в тюрьмы. Это было непростое время для верующих.
Ребята, а что сейчас изменилось?
А в нашем городе есть места для верующих? (показ слайдов)
Мы в этом году впервые начали изучать предмет ОРКСЭ. Чему учит любая религия?
Религия учит людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию.
Исполнение песни «Дорога добра»
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.