Конспект урока по окружающему миру на тему В гости к осени


Тема урока: «В гости к осени»
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе.
Показать связь между живой и неживой природой.
Развивающие:
Развивать устную речь, память, мышление, воображение.
Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе
Воспитательные:
Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
УУД, формируемые на уроке.
(универсальные учебные действия)
1. Личностные УУД
1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.
1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.
2. Регулятивные УУД
2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД
Общеучебные:
3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3.2. Поиск и выделение необходимой информации.
Логические:
3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
4. Коммуникативные УУД
4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.
4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.
4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
Оборудование: презентация, аудиозаписи, карточки для выполнения самостоятельной работы, детские фото
Ход урока
I.Самоопределение к учебной деятельности
(слайд №1)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром
Ребята, у нас сейчас урок окружающего мира
II. Постановка учебной задачи
(слайд №2. "Времена года" Чайковский)1. Чтение стихотворения
Ребята послушайте стихотворение:
Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,Гусей крикливый караван тянулся к югу:Приближалась довольно поздняя пора; Стоял ноябрь уж у двора.
О чем говорится в стихотворении? (об осени)
(слайд№3)
2. Сообщение темы и цели урока
Так, о чем мы будем говорить на уроке? Кто может сказать, какая же тема нашего урока? (В гости к осени)
Какие цели мы поставим перед собой?
III.Закрепление
(слайд№4)
1) Осенние месяцы
-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.
Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.
1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ
2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.
3. ПЕРВЫЙ ПРОЧНЫЙ СНЕГ- В НОЧИ НА МОКРУЮЗЕМЛЮ.
(слайд №5-6, музыка)
2) Погода
Поговорим о погоде осенью.
- Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?- Запишем на доске сегодняшнюю температуру воздуха ( например, четыре градуса выше нуля). По утрам и ночам термометр опускается ниже нуля, запишем : два градуса мороза, нуль градусов.
Послушайте прогноз погоды (диктор-учитель читает под музыку прогноз погоды) (Два варианта)
Уважаемые телезрители! Сегодня пасмурная погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев. Дождь не ожидается в течении всего дня. Температура воздуха днём
5-7градусов тепла.
А почему люди слушают прогноз погоды?
Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами. Найдите среди них слова-признаки осенней погоды и назовите их.
(слайд №7)
Похолодание Жара
Дожди Таяние снега
Туман Снегопад
Ветер Град
Заморозки Цветение
Облачность Листопад
Микроитог:
(слайд8)
3.Осеннее явление природы - листопад
С похолоданием в природе начинается листопад.
​ Что такое листопад?
Листопад - сезонное явление природы. Происходит листопад осенью. Лиственные деревья и кустарники сбрасывают свои листья. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов.
​ Кто наблюдал это явление?
(фотогалерея детских работ на доске)
​ Опишите свои чувства и ощущения.
(слайд№9-10)
И . Бунин, наблюдая осенний лес, был поражён его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
(слайд№10)
-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
4. Растения осенью
Работа с парами
Некоторые самые любознательные листики потянулись за знаниями в наш класс. На ваших столах листочки: красного, зелёного и жёлтого цветов. Выберите листок любого цвета. Переверните его и выполните задание.
(слайд№11)
1)Задание на зелёном листке
Найдите в группе слов лишнее, подчеркните и докажите, почему?
Сосна, рябина, берёза, осина, клён.
Опадают ли хвоинки осенью? Как вы думаете, почему?
У хвойных деревьев хвоя опадает в течение всего года, а не осенью как у лиственных, по этому смена хвои и незаметна
(слайд№12)
2)Задание на красном листке
Подберите однокоренные слова к слову листопад
листья, листочек, лиственница, листва, листовка, листок...
(слайд №13)
3)Задание на жёлтом листе
Какое лексическое значение у слова ЛИСТ?
Является ли это слово однозначным или многозначным?
(слайд №14)
IV. Физминутка— А сейчас представьте, что вы — осенние листочки, и давайте поиграем!
Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок —
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
V.Закрепление
5. Животные осенью
- Осенью изменяется не только жизнь растений. К зиме готовятся и животные.
(слайд №165, голос кукушки)
- Давайте послушаем птичий разговор?
(Инсценировка)
Иволга и Кукушка (Н. Сладков)
- Слушай, Иволга, о каких холодах местные пичужки щебечут?
  -Будто бы наступает поздняя осень, может выпасть белый снег, похолодает?
- Э-э, Кукушка, болтовня пустая.
Сколько на свете живу – никаких холодов и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето.
На всей земле – лето!
 Объясните, почему так считают птицы?
(голоса животных, слайд №16-27)
Что происходит с животными осенью? С насекомыми? С птицами?
Перед вами карточки с группами животных.
Прослушайте голоса животных. Вы должны их на слух угадать, определить к какой группе животных относится, показав карточку, назвать животное и рассказать об их жизни осенью.
6. Люди осенью
(слайд №28)
А теперь понаблюдаем за людьми.
(слайд №29)
Посмотрите на доску и помогите Лене одеться на прогулку.
- Какую одежду ей надо выбрать?
(слайд №30)
-Чем люди занимаются осенью? Рассмотрите рисунки и расскажите. -Зачем люди трудятся в саду, поле, огороде? 
-У кого из вас есть огороды и дачи?
-Кто помогает там своим родителям?
-Молодцы! Вы не плохо представляете труд людей в саду и огороде?
7. Микроитог(слайд №31)
Вам нравится осень? Чем?
Музыканты сочиняют музыку, поэты - стихи, писатели пишут рассказы, художники рисуют картины, а мы сейчас послушаем, как вы замечательно читаете стихи.
VI.Рефлексия
VII.Итог
- А каком времени года мы сегодня говорили (осень)
- Что происходит с температурой воздуха (похолодание)
- Какие изменения происходят с деревьями? (листопад)
- Какие особенности в жизни насекомых? (Исчезают, прячутся)
- Какие осенние изменения у птиц? (улетели птиц)
- Как осень влияет на жизнь животных? (меняют шерсть, впадают в спячку)
IX.Домашнее задание
Нарисовать рисунок красками для конкурса. Тему задаю разную, первый ряд –
«Ранняя осень», второй ряд – «Золотая осень», третий ряд– «Поздняя осень».