Тема «Односоставные предложения» (на материале поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска




Разработка уроков по русскому языку для 8 социально-гуманитарного класса по ФГОС
Тема «Односоставные предложения»
(на материале поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)
(Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014).



учитель русского языка и литературы
Третьякова Алла Викторовна
Урок 1 (78). Простые односоставные предложения.
Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с понятием «Односоставные предложения»; закрепить навыки нахождения главных членов в предложении; обеспечить языковое развитие учащихся через работу с текстом поэмы «Василий Теркин»; воспитывать живой интерес к творчеству А.Т. Твардовского.

Тип урока
Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать определение односоставных и двусоставных предложений, определение главных членов предложения, какой частью речи может быть выражено подлежащее; уметь отличать односоставные предложения от двусоставных, находить главные члены предложения, определять, какой частью речи может быть выражено подлежащее.
Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы
13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион-ный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
Односоставные предложения












Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организа-ции взаимо-действия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежу-точный контроль

1
2
3
4
5
6
7

1.Мотивация к учебной деятель-ности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово (составляется учителем)
- Мы с вами, ребята, продолжаем говорить о предложении. Давайте вспомним определение предложения.

- Мы продолжаем сегодня говорить о предложении, только речь пойдет о необычных предложениях. Послушайте притчу.
Двое римлян поспорили: кто из них скажет самую короткую речь. Первый сказал: «Еду в деревню», другой ответил: «Езжай!»
- Так в чем же состоит необычность этих предложений?


- Значит, мы сегодня поговорим с вами об односоставных предложениях, имеющих только один главный член предложения. (Работа со слайдом1)
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
- Предложение – это слова, выражающие законченную мысль.








- Они не просто небольшие по объему, у них нет одного члена предложения.





Фронтальная
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия и операции.
Коммуникативные: работают в парах
Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие.
Целеполагание.
Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях.
- Какие предложения называются двусоставными?
- Давайте вспомним определение подлежащего.
- Давайте вспомним определение сказуемого.


















Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных? Каковы их типы?» (Работа со слайдами 2, 3)




Воспринимают информацию, обдумывают ответы на вопросы.
(Это предложения, имеющие два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое).
(Подлежащее – это главный член предложения, обозначающий производителя действия или носителя признака, отвечающий на вопросы КТО? ЧТО? и всегда имеющий форму именительного падежа).
(Сказуемое – главный член предложения, обозначающий действие или признак, отвечающий на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)



Формулируют цель учебной деятельности под руководством учителя, понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Индивидуальная






















Фронтальная
Личностные: желают совершенствовать имеющиеся умения, приобрести новые знания.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: работают индивидуально: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Письменный теоретический опрос




















Устные ответы





3. Выявление места и причины затруднения.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Просмотр мультимедийной презентации по теме урока.
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.
1. «Понаблюдаем и исследуем» (Работа со слайдом 4)
- Почему предложения записаны в два столбика?
Знаешь сам, Василий Теркин, / Что туда дороги нет.
Шел боец в шинели новой, / Догонял свой полк стрелковый


2. Литературно-орфографическая разминка. (Работа со слайдом 5)
- Прочитайте текст, вспомните, из какого художественного произведения взят отрывок?
По дороге прифрнтовой,
Запояса(н,нн), как в стрю,
Шл боец в шнели новой,
Догнял свой полк стрелковый,
Роту первую свою.
Шл леко и даже браво
По причине по такой,
Что махал своею правой,
Как и левою рукой.
- Есть ли в Смоленске улица имени Твардовского? (Работа со слайдом 6)












-На какой улице находится памятник А.Твардовскому и Василию Теркину? (Работа со слайдом 7)
3. Словарно-орфографическая работа
- Какие орфограммы вы увидели в этом отрывке? (Работа со слайдом 5)


Знакомятся с заданием, слушают учителя, находят в предложениях грамматическую основу, определяют предложения по наличию грамматической основы, испытывают затруднения в определении типов односоставных предложений.
Формулируют собственные мысли, высказывают вслух, сотрудничают с учителем и одноклассниками.


- Отрывок взят из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.










- (В 1985 году, когда отмечалось 75-летие А.Т.Твардовского, улице Запольной присвоили имя поэта. А в 1986 году Твардовский стал «Почетным гражданином города-героя Смоленска». На пристройке к дому № 4 установлена мемориальная доска, которая извещает, что улица носит имя А.Т.Твардовского.

- На площади Победы.


-Правописание безударных гласных в коне слова, правописание н/нн в частях речи, о/ё после шипящих и ц, правописание согласных в корне слова. (Выписывают слова с орфограммами и доказывают их)
групповая, индивидуальная, фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: понимают познавательную задачу и осуществляют для ее решения операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия и операции.
Коммуникативные: работают коллективно (обмениваются мнениями)
Устные ответы, работа в тетради

4.Творческая практическая деятельностьпо реализации построенного проекта.





5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение обучающих упражнений на основе учебника или поэмы «Василий Теркин». Взаимопроверка.
1. Работа с учебником (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.)
- Прочтите теоретический материал на стр. 84 , понаблюдайте за предложенными предложениями и сделайте вывод о структуре односоставных предложений.
2.Работа с алгоритмом
3. 1 группа работает с учебником: выполняет упр. 171, стр.85.
2 группа работает с учителем. (Работа со слайдами 9,10)
Анализ предложений. Дифференцированные задания.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв, -
Стороны родной Смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Задание:
- Прочитайте текст, определите тип односоставных предложений.
- Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните ее.
- Произведите морфемный и словообразовательный разборы: позабытый, деревенский.
- Произведите синтаксический разбор 1 предложения.
- Произведите фонетический разбор слова «теплее».
3 группа работает с интерактивной таблицей «Типы односоставных предложений». (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/)
Задание: в режиме он-лайн знакомимся с информацией и обсуждаем примеры.
- Задание: дома выучить теорию, 1 группа - выполнить упр. 172, 2 группа - выписать 8 односоставных предложений из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Гармонь») и подготовить «поэтические пятиминутки», 3 группа – составить по теме «Судьба поэта-земляка А.Т. Твардовского» 18 односоставных предложений.
Работают с книгой. Формулируют собственные мысли и аргументируют свою позицию.
(Односоставные предложения – это предложения, состоящие из одного главного члена предложения).


Слушают учителя, воспринимают информацию, обдумывают ответы на вопросы, работают по группам, выполняют дифференцированные задания.
Фронтальная, индивидуальная
Личностные:
желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные:
Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Устные ответы, письменная работа

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике. Беседа, частичный анализ текста, письменная работа.
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.
1. 1 группа – выполняет упр. 173, стр. 85.
2 группа – цифровой диктант. Выбрать и записать номера односоставных предложений. (Работа со слайдом 11)
1.А боец зовет куда-то
2. И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
3. Веселей кружитесь, дамы!
4. И бежит шофер тот самый,
Опасаясь опоздать
5. Знаешь, брось ты эти вальсы
6.А гармонь зовет куда-то
7. Тишина. Полоска света.
8. Забирай, играй в охоту
9. Едет дальше Вася Теркин
10. И опять увалы, взгорки
3 группа работает самостоятельно: выписывает из поэмы «Василий Теркин» 5 односоставных предложений (все учащиеся работают с разными главами)
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют самостоятельно задания.
Индивидуальная, групповая
Личностные:
имеют желание осваивать новые виды деятельности.
Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.
Регулятивные:
адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения при проверке задания.
Письменная работа, устные комментарии

7.Включение в систему знаний и повторение
Проверка и обсуждение выполнения учащимися заданий. Обобщение полученных знаний на уроке, оценивание.
Контролирует правильность выполнения задания, дополняет ответы учащихся, создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым материалом непосредственно на уроке.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Фронтальная
Личностные:
понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные:
приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оценивание работы учащихся на уроке

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
















Заключительная беседа по вопросам
1.Решение проблемы урока:
«Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных? Вы читали отрывки из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», разбирали тексты, обратили внимание на то, что в поэтическом тексте много встречается односоставных предложений. Как меняют односоставные предложения произведение?
2. Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
3.Какие трудности у вас появились в процессе урока, как вы их преодолевали?
Ответ: с помощью односоставных предложений художественные произведения становятся ярче, богаче, выразительнее, действие подается в динамике.
Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Индивидуальная, групповая
Познавательные:
устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою работу
Коммуникативные:
Строят небольшие монологические высказывания.
Листы обратной связи












Список литературы
1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык: Практика. 8 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю.С. Пичугова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Ю.С. Пичугова. - М.: Дрофа, 2004.
3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.
4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
5. Роговик Т.Н. Русский язык 8 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
6. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык, 8 класс”. М.: Издательство “Экзамен”. 2007.
Список информационных источников

13 HYPE
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Урок 2 (79). Назывные предложения
Цель деятельности учителя

разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения;
опознавать односоставные назывные предложения, определять морфологические способы выражения главного члена;
обеспечить языковое развитие учащихся через работу с текстом поэмы «Василий Теркин»; воспитывать живой интерес к творчеству А.Т. Твардовского.

Тип урока
Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать определение односоставных и двусоставных неполных предложений, определение главных членов предложения, какой частью речи может быть выражено подлежащее; уметь отличать односоставные предложения от двусоставных неполных предложений, находить главные члены предложения, определять, какой частью речи может быть выражено подлежащее.
Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе, умение работать в статических и динамических парах, использование современных информоционно-коммуникационных технологий, умение употреблять назывные предложения для обозначения места и времени.
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения, работая в группах, парах, соотносить свои поступки и события с принятыми этическими
· нормами.
Логические: построение логических высказываний в устной и письменной форме.

Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
Назывные предложения

Организационная структура урока (сценарий)

План
урока
Методы
обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Подведение учащихся к цели урока

1.Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
Личностные: внимание, уважение к окружающим
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками
Регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой учащихся на урок:
- Посмотрите в окно: сегодня замечательное утро – светит солнце! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Учащиеся открыли тетрадь, где после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоен материал.

2. Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Сегодня мы продолжаем разговор о человеке, которым гордится Смоленская земля. Им нельзя не восхищаться. Кому из нас не известны строки:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда
- О каком поэте и произведении идет речь? Аргументируйте свой ответ.
Учащиеся дают развернутый ответ на поставленный вопрос.


3. Сообщение темы урока. Целеполагание.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Личностные: ориентация в межличностных отношениях
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Логические: построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи и соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- Вы правы. Мы продолжаем говорить об А.Т. Твардовском и его поэме «Василий Теркин» (слайд 1-2).
- Обратите внимание еще раз на строки из поэмы «Василий Теркин» и скажите, о каких предложениях мы будем говорить сегодня?
- Вспомните, о чем мы с вами говорили на предыдущем занятии?
- Сформулируйте тему урока, цели. Чем мы сегодня будем заниматься, что узнаем нового, чему научимся? (слайд 3)
- Говоря сегодня об односоставных назывных предложениях, ответим на вопрос: «Какую роль играют данные предложения в поэтическом тексте?» (слайд 4)
Учащиеся читают про себя строки из поэмы «Василий Теркин», дают развернутый ответ на поставленный вопрос.






Учащиеся говорят о том, что изучали на предыдущем занятии,
формулируют предполагаемую тему (записывают в тетрадь) и предполагаемые цели урока, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

1. Проверка знаний
Словесный, познавательный
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Регулятивные: оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- Проверим, как вы усвоили теоретический материал.

- Работа с текстом поэмы: индивидуально работают 3 ученика, выполняя разноуровневые задания: находят в тексте 3-5 односоставных предложений.(слайд 5)





- Внимательно послушайте «поэтические пятиминутки». (слайд 6)
- Найдите односоставные предложения.
- Определите их роль в поэтическом тексте.
- Каким образом односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идеи произведения?
- Какие эмоции испытывает автор строк?

Учащиеся работают в статических парах, отмечают свои успехи в Листок достижений.
3 ученика работают индивидуально: 1) производит пунктуационный разбор предложений; 2) - синтаксический разбор одного П*; 3) из главы «Переправа» выписать назывные П*, найти слова с фонетической ассимиляцией и написать их транскрипцию (4-6 слов).
К доске выходят учащиеся 2 группы, подбиравшие дома материал для «поэтических пятиминуток», читают строки из поэмы «Василий Теркин»:
1.Кабы годы молодые,
А не целых сорок лет
2. Что за судьба?
Мужики, не детвора
3. Вот судьба, товарищ Теркин!
Просто гордость у меня
4. Переправа, переправа
Темень, холод. Ночь как год

2. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.


Проблемный, метод индивидуальной организации учащихся, работа в парах
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формированию навыков развернутого ответа
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1. Работа с учебником (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.)
- Прочтите теоретический материал на стр.86, понаблюдайте за предложенными предложениями и сделайте вывод о том, как отличить назывные предложения от других односоставных предложений.
2.Работа с кластерами (Работа со слайдом 7-9)







3.- Определите тип предложения по составу грамматической основы, чем выражено подлежащее.
Жаркий день поздней осени.
А вот и я.
Двенадцать
Десять часов.
(слайд 10)
Изучают материал по учебнику. Формулируют собственные мысли и аргументируют свою позицию, работая в динамических парах, заполняют кластеры:




Назывное предложение
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













Учащиеся записывают предложения, дают развернутые ответы на вопросы учителя.



3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Проблемный, метод фронтальной и индивидуальной организации учащихся
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формированию навыков развернутого ответа
Познавательные: поиск необходимой информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные: оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
1. 1 группа: выполнить упр. 174.
2 группа: выполнить работу по карточке, доказать орфограммы, произвести фонетический разбор 1 слова, определить, чем выражено сказуемое в односоставных предложениях.
3 группа: выписать назывные предложения из поэмы «Василий Теркин» (гл. «Теркин ранен») (слайд 11)
Слушают учителя, воспринимают информацию, обдумывают ответы на вопросы, работают по группам, выполняют дифференцированные задания.

Этап 3. Применение усвоенного в практической деятельности

1. Самостоятельная работа
Систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формированию навыков развернутого ответа
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств
Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи и соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
1. - Ребята, работаем в режиме-онлайн с таблицей «Знаки препинания в назывных предложениях». http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
(слайд 12)




2.Является ли данное предложение назывным?
Потерял и двор и хату. Хорошо. И вот - кисет
- Как отличить односоставное предложение от двусоставного неполного предложения?
(слайд 13)
3.Разноуровневые задания:
1) выполнение упр. 175
2) словарно-лексическая работа («завируха»), составление сданным словом предложений
3) выполнение упр. 176,177, 179, 182 (по выбору учащихся) (слайд 14)
Учащиеся работают с интерактивной пунктограммой «Знаки препинания в назывных предложениях», разбирают примеры назывных предложений, делаем пометки в опорных конспектах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учащиеся дают ответы на вопросы учителя.







Учащиеся работают самостоятельно, выбирают задания, соответственно своему уровню.


Этап 4. Рефлексия и оценивание планируемых достижений

1.Обобщение.
Метод фронтальной и индивидуальной организации учащихся
Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать
Познавательные:
проявление активности в решении творческой задачи
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи и соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
1.Вернемся к целям урока.
- Смогли ли мы решить все цели?
- Как вы оцениваете работу на уроке?
- Что удалось, что нет?
(слайд 15)
2.Выполните самостоятельно, находясь в режиме-онлайн, тест «Найдите и отметьте назывные предложения».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(слайд 16)
3. Блиц-опрос
-Назывные предложения – односоставные? (Да)
- Назывные предложения – двусоставные? (Нет)
-Назывные предложения имеют один главный член предложения? (Да)
-Назывные предложения могут быть распространенными? (Да)
-В назывных предложениях присутствует действие? (Нет)
(слайд 17)
4. Решение проблемного вопроса
- В течение урока мы говорили о назывных предложениях, продолжили работу с поэмой «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Сейчас вы можете ответить, какую роль играют односоставные назывные предложения в поэтическом тексте?
(слайд 18)
Учащиеся дают ответы на вопросы учителя.





Учащиеся выполняют в режиме-онлайн тест «Найдите и отметьте назывные предложения»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учащиеся дают краткие ответы на вопросы учителя.











Учащиеся дают ответ на вопрос учителя.
(Односоставные назывные предложения делают поэтическую речь мелодичнее, конкретизируют предметы, явления, волнующие поэта, акцентируют внимание читателя на деталях)




2.Самооценка
Метод индивидуальной организации учащихся
Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных знаний, умений. навыков и операционных . аналитических умений как интегрированных; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность
Регулятивные: оценивают свою работу
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Анализ работы учащихся
Самооценка работы на уроке (Лист моих достижений)

3. Домашнее задание
Словесный, наглядный

1 уровень. Выучить параграф № 31, письменно выполнить упр. 180.
2 уровень. Выучить параграф № 31, напишите заглавие произведений Твардовского, в названии которых встречаются назывные предложения.
3 уровень. Выучить параграф № 31, находясь в режиме-онлайн, опишите словесно иллюстрацию к поэме «Василий Теркин», используя односоставные назывные предложения.
(слайд 19)
Учащиеся слушают учителя, записывают домашнее задание.


См. Приложение «Лист моих достижений»




Лист моих достижений Фамилия, имя ____________________

№ п/п
Этапы урока
Критерии оценки
Баллы
Само-оценка
Отметка
учителя

1
Фронтальный опрос

Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



2
Дать определение подлежащего и сказуемого
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



3
Фронтальный опрос (введение в тему, самоцелеполагание)
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



4
«Понаблюдаем и исследуем»
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



5
Литературно-орфографическая разминка
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



6
Словарно-орфографическая работа
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



7
Работа с учебником
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



8
1 группа работает с учебником: выполняет упр. 171, стр.85.
2 группа. Анализ предложений.
3 группа работает с интерактивной таблицей «Типы односоставных предложений».
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0




9
1 группа – выполняет упр. 173, стр. 85.
2 группа – цифровой диктант.
3 группа работает самостоятельно: выписывает из поэмы «Василий Теркин» 5 односоставных предложений (все учащиеся работают с разными главами)
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



10
Решение проблемы урока:
«Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



11
Итоговая самооценка



«5» - 18 – 20 б.
«4» - 17 – 13 б.
«3» -12 – 9 б.





















Лист моих достижений Фамилия, имя ____________________

№ п/п
Этапы урока
Критерии оценки
Баллы
Само-оценка
Отметка
учителя

1
Фронтальный опрос

Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



2
Индивидуальное задание
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



3
«Поэтические пятиминутки»
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



4
Работа с учебником
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



5
Работа с кластерами
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



6
Устная синтаксическая минутка
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



7
1 группа: выполнить упр. 174.
2 группа: выполнить работу по карточке, доказать орфограммы, произвести фонетический разбор 1 слова, определить, чем выражено сказуемое в односоставных предложениях.
3 группа: выписать назывные предложения из поэмы «Василий Теркин» (гл. «Теркин ранен»)
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



8
Работа в режиме-онлайн с таблицей «Знаки препинания в назывных предложениях»
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



9
Разноуровневые задания:
1) выполнение упр. 175
2) словарно-лексическая работа («завируха»), составление сданным словом предложений
3) выполнение упр. 176,177, 179, 182
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



10
Решение проблемы урока:
«Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



11
Фронтальный опрос

Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



12
Работа в режиме-онлайн: выполнить тест «Найдите и отметьте назывные предложения»

Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



13
Блиц-опрос

Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



14
Решение проблемного вопроса
Полный ответ
Частичный ответ
Нет ответа
2
1
0



15
Итоговая самооценка






«5» - 26 – 28 б. «4» - 25 – 16 б. «3» - 15 – 11 б.


отсутствует действие



Утверждается
наличие
предметов
или явлений


Подлежащее
распространено только определением


Отличать от двусоставных с пропуском сказ.




15