Презентация по основам православной культуры Духовной жаждою томим


«Духовной жаждою томим…»Русские писатели о Боге Василий Андреевич Жуковскийромантик и поэт, старший друг и учитель Пушкина, воспитатель наследника престола — будущего Государя Александра II Освободителя. Василий Андреевич всю жизнь оставался искренним христианином и пронес евангельский взгляд на мир и человека через все свои произведения. «Не выражают ли для нас эти слова – Святая Русь – всего, что в течение веков сделалось нашею верою, любовью и надеждою»Что ни придет с незнаемым грядущим –Все будет дар Хранительной руки;Мы на земле повсюду с Вездесущим, Везде к нему душой не далеки. «Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его; высшая идея, какую только человек может иметь, должна принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере».«Люби Бога всею душою, всеми помышлениями и всеми делами; люби ближнего, как самого себя. В этом весь закон христианина. Всякий случай для благотворения есть голос Божий; не затворяй пред ним твоего слуха и покорно исполняй то, что исполнить можешь, какое бы при том ни было чувство».Василий Андреевич Жуковский Александр Сергеевич ПушкинВ его жизненном и творческом пути — отражение эпохи: от наивной мечтательности начала XIX столетия до падения в бездну разочарований и, как итог, возрождение в подлинно христианском духе. Это произошло с великим поэтом во многом благодаря переписке со святителем Филаретом Московским, чьей арфе Пушкин, по его словам, внимал «в священном трепете». Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи. «Я далек от восхищения всем, что вижу вокруг себя; как писатель, я огорчен, как человек с предрассудками, я оскорблен; но клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, ни иметь другой истории, чем история предков, как её послал нам Бог» «Не допускать существования Бога – значит быть еще более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге».Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. В нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все что было великого с самой древности! Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям. Библия всемирна. Вот единственная книга в мире: в ней все есть. Иван Андреевич КрыловЕго замечательные басни не раз цитировали преподобные Оптинские старцы Амвросий и Анатолий. Это неудивительно, ибо подлинная и нравственно безупречная христианская мудрость — вот источники творчества великого писателя. Он был любим народом потому, что через свои басни преподавал ему евангельские истины, отвращая от пагубного пути увлечения революционными идеями, предупреждая: «Плоды неверия ужасны таковы». «Поразительно, что, по воспоминаниям очевидцев, в келье преподобного Амвросия Оптинского была книжка басен Крылова. К ним великий старец часто прибегал, когда наставлял своих духовных чад и всех посетителей. Это красноречивое свидетельство о православной основе басен. Если бы не было у Крылова именно православной мудрости, старцу ни к чему было бы обращаться к помощи его басен. Их часто цитировал и преподобный Анатолий Оптинский».М.М. Дунаев Так истинная благостьБез всякой мзды добро творит:Кто добр, тому избытки в тягость, Коль он их с ближними не делит.Плоды неверия ужасно таковы:И ведайте, народы, вы,Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,Чем против Божества вооружают вас, Погибельный наш приближают час,И обратятся все в громовые вам стрелы. Николай Васильевич ГогольВся жизнь Гоголя была связана с Богом, начиная с обета его матери перед чудотворным образом святого Николая, если у нее будет сын, назвать его Николаем. Даже будучи погруженным в суету литературной жизни Петербурга, он ощущал потребность серьезной духовной жизни, к которой в конце концов пришел «Мне кажется, что если кто-нибудь только помыслит о том, чтобы сделаться лучшим, то он уже непременно потом встретится с Христом, увидевши ясно, как день, что без Христа нельзя сделаться лучшим, и, бросивши мою книгу, возьмет в руки Евангелие».«Мы знаем плохо нашу Церковь. Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы его почувствовать, но не знаем даже, где положили его. И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь... Жизнью нашею мы должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь».Н.В. Гоголь «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. Беда произносить его писателю, когда не пришла еще в стройность его собственная душа: из него такое выйдет слово. Которое всем опротивеет. И тогда с самым чистейшим желанием добра можно произвести зло»«Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не сходит из уст ваших (Еф.4,29). Если это применить ко всем нам без изъятия, то во сколько крат более оно должно быть применимо к тем, у которых поприще – слово и которым определено говорить о прекрасном и возвышенном. Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово; пусть уже лучше раздается гнилое слово о гнилых предметах» Михаил Юрьевич Лермонтовпродолжатель лучших традиций русской поэзии. Уже в его ранних стихотворениях видна тоска по идеалу. Его герои ищут Бога, не находя удовлетворении своих желаний в бесчисленных интересах века сего, но, к сожалению, не всегда обретают Его, увлекаясь обманчивыми иллюзиями «Как бы ни был сшит плащ тщеславия, он никогда не прикрывает совершенно ничтожности»МолитваВ минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... Александр Исаевич Солженицын«Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из нас, неизменно добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас – мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты – это надо почувствовать в наш темный, страшный момент». А.И.Солженицыну выпало претерпеть много страшных испытаний — тюрьмы, ссылки и лагеря, жизнь за пределами любимого Отечества, где имя его хулилось и поносилось в годы коммунистического режима, и бесконечная боль за Русь, оказавшуюся в многолетнем безбожном плену. В вере он видел «основу и укрепу жизни человека». Творчество его стало целой вехой в истории русской литературы. МолитваКак легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра,— Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через безнадежность — сюда, откуда и я смог послать человечеству отблеск лучей Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил,— Ты дашь мне. А сколько не успею — значит, Ты определил это другим. Федор Михайлович Достоевский... Его жизнь и творчество — путь «через горнило сомнений» к искренней и глубокой, выстраданной вере. Он всегда пытался разгадать «тайну человека», и все его произведения — многогранное исследование человеческой природы в самых сложных ее проявлениях, когда «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». А сердце, обратившееся ко Христу и покаявшееся, Он воскрешает и обновляет. "Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия».«Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество? Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Если мы не имеем авторитета в вере и в Христе, то во всем заблудимся». «Красота спасет мир. Христос – красота человеков»«Я верю, что нет никого более прекрасного, более заботливого, более мудрого, более мужественного, более совершенного, чем Спаситель. Я говорю себе с ревностной любовью – нет, и не может быть подобного Ему!» Аполлон Николаевич Майковпоэт-христианин, одной из своих главных задач считавший необходимость «уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен каждому». Он часто воспевал прошлое России, его духовную, сокровенную сторону прежде всего. Интересен тот факт, что к роду Майковых принадлежал преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви ХV-ХVI вв. Аполлон Николаевич всегда помнил об этом. Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомой рукой. Знаю я — свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Светлый Ангел упованья Пролетает над толпой... Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой: Это — медный грош вдовицы, Это — лепта бедняка, Это... может быть... убийцы Покаянная тоска... Это — светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души… «Россия – по природе христианское царство и хранительница истинного духа»«Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». А.Н. Майков Федор Иванович ТютчевФедора Ивановича с полным основанием можно назвать певцом Российской Империи, которой он служил верой и правдой, всем сердцем и силой своего незаурядного дипломатического таланта, мечтая о создании славянского православного союза. Эти идеи нашли отражение и в творчестве Тютчева поэта и публициста. Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тениИ, свет обретши, ропщет и бунтует.Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит... И сознает свою погибель он,И жаждет веры... но о ней не просит...Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!  «У нас Церковь не просто сделалась национальной в обычном значении этого слова, как наблюдалось в других краях, а стала сущностной формой, высшим выражением определенной народности, целого племени, целого мира. Она столь глубоко и проникновенно соединилась с судьбами России, что будет правдой сказать: где существует Православная Церковь, там в самых разных областях жизни обнаруживается и присутствие России» Иван Алексеевич Бунинвыросший в православной семье, через всю жизнь пронес любовь к церковным службам и благоговение перед православными святынями. Он сам признавался: «Страшна, сложна моя жизнь. Всего не расскажешь», ибо часто увлекался и далеко уходил от идеала, который во многом считал недостижимым, но который всегда его вдохновлял, и он много размышлял об «искании и пробуждении в себе того „Божественного", что есть истинная суть человека» «Когда и как приобрел я веру в Бога, понятие о Нем, ощущение Его? Думаю, что вместе с понятием о смерти. Соединено с ним было и бессмертие. Это вошло в меня с самых первых дней моих, равно как и то, что, невзирая на смерть, у каждого из нас есть душа и что душа эта бессмертна» И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав —И от сладостных слез не успею ответитьК милосердным коленям припав.Иван Алексеевич Бунин Анна Андреевна Ахматовапронесенные ей через всю ее жизнь, полную скорбей и лишений. Ее вера в Бога явилась для нее самой и для ее близких своего рода светом во тьме советского атеизма и гонений со стороны коммунистической власти, которую Ахматова не желала воспевать. По словам протопресвитера Александра Шмемана, вера Ахматовой «светит изнутри и изнутри не столько указывает, сколько погружает все в какой-то таинственный смысл». Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей Литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.Анна Андреевна Ахматова Отчего же Бог меня наказывалКаждый день и каждый час?Или это Ангел мне указывалСвет, невидимый для нас?«И молитвы пречистое слово исцеляет болящую плоть» А. А. Ахматова Иван Сергеевич Тургеневнепревзойденный мастер русского слова. Он жил в непростое время господства в Российском обществе нигилизма и материалистических идей. Но был ли сам писатель неверующим человеком? Все его творчество свидетельствует об обратном: Тургеневу удалось сохранить в сердце вынесенную из детства любовь ко Спасителю и веру в Него, наиболее ярко выраженную в заметном стихотворении «Христос». «Как должны быть для нас любопытны обители, единственные памятники, оставшиеся нам от времен, давно минувших! И уединенная жизнь монахов, и эта непоколебимость среди бурь и волнения, - все это должно наполнить душу русского умилением . Не забудем и того, что в монастырях мы нашли летописи, сокровища нашей истории; что единственно сим мирным отшельникам мы обязаны тем, что древняя Русь, с славою ее князей, ее битв, ее народов, не погибла для нас». И.С. Тургенев «О чем бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!» «Земное все — прах и тлен, и блажен тот, кто бросил якорь не в эти бездонные волны!»« имеющий веру — имеет все и ничего потерять не может; а кто ее не имеет — тот ничего не имеет,— и это я чувствую тем глубже, что сам принадлежу к неимущим!»Иван Сергеевич Тургенев