Научный стиль речи (урок русского языка в 9 классе)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»





УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 КЛАССЕ


ПО ТЕМЕ:

«НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ»



Подготовила:
Шишлина Н.В.,
учитель русского языка
и литературы
средней школы № 15



2016 год


Научный стиль речи

Цель: выявить особенности научного стиля речи; выработать навык комплексного анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
подготовить учащихся к написанию сочинения -рассуждения по данному тексту; формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к слову; Ход урока
1) Сегодня на уроке русского языка мы проводим исследовательскую работу.
Тема нашего урока Научный стиль речи.
2) Через несколько месяцев вам предстоит на итоговом государственном экзамене написать изложение с элементами сочинения, а через два года - вы будете сдавать единый государственный экзамен по русскому языку.
Цель урока:
Выявить особенности научного стиля речи;
Отработать навык комплексного анализа текста;
Совершенствовать свои орфографические и пунктуационные навыки;
подготовиться к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту.
2
Словарная работа.
Начинаем работу с лингвистической разминки. Запишите слова, определите, какие орфограммы можно выделить в них.
Эпиграф, разговорный, описание, метафора, параллельная, инверсия, научно - популярный, повествование, термин, цепная, рассуждение, логичность, сравнение, субъективность, содержание, публицистический, информация, обобщённость. - Какие орфограммы можно выделить в словах? (непроверяемая гласная и согласная в корне; правописание приставок на З.-С; дефис в сложных прилагательных) Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа. Вам помогут написанные слова на экране. Обратите внимание на нормы оценок
"5" - 0 ошибок
"4" -1-2 ошибки
"3" -3-4 ошибки
"5" - 5 и более.
Какие оценки вы получили? Поднимите руки кто получил оценку "5", "4", "3" Какие хорошие результаты! Молодцы!
3
Лексическая работа.
Проводим лексическую работу со словами диктанта.
Найдите слово, значение которого "связь предложений в тексте как бы по цепочке, последовательно"
Назовите слово, значение которого "тип речи, отвечающий на вопрос почему!"
Назовите слова, которые являются терминами изобразительно - выразительных средств.
Найдите слово, обозначающее "перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству*'.
Перечислите стили речи, написанные в диктанте.
Какие слова, написанные в диктанте, обозначают признаки научного стиля речи?
Проверим себя.
Чтобы вспомнить отличительные особенности научного стиля, письменно попробуйте ответить на следующие вопросы.
Какова цель научного стиля речи? К кому обращены тексты научного стиля речи? Где используется научный стиль речи? Назовите черты научного стиля?
Я просила подготовить сообщение о языковых и стилистических особенностях научного стиля речи.
4
Научный стиль имеет несколько подстилей, или разновидностей.
А) собственно научный, наиболее строгий, точный, им пишут диссертации, монографии, статьи научных журналов;
Б) научно - популярный (им пишут научные статьи в газетах, в научно - популярных журналов, научно популярные книги, сюда относятся выступления учёных, специалистов перед массовой аудиторией)

В) научно - учебный (им пишется учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений).
Сегодня мы обратим внимание на комплексный анализ научно - популярного текста.
Литература научно - популярного жанра рассчитана на круг читателей, потому она отличается от строго научной более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Термин, а вместе с ним и соответствующие им понятия, в одних случаях опускаются, в других - раскрываются описательно. Таким образом, терминов в текстах научно - популярной литературы оказывается значительно меньше.
В таких текстах обычно избегают использования специальных условных обозначений, символов, формул, сложных схем, в то же время в них широко используется общенаучная лексика.
Для языка научно-популярной литературы характерно употребление более простых предложений, реже используются сложные синтаксические конструкции.
При популярном изложении научное содержание упрощается, снижаются точность и глубина информации, хотя некоторые вопросы теории, отдельные научные положения раскрываются подробно, иллюстрируются примерами, автора привлекают яркие образы, сравнения. Однако главное достоинство популярного изложения научных истин в том и состоит, чтобы круг читателей, слушателей, зрителей, способных пользоваться данной научной информацией, становился значительно шире, так как она рассчитана на широкие массы.
5
Перед вами - план анализа текста и сам текст
- Прежде чем приступить к анализу вспомним, что такое тема, проблема, идея текста,
(тема - предмет речи, проблема - вопрос, требующий исследования, идея - основная мысль текста.)
Прочитаем текст из книги "Занимательная астрономия" и определим тему текста (это текст об удивительном астрономическом явлении - метеоритах).
Какова проблематика текста? Над какими вопросами заставляет задуматься автор?
(Почему метеориты можно назвать удивительным явлением природы? При каких обстоятельствах (когда и как) возникают метеориты? Имеют ли метеориты какое -либо отношение к астрономии?)
- Какова цель автора текста? На какую читательскую аудиторию он рассчитывает?
Автор текста ставит две цели:
1) научно объяснить явления, которые наблюдает человек;
2) убедить читателя, что в мире много необычного, загадочного.
Текст рассчитан на широкий круг читателей.
- Какой стиль речи помогает автору достичь целей? Какие особенности этого стиля можно увидеть в тексте? К какому типу речи можно отнести этот текст?
(В тексте сочетаются черты научного и публицистического стилей. Логичность - черта как научного, так и публицистического стиля, поэтому статья представляет собой рассуждение.
В тексте можно выделить следующие элементы рассуждения: тезис, доказательство, вывод.
В первом предложении содержится тезис: "падающие звёзды" - удивительное астрономическое явление. Затем автор, доказывая это положение, приводит аргументы, убеждая читателя в справедливости тезиса:
"красиво и ярко вспыхивает "звезда",
угасает не в миг, а оставляет за собой
светящийся след;
можно увидеть настоящий ливень из
"Падающих звёзд";
Объясняет, как метеориты возникают, сколько весят, как разогреваются в атмосфере, на какой высоте сгорают. И в последнем предложении содержится вывод: "поистине метеориты необычны" он подтверждает правильность тезиса.
Для того чтобы объяснить явления, которые наблюдает человек, автор использует общенаучную лексику -"астрономическое явление", "космическая частичка", "земная атмосфера", "скорость", "пространство"; Термины: метеорит, метеорологи
Но автор старается еще и увлечь, заинтересовать читателя, поэтому он прибегает к оценочной лексике: "удивительное явление",
"даже дух захватывает",
Восклицанием "каждую секунду их появилось до 20, за час - более 70 тысяч!" Автор выражает своё удивление.
- Как автор отвечает на поставленные вопросы? Какова идея текста?
(Главная мысль текста:
"падающие звёзды" удивительны тем, что появляются
неожиданно, почти мгновенно исчезают, но они очень
красивы.)
- какие из перечисленных средств выразительности использует автор в первом абзаце?
эпитеты.
риторический вопрос.
сравнение.
индивидуально - авторские слова.
- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны ли вы с его мнением?
Следующий этап нашей работы - тестовые задания; решение морфологических, синтаксических задач.
Проверьте, как вы выполнили задание. Сравните свои ответы с правильными.
- Какой для себя вывод сделали?
- Каковы особенности научно - популярного стиля речи вы увидели, анализируя текст из сборника "Занимательная астрономия"
Вам предстоит написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту. Перед вами план сочинения, речевые клише.
Начните свою работу над сочинением - - рассуждением
(уч - ся работают)
- Кто может поделиться опытом своей работы?
Подведение итогов
Мы занимались сегодня на уроке исследовательской работой - научно -популярного текста. Подведём итоги. - Как отличить текст научного стиля от любого другого?
-Домашнее задание:
Продолжите работу над сочинением -рассуждением.
План анализа текста
Прочитайте текст.
Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литераторы.

К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научному / научно- популярному?)
Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение?)
Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.?) Какое настроение преобладает в тексте?
Определите тему текста.
Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)
Разделите текст на смысловые частя, составьте для себя его план.
Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).
Как соотносится начало и конец текста?
11. На каком приеме \ приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)
Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
Понаблюдайте над лексикой текста:
найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение
по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;
найдите опорные слова в каждой части текста;
найдите в тексте контекстуальные синонимы и \ или антонимы;
найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте
в переносном значении;
обратите внимание на стилевую принадлежность лексики,
на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на
эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот,
слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);
выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);
обратите внимание на средства художественной выразительности,
если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения).
Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков - аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс). Что достигает автор их употреблением?
Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамического описания чего-то изменяющегося, движущегося; Обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего,
. передающих удивление, восхищение и т.д.)
Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Употребление предложении определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных, - употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и пр.)
Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.
Каково ваше впечатление от текста?
Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем для сравнения.
При анализе текста помните, что рассмотреть все вопросы на материале одного невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.
Текст.
1. Вероятно, каждый из вас, ребята, хотя бы раз видел удивительное астрономическое явление - "падающие звёзды. 2. Они появляются неожиданно, почти мгновенно исчезают и обычно бывают не очень яркими. 3. Но иногда даже дух захватывает, до чего красиво и ярко вспыхивает "звезда". 4. Она угасает не в миг, а некоторое время оставляет за собой светящийся след. 5. И уж совсем редко можно увидеть "звёздный дождь" - настоящий ливень из "падающих звёзд". 6. Так было, например, 12 ноября 1883 года, когда "звёзды" падали, словно хлопья снега. 7. Каждую секунду их появлялось до двадцати, за час - более 70 тысяч! 8. Можно было подумать, что все звёзды упали с неба. 9. Когда "звёздный дождь" закончился, оказалось, что все три тысячи звёзд, которые мы обычно видим невооружённым глазом, остались на своих местах.
10. Научное название "падающих" звёзд - метеориты. 11. Одно время учёные спорили, имеют ли метеориты вообще какое - либо отношение к астрономии. 12. Ведь не всё, что мы наблюдаем на небе, к ней относится. 13. Например, облака, снег, дождь, радуга - это не астрономические явления. 14. Астрономы не занимаются погодой. 15. Её изучают и предсказывают учёные - метеорологи. 16. Астрономы выяснили, что метеориты возникают, когда крохотная космическая частичка или камешек с большой скоростью врезается в земную атмосферу, разогревается в ней и сгорает, вспыхнув на высоте около 100 километров. 17. До встречи с землёй метеоритные тела долго носились в космическом пространстве. 18. Эти частички действительно очень маленькие, и весят они не больше, чем несколько капель воды. 19. Яркие метеориты порождаются частичками размером с кедровый орешек. 20. Так что "падающие звёзды" совсем не похожи на настоящие звёзды, многие из которых, как вы знаете, больше нашего солнца. 21. Поистине метеориты необычны.
("Занимательная астрономия")
Примерный план сочинения-рассуждения.


Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.
Тема (тематика) текста, выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему.
Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст?
Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает её (их)).
5. Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности),
6. Собственная позиция (обосновать своё согласие или несогласие с автором, привести не менее трёх аргументов, доказывая собственную позицию).
Речевые клише

Автор текста рассказывает нам о...
Тема, к которой обращается автор текста,...
Этот текст.... ...
На эти вопросы отвечает автор текста
Автор предлагает читателю задуматься над такими вопросами
Автор текста хочет не только научно объяснить, но и заинтересовать.
Логичность-главная особенность текстов( )
стиля, поэтому данная статья представляет собой
Тип речи- рассуждение- обеспечивает логичность текста.
...- вот утверждение, которое автор хочет доказать.
С помощью общенаучной лексики (.. .)автор объясняет ...
Для того чтобы объяснить автор использует общенаучную лексику..
Прибегая к оценочной лексике (.. .),автор популяризирует текст.
Оценочная лексика помогает автору текста увлечь, заинтересовать..
Главная мысль текста такова;
...-вот идея текста
С помощью(...) автор убеждает читателя в том...
Автор прав в том, что...
Можно поддержать автора в том ...
Автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в
подборе фактов.
Задания.
1. Из предложения второго абзаца выпишите причастие.
2. Определите разряд местоимения каждый.
3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании мгновенно исчезают.
4. Среди предложений первого абзаца найдите предложений с вводными словами. Напишите их номера.
5. Среди предложений третьего абзаца найдите сложносочиненное. Укажите его номер.
6. Среди предложений первого абзаца укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.
Задания.
1. Из первого предложения выпишите все местоимения.
2. Определите разряд местоимения некоторое.
3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании настоящий ливень.
4. Среди предложений первого абзаца найдите предложение с обращением, укажите его.
5. Среди предложений третьего абзаца укажите предложения с последовательным подчинением приданных. Напишите его номер.
6. Среди предложений второго абзаца найдите предложения с однородными членами, напишите их номера.

15