Методическая работа в ГБПОУ СО Краснотурьинский политехникум


Т.В.ВинтерМЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГБПОУ СО «КРАСНОТУРЬИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Аннотация В статье рассматривается методическая работа в образовательной организации СПО, ее цель и решаемые задачи в ключе развития профессионального образования на современном этапе. Определено ее влияние на качество и эффективность образовательного процесса. Обозначены перспективные направления развития.
Ключевые слова: методическая работа, педагог, методическая служба
Развитие профессионального образования на современном этапе вызвало необходимость переосмысления традиционных подходов к пониманию сущности методической работы и осознанию необходимости рассмотрения научно-методической работы как особого направления. Научно-методическая работа призвана стать важным фактором повышения качества образования. В научной литературе обозначены идеи, которые могут быть предпосылками для дальнейшего построения теоретических основ научно-методической работы в образовательном учреждении.
Ю. К. Бабанский предлагает следующее определение: «Методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [2].
Таким образом, в данном определении сделан акцент на то, что основной целью методической работы становится повышение уровня педагогического мастерства каждого педагога и всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Ю. К. Бабанский самым важным в методической работе в образовательном учреждении считает оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [2].
По мнению автора научно - методическая работа может значительно влиять на качество и эффективность образовательного процесса, включая обучение и воспитание, на итоговые результаты работы образовательного учреждения, и её справедливо можно рассматривать как один из наиболее важных факторов сопровождения образовательного процесса.
М. М. Поташник в своих исследованиях рассматривает методическую работу, как составную часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации [4].
Методическая работа, грамотно организованная в образовательной организации, способствует подготовке педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение современными педагогическими технологиями и инновационными подходами к обучению.
Цель научно-методической работы в образовательном учреждении СПО – подготовка педагогов к методическому сопровождению приоритетных направлений развития образования.
Рассматривая вопросы инновационных преобразований в методической работе, можно рассмотреть имеющийся в ГБПОУ СО «Краснотурьинский политехникум» опыт организации работы методической службы.
Именно методическая служба сегодня становится главным звеном в области научно-методического сопровождения образовательного процесса, инновационным направлением.
Целью методической службы политехникума является обеспечение действенности в организации системы управления качеством образования, в совершенствовании и стабилизации всей жизнедеятельности политехникума.
Для реализации поставленных целей методическая служба политехникума решает следующие задачи.
Организует формирование нормативно-правовой базы функционирования и обновления политехникума.
В ГБПОУ СО «Краснотурьинский политехникум» сформирована нормативно-правовая база на основе Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ и Свердловской области, Приказов Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и др., и представлена в виде Положений, Порядка, Правил в количестве 50 локальных актов, рассмотренных Советом политехникума, утвержденных директором и введенных в действие приказом.2. Методическая служба организует активное участие педагогического коллектива в составлении и исполнении программ развития, в инновационных и опытно-экспериментальных процессах.
В 2015г. Методической службы политехникума разработана Программа стратегического развития ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский политехникум» на 2015-2018годы «Создание на базе политехникума Центра качественной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для экономики региона». Все направления деятельности политехникума выстраиваются в соответствии с данной программой. Участие в инновационном и опытно-экспериментальном процессах представлено разработкой и успешной реализацией проекта создания конструкторского бюро «Энергетик» на базе политехникума с выделением Министрерством общего и профессионального образования Свердловской области целевых денежных средств в размере 1125 000 рублей. Проект «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в государственном бюджетном образовательном учреждении СПО СО «Краснотурьинский политехникум» получил высокую оценку Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
3. Методическая служба содействует формированию программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для введения и продвижения прогрессивного педагогического опыта, новаторства, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других типов творческой деятельности.
В 2015-2016 учебном году обучение в политехникуме осуществлялось по 13 направлениям подготовки: по программам подготовки специалистов среднего звена – 7 специальностей, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 6 профессий. Основные профессиональные образовательные программы сформированы в полном объеме и соответствуют требованиям и рекомендациям по разработке ОПОП. Совместная деятельность педагогов и методической службы политехникума позволяет достигать хороших результатов при разработке контрольно-оценочных средств, формировании пакета документов для промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.
4. Методическая служба создает единое информационное пространство управленческой и научно – методической документации, концентрирует весомый опыт достижений в образовательной практике.
Информационно – методическое обеспечение введения современных образовательных технологий нашло отражение в методических материалах, таких как рекомендации, положения, разработки. Разработаны материалы, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов по разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, курсовому проектированию, итоговой аттестации. Особое внимание отводится сопровождению педагогов по вопросам разработки контрольно-оценочных средств, позволяющих преподавателям использовать новые образовательные технологии, основанные на компетентностном подходе.
Для обеспечения единого информационного пространства политехникума используются информационно-коммуникационные технологии по средствам сайта политехникума, где идёт постоянное обновление материалов по методическому сопровождению педагогов и обучающихся. В 2015г. Благодаря соглашению между ГБПОУ СО «Краснотурьинский политехникум» и компанией «РУСАЛ», осуществлено подключение политехникума к системе дистанционного обучения «РУСАЛ – школам России». 15 педагогических работников политехникума прошли обучение по работе в системе СДО. Продолжается работа над разработкой обучающих модулей для студентов.
5. Методическая служба обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса.
Деятельность в данном направлении осуществляется согласно Плана проведения семинаров, конференций, школ педагогического мастерства
на учебный год. Для развития профессиональной компетентности преподавателей проводятся обучающие семинары и круглые столы. Организована школа педагогического мастерства, которая способствует повышению профессионального уровня преподавателей; углублению знаний по педагогической психологии; внедрению современных форм и методов обучения; распространению научно-педагогического и методического опыта работы среди педагогического коллектива. Все занятия школы имеют практико-ориентированную направленность и строятся на деятельностном подходе.
6. Методическая служба организует и контролирует повышение квалификации и непрерывность образования педагогических работников, содействует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов.
В политехникуме функционируют два методических объединения: общеобразовательных дисциплин и профессионального цикла. Методические объединения организуют олимпиады по дисциплинам, олимпиады профессионального мастерства. В 2015-2016 учебном году в олимпиадах политехникума приняли участие 168 обучающихся, что составляет 38% от общего числа обучающихся. Стали традицией проведение декадников по общеобразовательному циклу, по профессиям и специальностям. В рамках декадников проводятся открытые уроки, где применяются различные игровые формы, используются кейс-технологии.
Введена система сопровождения педагогов в межаттестационный период.
Проводится сопровождение педагогов по вопросам повышения квалификации, в том числе стажировки на предприятиях.
7. Методическая служба способствует повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого обучения, направленного на разумное формирование и развитие личности обучающегося, на его самоопределение и самореализацию.
Созданы условия для вовлечения педагогов в творческую, проектную и исследовательскую деятельность. В политехникуме традиционно организуются научно-практические конференции по обобщению и продвижению педагогического опыта. Методическая служба обеспечивает сопровождение педагогов, участвующих в проектной деятельности. Ежегодно педагоги совместно с обучающимися принимают участие в международных, всероссийских, областных, городских конкурсах, олимпиадах, проектах, фестивалях. В 2015 году приняли участие в вышеперечисленных мероприятиях 45% педагогических работников, 13% обучающихся. Опыт участия в таких мероприятиях показывает, что введение исследовательских элементов в различные формы учебной и внеучебной деятельности, включение студентов в многообразные виды деятельности способствуют формированию у них интеллектуальной, познавательной, активности, являются эффективным средством развития творческого потенциала будущих специалистов.
8. Методическая служба организовывает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества.
Одним из важных направлений деятельности методической службы политехникума является процесс аттестации педагогических работников. Аттестация педагогических работников политехникума организована согласно Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.12. 2014 г. № 331-д «Об организации и проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области»[1]. Доля педагогических работников , которым по результатам аттестации присвоена первая и высшая квалификационные категории в 2015-2016 учебном году составляет 79,4 %, данный результат на 5,9 % выше показателей «дорожной карты».
9. Методическая служба проводит контроль за выполнением ФГОС и реализацией образовательных программ в полном объме, за уровнем обученности и воспитанности обучающихся.
Методическая служба политехникума осуществляет проведение внутреннего аудита основных профессиональных образовательных программ, контрольно-оценочных средств, документации по проведению промежуточной и итоговой аттестации.
В 2014 году в Краснотурьинском политехникуме организована и проведена процедура государственной аккредитации 7 образовательных программ. Свидетельство о государственной аккредитации № 8869 от 25 января 2016г.
Из вышеизложенного можно заключить что, методическая служба Краснотурьинского политехникума обладает реальными возможностями для решения вышеизложенных задач.
Одним из перспективных направлений можно определить сотрудничество с Межрегиональным центром компетенций и Центром координации профессионального образования.
Выбрано новое направление деятельности организация практико-ориентированного обучения в сотрудничестве с ОАО «БАЗ» компании РУСАЛ.
Библиографический список
Аттестация педагогических работников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minobraz.ru/attestacia/Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. – 479с.
Буров К.С. Направленность управления работой методической работой на обеспечение качества образовательного процесса / К. С. Буров //Вестник Южно-Уральского государственного университета . – 2013. – № 1. – С. 105–113. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/napravlennost-upravleniya-metodicheskoy-rabotoy-na-obespechenie-kachestva-obrazovatelnogo-protsessaПрофессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и педагогов / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 9.
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71202838/Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.zokonrf.ru.
T.V.VinterMETHODICAL WORK IN STATE BUDGETARI EDUCATIONAL PROFESSIONAL INSTITUTIONS OF THE SVTRDLOVSK REGION «KRASNOTURINSK COLLEDGE
Abstract In the article the methodical work in educational organization SPO, its purpose and tasks to be solved in the way of development of vocational education at the present stage. Determine its impact on the quality and efficiency of the educational process. Marked perspective directions of development.
Keywords: methodical work, teacher, methodical service