Дополнительная профессиональная образовательная программа «ФГОС общего образования: идеология, содержание, технологии введения»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования Свердловской области
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
Кафедра филологического образования





Дополнительная профессиональная образовательная программа
« Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения»

Вариативный модуль
для преподавателей иностранного языка
(с использованием дистанционных образовательных технологий)

















Екатеринбург
2013




Содержание




№ п/п
Название блока

Планируемый результат
Кол-во часов

1
Государственная политика в области образования
Сформированность в сознании учителя четкого представления об основных направлениях государственной политики в области образования
6

2
Особенности составления рабочих программ. Программа развития универсальных учебных действий.
Свободная ориентация учителя в вопросах нормативно-правового обеспечения процесса стандартизации образования и умение применять свои знания на практике (написание рабочей программы учителя)
6

3
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика. Система оценки результатов.
Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах проектирования, организации и рефлексии деятельности по выполнению требований стандарта.
6

4
Педагогические технологии. Средства мультимедиа в образовании. Создание учебного фильма.
Ознакомление с наиболее эффективными технологиями, приемами и методами реализации ФГОС и умение применять полученные знания на практике.
6











1. Пояснительная записка

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную практику общеобразовательных организаций Российской Федерации предъявляет новые требования как к процессу обучения, так и к его результатам.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС общего образования является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение всех участников данного процесса, необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением стандарта.
Первостепенной становится задача повышения квалификации работников образования, должны применяться формы и методы, основанные на использовании информационных коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки.
Система дополнительного образования педагогов должна создавать условия для серьезной работы с педагогическими кадрами по осознанию изменений, которые должны произойти в системе образования в связи с введением ФГОС. Необходимо внедрение целенаправленного управления введением ФГОС и в первую очередь сопровождения педагогов в процессе реализации требований ФГОС в урочной и внеурочной деятельности.

Целью программы является осмысление педагогами нового подхода к организации образования в целом и урока иностранного языка как основной формы реализации Федерального государственного образовательного стандарта и подготовка учителей иностранного языка к введению ФГОС общего образования.

Для реализации цели вариативного модуля предлагается решить комплекс задач:
актуализировать и систематизировать представления об основных направлениях государственной образовательной политики;
обеспечить свободную ориентацию в вопросах нормативно-правового обеспечения процесса стандартизации образования;
создать условия для повышения уровня профессиональной компетенции в вопросах проектирования, организации и рефлексии деятельности по выполнению требований стандарта;
определить наиболее эффективные технологии, приемы и методы реализации ФГОС общего образования.

Содержание вариативной части для учителей иностранного языка посвящено определению наиболее эффективных форм организации работы с детьми на уроках иностранного языка, включая новые формы ИКТ, конструированию занятий согласно требованиям ФГОС общего образования. Также содержание вариативной части посвящено определению наиболее эффективных форм организации образовательного процесса (индивидуальный учебный план, социальная практика, внеурочная деятельность и т.д.), конструированию урочных и внеурочных занятий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, созданию системы оценки результатов освоения образовательной программы основного и среднего общего образования.
При реализации программы преобладают практические занятия, в ходе которых слушатели разработают конструкты занятий в рамках данной программы, научатся писать рабочие программы педагога, согласно требованиям ФГОС, познакомятся с особенностями мониторинга реализации ФГОС.
По результатам освоения дополнительной образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации.

Категория слушателей: руководители методических объединений, учителя иностранного языка учебных заведений различных типов.
Форма реализации программы: очная, дистанционная, самостоятельная работа
Объем вариативного модуля: 36 часов. Из них 24 часа - теоретические занятия; 6 часов - практические занятия, 4 часа - самостоятельная работа; 2 часа – зачет.
Формы обучения: традиционные, активные, деятельностные, с элементами дистанционного обучения, стажировка на базовых площадках.




















Согласовано:
Заведующий кафедрой филологического образования
___________Долинина Т.А.

Утверждаю:
Проректор
_____________ Ощепкова И.Н..



3. Учебный план
Вариативного модуля для преподавателей иностранного языка
(36 часов)
с использованием дистанционных образовательных технологий
ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения»

п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
В том числе




Лекционные занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа
Формы контроля

1.
Особенности содержания и организации образовательного процесса в основной школе в контексте ФГОС ООО
34


24
6
4
контрольные работы


Зачет
2



2


Итого
36
24
6
4
8









Согласовано:
Заведующий кафедрой филологического образования
___________Долинина Т.А.

Утверждаю:
Проректор
_____________ Ощепкова И.Н..



4. Учебно-тематический план
Вариативного модуля для преподавателей иностранного языка
(36 часов)
с использованием дистанционных образовательных технологий
ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения»

п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего часов
лекции
Практические занятия
Самост. работа
Формы контроля

1.
Особенности содержания и организации образовательного процесса в основной школе в контексте ФГОС ООО
36
24
6
4


1.1
Государственная политика в области образования
6


1
Контрольная работа по теме «Закон об образовании РФ»

1.2
Особенности составления рабочих программ. Программа развития универсальных учебных действий.
6

2
1
Контрольная работа по теме «Разработка рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС»

1.3
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика. Система оценки результатов.
6

2
1 (анкетирование «Стиль поведения»)


1.4
Педагогические технологии. Средства мультимедиа в образовании. Создание учебного фильма.
6

2
1



Зачет
2



2


Итого вариативная часть
36
24
6
4
2



5. Содержание
1. Особенности содержания и организации образовательного процесса в основной школе в контексте ФГОС ООО.
1.1. Государственная политика в области образования
Назначение закона об образовании, понятия «образование», «воспитание» и «обучение», право на образование в РФ, структура системы образования, уровни общего образования, уровни профессионального образования, дополнительное образование, типы образовательных организаций, понятие «ФГОС», последовательность введения ФГОС, статус учащихся, права обучающихся, обязанности и ответственность обучающихся, обязанности родителей, правовой статус педагогических работников, обязанности педагогов.
1.2. Особенности составления рабочих программ. Программа развития универсальных учебных действий.
Технология написания рабочей программы
·, структура рабочей программы, пояснительная записка, планируемые результаты изучения предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы, требования к уровню подготовки школьников, система оценки планируемых результатов, календарно-тематическое планирование. Результат формирования УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД, системно-деятельностный подход, сфера формирования УУД, наиболее эффективные учебные ситуации, формы организации учебно-исследовательской деятельности, внеурочная деятельность, условия организации учебно-исследовательской деятельности, условия формирования УУД, цели предметов – линии развития, алгоритм работы по диагностике формирования УУД.
1.3. Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика. Система оценки результатов.
Понятие «эффективности», основные составляющие современного урока, сравнительная характеристика современного урока с традиционным (отличительные особенности), критерии эффективности современного урока, изменение представления учителя о современном уроке, возможности участия педагога в ценностном развитии ученика, традиционная дидактика и новая дидактика. Отличие понятия «оценка» от понятия «отметка», что оцениваем, кто оценивает, за что ставится отметка, когда ставится отметка, когда ставить или не ставить отметку, право отказа от отметки и право пересдачи.
1.4. Педагогические технологии. Средства мультимедиа в образовании. Создание учебного фильма.
Понятие «педагогическая технология», показатели технологичности. Средства мультимедиа в образовании, понятия «мультимедиа», «мультимедиа-технологии», «мультимедиа-компьютер», роль средств мультимедиа в общем среднем образовании, свойства мультимедиа, классификация средств мультимедиа в образовании, создание учебного фильма в программе «Photo Story 3 for Windows».

6. Требования к уровню подготовки слушателей (ожидаемый результат):
По завершении данной программы учителя иностранного языка должны обладать следующими компетенциями:
иметь представления об основных направлениях государственной образовательной политики;
свободно ориентироваться в вопросах нормативно-правового обеспечения процесса стандартизации образования;
понимать и быть способными объяснить основные структурные и содержательные особенности ФГОС общего образования;
видеть, обосновывать и учитывать при проектировании и организации образовательного процесса принцип преемственности ступеней образования;
определять риски, решать типичные задачи и определять пути преодоления затруднений в процессе реализации ФГОС общего образования;
знать способы диагностики и оценивания сформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
нормативно-правовые и организационные основания внедрения системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку и иноязычной культуре;
уметь осуществить адекватный выбор современных методик и технологий обучения иноязычной культуре для развития коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке на основе системно-деятельностного подхода к обучению;
владеть приемами критериального оценивания достижений учащихся и выпускников на иностранном языке;

7. Виды и формы контроля результатов образовательной деятельности.
В рамках программы проводится входная диагностика, с помощью которой определяется уровень ориентации слушателей в основных положениях ФГОС общего образования, способность к анализу существующих в их образовательном учреждении проблем, связанных с качеством образования.
В процессе реализации программы методом наблюдения отслеживается готовность и способность слушателей к решению типичных задач и разрешению проблемных ситуаций, связанных с реализацией ФГОС общего образования, проводится тестирование или деловая игра по ориентации в содержании базовых документов и ФГОС общего образования.
В процессе дистанционного обучении слушателям предлагается выполнить контрольные работы по темам: «Закон об образовании РФ», ««Разработка рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС».
По результатам дистанционного обучения проверяется владение теоретическими основами и практическими приемами методического сопровождения своей профессиональной педагогической деятельности в условиях реализации стандартов, умение моделировать и проектировать учебные занятия, подбирать инструментарий, анализировать результаты мониторинговых исследований. Проверка работ слушателей позволяет определить индивидуальные особенности усвоения предлагаемого содержания, выявить возникающие у слушателей проблемы компетентностного характера и своевременно внести коррективы в содержание и методику проводимых занятий.
Зачет в зависимости от уровня готовности группы и эффективности процесса обучения на образовательной программе может проводиться в различных формах:
разработка конспекта (конструкта) современного урока иностранного языка;
создание учебного видеофильма.
Зачетная работа позволяет выявить уровень достижений каждого из слушателей, дать необходимые рекомендации, выявить тенденции и динамику произошедших изменений в профессиональной эрудиции слушателей ОП.





























8. Список литературы

Власова Т. И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности / Т. И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - N 2. - С. 41-45.
Казарбаев, Ф. М. Системно-деятельностный подход к управлению качеством обучения / Ф. М. Казарбаев, Б. Х. Юнусбаев // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 2. – С. 22-24.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я, Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.


9. Сведения об авторах:
Сгонникова Евгения Михайловна, кандидат педагогических наук, руководитель МО иностранных языков, учитель английского языка МБОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов.













10. Аннотация
Вариативный модуль для преподавателей иностранного языка (36 час.) ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения», с использованием дистанционных образовательных технологий, адресован руководителям методических объединений, учителям иностранного языка учебных заведений различных типов.
Объем программы 36 часов.
Вариативная часть «Подготовка учителей иностранного языка к реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» составляет 36 часов. Из них 24 часа – теоретические занятия; 6 час. – практические занятия; 2 часа – зачет, 4 часа – самостоятельная работа.
Целью данного модуля является подготовка учителей иностранного языка к введению и реализации ФГОС общего образования.
Содержание вариативной части посвящено проектированию образовательного процесса в основной школе по реализации ФГОС, определению наиболее эффективных форм организации образовательного процесса, конструированию урочных и внеурочных занятий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, созданию системы оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.






























13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1%ђ Заголовок 315