Профессиональный и личностный рост учителя


Личностный рост учителя – цель и результат педагогического процесса в условиях введения ФГОСМатвеева Е.Ю. учитель русского языка и литературы, руководитель МО гуманитарного цикла
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. В.В. Путин
Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.
style.rotation Педагогическое мастерство Умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;Умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;Умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;Умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;Умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;


Педагогическое мастерство Умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;Умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;Умение в совершенстве владеть своим «орудием» труда- речью, словом;Умение критически мыслить и иметь чёткую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;Умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.


Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога.rrrr Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.
Способствующие личностному росту педагога.Определяющие профессиональный рост педагога.В чем заключается суть процесса самообразования? Все источники знаний делятся на:
style.rotation
Личностный рост Интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника.
профессиональное развитиеРост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности.
Единство профессионального и личностного компонентовПрофессиональное совершенствованиеРазвитие личностиПрофессионально- значимые личностные качества

Развитие профессионально значимых личностных качеств можно считать главным условием формирования профессиональной компетентности.
Функции учителя Эмоциональная поддержка ;Исследовательская;Фасилитаторская;Экспертная.


Учитель как собеседник(функция эмоциональной поддержки)
Компоненты эмоциональной поддержкиЭмпатия (понимание чувств учеников), уважение их;Искренность (открытое проявление учителем своих чувств);Конкретность коммуникации (избегание обобщённых высказываний);

Уровни эмпирического пониманияучитель игнорирует эмоциональные проявления ученика, вызывая в нём чувство обиды и даже враждебности;учитель реагирует на эмоциональные проявления ученика, но это реакция не на подлинные чувства ученика, а на чувства, которые сам учитель неверно приписывает ученику;учитель реагирует с достаточно точным пониманием чувств ученика, лежащих на поверхности, но не реагирует или интерпретирует неправильно более глубокие чувства ученика;учитель реагирует не на поверхностное проявление чувств ученика, а на его скрытые, глубинные чувства. Помогая тем самым ученику разобраться в самом себе.


Учитель как исследователь
Аспекты исследовательской активностиВ компетенцию учителя входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте реальности;Использование психодиагностических методов и процедур;Осуществление учителем в учебном процессе развивающих технологий личностного роста

Учитель как человек, создающий условия для учения(фасилитаторская функция)
Учитель должен не столько передавать знания, сколько создавать ребёнку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом учитель фасилитатор- это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового. Учитель как эксперт
Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности ученика в учителе, обладающем глубокими системными знаниями, разносторонними практическими навыками. Учитель должен быть настолько компетентен в области знаний, чтобы он мог свободно владеть материалом без специальной подготовки. Личность учителя многогранна и разнообразна. Но какие характеристики личности учителя являются наиболее значимыми не для ученика вообще, а для ученика нашей школы? Мы попытались определить наиболее значимые для наших учащихся и учителей черты учителя- профессионала (результаты анкетирования) Результаты анкетирования учащихся 10 класса15- знает свой предмет и умеет сделать его доступным (13);6- склонен к юмору, доброй шутке (10);9- терпелив и терпим (9);12- признает свои ошибки (8)7- умеет заметить и поддержать любой успех ученика (6);8- проявляет тактичность, корректность по отношению к другим (6);10 – умеет уважать чужое мнение (6);11 – способен понимать и чувствовать другого человека (6);16 0 объективно оценивает знания учеников (6). Результаты анкетирования учащихся 9 класса1- личное обаяние (внимательное отношение к окружающим) (8); 6- склонен к юмору, доброй шутке (8);9 – терпелив и терпим (8);10 – умеет уважать чужое мнение (8);3 – проявляет собственную (оригинальную) точку зрения, понимание предмета (7);15- знает свой предмет и умеет сделать его доступным (7);7- умеет заметить и поддержать любой успех ученика (6);16 – объективно оценивает знания учеников (6). Результаты анкетирования учащихся 8 класса15 – знает свой предмет и умеет сделать его доступным (13);9 – терпелив и терпим (10);1- личное обаяние (9);6- склонен к юмору, доброй шутке (9);10 – умеет уважать чужое мнение (9);16- Объективно оценивает знания учеников (8). Результаты анкетирования учащихся 5 класса6 – склонен к юмору, доброй шутке (12);7 – умеет заметить и поддержать успех учеников (9);11 - способен понимать и чувствовать другого человека (9);2 - использует интересную информацию на и вне урока (7);15 – знает свой предмет и умеет сделать его доступным (7). Никто из учеников 5 класса не отметил данные пунктов 8 и 13. Результаты анкетирования учителей15- знает свой предмет и умеет сделать его доступным (9); 7- умеет заметить и поддержать любой успех ученика (9);16 – объективно оценивает знания учеников (9);12- Признаёт свои ошибки (7);14 – поддерживает дисциплину (8);1 – личное обаяние (внимательное отношение к окружающим) (6);8- проявляет тактичность, корректность по отношению к другим (6). Направления самообразования учителяпрофессиональное (теория преподавания предмета); психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса); личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);


Самообразование учителей нашего мопосещение уроков и участие в обмене опытом; периодический самоанализ профессиональной деятельности (в т.ч. Публикация статей в интернете);постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии (курсы, в том числе дистанционные); повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры;


Результаты самообразованияповышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; разработка новых форм, методов, приемов обучения; выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; разработка и проведение открытых уроков; создание комплектов педагогических разработок; обобщение опыта по исследуемой теме.